Информационно-коммуникационные технологии в практике учителя физики
Информационно-коммуникационные технологии
в практике учителя физики
Автор: Ершова Ольга Викторовна
"МОУ Гимназия № 9 Кировского района Волгограда"
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. Каждому учителю понятно, что это требование сегодняшнего дня, но многие испытывают сомнения и неуверенность. Поэтому я хочу рассказать о своем опыте и опыте своих коллег использования компьютера в учебно-воспитательном процессе и тем самым помочь тем, кто все еще сомневается в правильности этого выбора.
Сначала я просто перечислю реально используемые учителями всех предметных областей направления внедрения информационных технологий в практическую деятельность учителя общеобразовательной школы:
1. через проведение занятий в компьютерном классе школы;
2. реализуя возможности АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя в специализированном классе школы;
3. опираясь только на домашний ПК учителя;
4. используя домашние ПК обучающихся.
С чего же начать? Наверно, с самого простого и постепенно расширять круг видов деятельности сначала самого учителя, а затем постепенно и обучающихся вместе с учителем.
1. Ведение документации в электронном виде
Данный вид компьютерной деятельности самый простой и, кроме того, позволяет учителю постепенно и незаметно повысить свою квалификацию в области использования компьютерных программ. Вы будете иметь в электронном виде все необходимые (и требуемые) документы, например, такие как:
* паспорт кабинета;
* календарное и поурочное планирование;
* нормативные документы;
* банк данных и проверочных и контрольных работ;
* ведение журнала успеваемости;
* копилка интересных дел
* фотоальбом класса;
* протоколы методического объединения, родительских собраний и т.п.
2. Домашние задания учащихся.
Хочу сразу сказать, что все перечисленные мною ниже работ выполняютя учащимися только по желанию. Они рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к предмету. На практике эти задания выполняют от 3 до 10 человек.
К сожалению, поисковая работа в Интернете занимает много времени. Поэтому при изучении новой темы объявляю задания:
* найти в Интернете 2-3 сайта по теме … и написать рецензию;
* найти 2-3 анимации по теме и составить к ним задания;
* открыть сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание… и т.д.
* выполнение домашних задач в электронном виде, пересылка их по электронной почте, а у кого нет Интернета могут представить задачи на дискете или CD-диске.
Выполнение домашних задач в электронном виде позволяет создать учителю электронную копилку-решебник.
Учащиеся имеют следующие возможности сдачи отчета о выполненных заданиях:
* письменно в рабочей тетради
* пересылка по почте на e-mail
* в электронном виде на дискете.
Цель таких заданий: сформировать у учащихся общеучебные информационные умения поисковой и словарной работы в Сети.
Подобранные учащимися материалы в дальнейшем может использовать учитель в учебном процессе. Например, по теме «Реактивное движение» в 9 классе были подобраны следующие анимации и видеофрагменты:
* сегнерово колесо;
* движение медузы;
* движение кальмара;
* движение морского гребешка.
Использование мультимедийного проектора в учебном процессе привело к тому, что многие учащиеся при подготовке дополнительных сообщений сегодня используют для иллюстрации своего рассказа компьютерные технологии. Так, чаще всего они сопровождают свое сообщение презентацией в POWER POINT. Вот фрагменты презентаций выполненные учениками.
3. Учебный процесс.
Компьютерные технологии используются мной (или могут использоваться) на всех этапах работы учителя:
* для организации повторения домашнего задания по вопросам-слайдам;
* для объяснения нового материала (иллюстративная презентация или моделирование физического процесса на экране);
* для закрепления материала и проверки знаний обучающихся на обобщающих уроках по определенным темам.
Например, в 9 классе при изучении темы «Отражение звука. Эхо», «Ядерный реактор», «Экспериментальные методы исследования частиц» для объяснения нового материала и при обсуждении вопросов использую презентации и слайды из них «РУПОР», «ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР», «экспериментальные методы исследования частиц», «диапазоны слышимых звуков».
4. Исследовательская и проектная деятельность учащихся.
Представить современную школу без проектной деятельности учащихся сегодня невозможно. Такая форма работы используется всеми учителями различных предметных областей. И наиболее популярная и удобная форма представления проекта – презентация в POWER POINT. Содержание реферативной работы выполняется в Microsoft Word и т.п. Причем составленный продукт может служить иллюстративным рядом при демонстрации работы, а также источником знаний учащихся. (Представление фрагмента исследовательской работы «Шум – это проблема для школьников?»)
В своем выступлении, я очень кратко перечислила реализуемые мною на практике приемы использования информационных технологий. Но перспективные планы намного шире:
* совершенствование электронной документации кабинета;
* возможность налаживания работы с родителями в Сети (эти технологии позволяют извещать родителей, давать им необходимую информацию, отвечать на вопросы, просьбы и пожелания через ЕИС).
* создание в кабинете физики собственной «копилки» электронных образовательных ресурсов, электронного решебника, возможность обмена ими с коллегами района.
Очень надеюсь на увеличение круга единомышленников.