Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Информационно-коммуникационные технологии в практике учителя физики

Дата публикации: 2018-04-23 11:39:55
Статью разместил(а):
Ершова Ольга Викторовна

Информационно-коммуникационные технологии

в практике учителя физики

Автор: Ершова Ольга Викторовна

"МОУ Гимназия № 9 Кировского района Волгограда"

 

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. Каждому учителю понятно, что это требование сегодняшнего дня, но многие испытывают сомнения и неуверенность. Поэтому я хочу рассказать о своем опыте и опыте своих коллег использования компьютера в учебно-воспитательном процессе и тем самым помочь тем, кто все еще сомневается в правильности этого выбора.

Сначала я просто перечислю реально используемые учителями всех предметных областей направления внедрения информационных  технологий в практическую деятельность учителя общеобразовательной школы:

1.     через проведение занятий в компьютерном классе школы;

2.     реализуя возможности АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя в специализированном классе школы;

3.     опираясь только на домашний ПК учителя;

4.     используя домашние ПК обучающихся.

С чего же начать? Наверно, с самого простого и постепенно расширять круг видов деятельности сначала самого учителя, а затем постепенно и обучающихся вместе с учителем.

1.     Ведение документации в электронном виде

Данный вид компьютерной деятельности самый простой и, кроме того, позволяет учителю постепенно и незаметно повысить свою квалификацию в области использования компьютерных программ. Вы будете иметь в электронном виде все необходимые (и требуемые) документы, например, такие как:

*       паспорт кабинета;

*       календарное и поурочное планирование;

*       нормативные документы;

*       банк данных и проверочных и контрольных работ;

*       ведение журнала успеваемости;

*       копилка интересных дел

*       фотоальбом класса;

*       протоколы методического объединения, родительских собраний и т.п.

2.     Домашние задания  учащихся.

Хочу сразу сказать, что все перечисленные мною ниже работ выполняютя учащимися только по желанию. Они рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к предмету. На практике эти задания выполняют от 3 до 10 человек.

 

К сожалению, поисковая работа в Интернете занимает много времени. Поэтому при изучении новой темы объявляю задания:

*       найти в Интернете 2-3 сайта по теме … и написать рецензию;

*       найти  2-3 анимации по теме и составить к ним задания;

*       открыть сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание… и т.д.

*       выполнение домашних задач в электронном виде, пересылка их по электронной почте, а у кого нет Интернета могут представить задачи на дискете или CD-диске.

Выполнение домашних задач в электронном виде позволяет создать учителю электронную копилку-решебник.

Учащиеся имеют следующие возможности сдачи отчета о выполненных заданиях:

*                  письменно в рабочей тетради

*                  пересылка по почте на e-mail 

*                  в электронном виде на дискете.

Цель таких заданий: сформировать у учащихся общеучебные информационные умения поисковой и словарной работы в Сети.

Подобранные учащимися материалы в дальнейшем может использовать учитель в учебном процессе. Например, по теме «Реактивное движение» в 9 классе были подобраны следующие анимации и видеофрагменты:

*                  сегнерово колесо;

*                  движение медузы;

*                  движение кальмара;

*                  движение морского гребешка.

Использование мультимедийного проектора в учебном процессе привело к тому, что многие учащиеся при подготовке дополнительных сообщений сегодня используют для иллюстрации своего рассказа компьютерные технологии. Так, чаще всего они сопровождают свое сообщение презентацией в POWER POINT. Вот фрагменты презентаций выполненные учениками.

3.                Учебный процесс.

Компьютерные технологии используются мной (или могут использоваться) на всех этапах работы учителя:

*                  для организации повторения домашнего задания по вопросам-слайдам;

*                  для объяснения нового материала (иллюстративная презентация или моделирование физического процесса на экране);

*                  для закрепления материала и проверки знаний обучающихся на обобщающих уроках по определенным темам.

Например, в 9 классе при изучении темы «Отражение звука. Эхо», «Ядерный реактор», «Экспериментальные методы исследования частиц» для объяснения нового материала и при обсуждении вопросов использую презентации и слайды из них «РУПОР», «ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР», «экспериментальные методы исследования частиц», «диапазоны слышимых звуков».  

4.                Исследовательская и проектная деятельность учащихся.

Представить современную школу без проектной деятельности учащихся сегодня невозможно. Такая форма работы используется всеми учителями различных предметных областей. И наиболее популярная и удобная форма представления проекта – презентация в POWER POINT. Содержание реферативной работы выполняется в Microsoft Word и т.п. Причем составленный продукт может служить иллюстративным рядом при демонстрации работы, а также источником знаний учащихся. (Представление фрагмента исследовательской работы «Шум – это проблема для школьников?»)

В своем выступлении, я очень кратко перечислила реализуемые мною на практике приемы использования информационных технологий. Но перспективные планы намного шире:

*       совершенствование электронной документации кабинета;

*       возможность налаживания работы с родителями в Сети (эти технологии позволяют извещать родителей, давать им необходимую информацию, отвечать на вопросы, просьбы и пожелания через ЕИС).

*       создание в кабинете физики собственной «копилки» электронных образовательных ресурсов, электронного решебника, возможность обмена ими с коллегами района.

Очень надеюсь на увеличение круга единомышленников.

.  .  .