Реализация экологического образования в средней школе
Реализация экологического образования в средней школе
Автор: Тур Людмила Владимировна
МБОУ "Гимназия № 1" Карасукского района Новосибирской области
За последние три года на кафедре естественно-математических наук в гимназии апробирована многопредметная модель экологического образования. Традиционно экологические закономерности и проблемы изучаются в рамках преподаваемых в средней школе естественных дисциплин, кроме этого после объединения кафедр добавились такие дисциплины как математика и информатика.
Основные задачи экологического образования на кафедре:
- Формирование у школьников целостного представления о месте человечества в биосфере;
- Формирование представлений о взаимосвязи абиотических, биотических и антропогенных процессов на планете и личном участии учащихся в обеспечении экологической безопасности.
Эти задачи традиционно решаются в курсе естественных наук и ближе всего они решаемы в курсе биологии. Биология изучается несколько раньше других естественных предметов. Именно начиная с биологии от темы к теме, от раздела к разделу возрастает вероятность не сумбурного восприятия только негативного воздействия человека на окружающую природную среду, а может сформироваться убеждение в последовательных действиях человечества по решению глобальных и локальных экологических проблем.
Многие лабораторные работы в курсе биологии имеют экологическую направленность, что дает возможность развитию навыков исследовательской деятельности учащихся и делает их восприятие природы более близким, а не абстрактным.
Кроме преемственности в экологическом образовании по горизонтали в курсе биологии, осуществляется еще и межпредметная вертикальная преемственность.
В курсе физики и химии проводятся факультативные занятия по экологическому мониторингу окружающей среды микрорайона школы. В рамках этих занятий были проведены исследовательские работы по экологии. В курсе географии работает кружок по экологическому краеведению. Результатом этой работы стало создание эколого-краеведческого путеводителя по Карасукскому району. В курсе математики проводятся интегрированные уроки по решению задач по экологии. На уроках информатики при отработке навыков по созданию моделей, используем задачи по экологии и генетики популяций.
Таким образом, в нашей школе прослеживается как горизонтальная так вертикальная преемственность по экологическому воспитанию.
Для того чтобы поднять уровень теоретический и практический подготовки учащихся по экологии и совершенствовать навыки исследовательской деятельности в нашей гимназии был разработан и реализован экологический проект « Экотропами по родному краю».
Цель проекта:
Организация экологического воспитания и просвещения учащихся, в условиях каникулярной школы через привлечение к практическим природоохранным мероприятиям, пропаганда и формирование экологической грамотности населения города Карасука.
Задачи проекта:
Формирование осознано – бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей.
Поддержание и поощрение учащихся, проявляющих интерес к исследованиям экосистем родного края и способствующих их сохранению.
Информирование населения об экологических проблемах и их последствиях через листовки, средства массовой информации.
Воспитание чувства бережного отношения к природе.
В рамках каникулярной школы были проведены следующие мероприятия:
1. Изучение состояния участка реки Карасук на территории Карасукского района;
2. Экскурсии на природу с целью изучения видового разнообразия.
3. Изучение состояния городских свалок в г. Карасуке и проблем утилизации бытового мусора (принять участие учащимся каникулярной школы в обустройстве пришкольной территории)
4. Проведение каникулярной школы
5. Выпуск информационного материала:
а) Выпустили две статьи – призывов в районной газете «Наша жизнь» на тему «Мы достойны чистого города! Какие мы, таков и город!»;
б) Создали и распространили 250 листовок «Мой двор не свалка!»;
в) Выпустили 60 стенных газет по организациям города «Эй, ЧЕЛОВЕК! Я обращаюсь – посмотри!... Мусор убери!».
Результатом реализации проекта по экологическому образованию с одаренными детьми является каникулярная школа, направленная на: развитие навыков и умений в практико - ориентированной деятельности; формирование мировоззрения обучающихся через социализацию экологических проблем; обогащение духовного мира ребенка, через непосредственное общение с природой; внедрение наиболее продуктивных инновационных технологий по развитию экологического мышления у обучающихся.
Создана дополнительная система экологического воспитания и образования учащихся городских школ. Появилась возможность практического закрепления теоретических знаний по экологии на учебных полигонах. Были организованы природоохранные акции силами учащихся школ города.