Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Внутренняя система оценки качества образования – механизм повышения результативности

Дата публикации: 2018-04-12 12:33:34
Статью разместил(а):
Суровцева Светлана Владимировна

Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов

Автор: Суровцева Светлана Владимировна

МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1», г. Кяхта, Республика Бурятия

 

Введение.

Проблема оценки качества образования на сегодняшний день является самой актуальной для всей образовательной системы Российской Федерации. Общая черта системных изменений в образовании на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях - нацеленность на обеспечение качества образования, совершенствование системы его оценки, приведение в соответствие с требованиями общества.

Русский язык и литература  являются одними из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеют огромное значение в становлении и развитии личности ребенка. Перед учителем сегодня стоит проблема создания условий для достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. 

«Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.»[1] Концепция преподавания русского языка и литературы определяет целый ряд мер, направленных на повышение качества филологического образования в школе. 

Цель методической разработки – поиск наиболее эффективных, рациональных вариантов, образцов действий применительно к повышению результативности качества образовательных результатов.

Задачи:                                    

- выявление эффективных механизмов использования результатов оценочных процедур с целью повышения качества образования;

- повышение мотивационной готовности учителя при организации объективной системы оценки качества образовательных результатов.

Если прежде систематический анализ объективных данных о качестве результатов обучения, осуществление мониторинга и диагностики состояния образовательных систем для получения результатов, соответствующих уровню развития общества и его социальному заказу, осуществлялся только образовательным учреждениям, то на сегодняшний день он необходим  родителям, вузам, работодателям. В связи с этим создание и развитие объективной контрольно-оценочной системы качества обучения в целях выявления соответствия уровня подготовленности обучающихся требованиям пользователей и образовательных нормативных документов является одной из важнейших задач модернизации образования, обуславливающей поиск путей эффективной работы учителя-предметника и коллектива образовательной организации в целом. Администрация школы, предлагая четкую программу действий по достижению определенных результатов, мотивирует учителя, поддерживая его профессиональные качества и принуждая его к совершенствованию педагогического и методического мастерства. Но, к сожалению, одного мастерства учителя недостаточно. Система оценки качества образовательных результатов по русскому языку и литературе, как и любого другого предмета, прежде всего, должна базироваться на существующих образовательных стандартах и оценивать эффективность обучения умениям, навыкам и способам деятельности, закрепленным в образовательных стандартах.

Основная часть.

Раздел 1. Научно-теоретическое и практическое обоснование.

1.1. Нормативные документы, регламентирующие содержание разработки.

В ходе систематизации источников, посвященных вопросам оценки качества образовательных результатов по  русскому языку и литературе,  была составлена выборка по рассматриваемой проблеме: нормативные документы, научные монографии, диссертационные исследования, научные статьи в периодических изданиях и тематических сборниках научных трудов, материалы научно-практических конференций, учебные программы и методические пособия. Результаты работы по отбору и систематизации источников показали наличие неполного описания  решения  проблемы, связанной с оценкой качества образовательных результатов обучающихся по предметам. Поэтому для разработки теоретической основы методической разработки взяты нормативные акты федерального уровня, документы концептуального характера и документы регионального уровня. 

Методические рекомендации  «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов» разработаны на основе нормативно-правовых документов: 

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. №19644)

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) 

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

4. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

1.2. Промежуточная аттестация – механизм контроля результатов.

В нашей школе функционирует Внутренняя система оценки качества образования, разработано Положение о форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Указанное Положение определяет основные направления и цели оценочной деятельности, объект, содержание и систему оценок знаний, универсальных учебных действий, формы и порядок текущей и промежуточной аттестации учащихся на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования. Положение включает в себя описание критериев, процедур и состав инструментария оценивания, определяет условия и границы применения системы оценки, а также периодичность и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации.

Для построения системы промежуточной аттестации, отражающей результаты ООП, нужно определить, что оценивается. Элементарная единица для оценки в школе являются контролируемые элементы содержания (КЭС), которые должны быть отражены в результатах ООП, на основе которых формируют фундаментальные понятия. 

Предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые направлены на применение знаний. Какие же именно предметные знания и действия должны проверяться? Ясный ответ на него дают Стандарты образования и Примерные образовательные программы. В них содержание представлено в двух форматах. Прямым текстом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках аттестации учеников (блок «Выпускник научится»). Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля (блок «Выпускник получит возможность научиться»).

Другими словами, при оценке качества образования важно в первую очередь проверить, насколько ребенок усвоил опорные знания и умения по каждому из предметов. В  ходе составления рабочей учебной программы учитель должен уметь выделить из общей системы предметных знаний опорные знания и действия, отметить их наличие в планировании текстом или определенным кодом (цифровым символом) и осуществить оценку планируемых результатов освоения образовательной программы на основании успешности или неуспешности освоения учащимися этих опорных знаний и действий.

Раздел 2. Опыт и результаты работы.

2.1. Элементарная единица оценки - КЭС.

Чтобы правильно сформировать эффективное планирование, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: соответствует ли содержание урока русского языка или литературы опорным элементам содержания стандарта образования и какие опорные умения и способы деятельности будут отрабатываться на уроке.

Для вычленения КЭС мы взяли за основу (для обучающихся по ФК ГОС - 8-11 классы) приказ МОиН РФ №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».  Для  обучающихся по ФГОС (5-7 классы) – Фундаментальное ядро общего образования, а также Примерные образовательные программы.

Рассмотрим  декомпозицию содержания программы учебного предмета Литература на уровне основного общего образования  (Приказ  МОиН РФ №1089 Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). КЭС «Творчество Г.Р.Державина». Учитель определяет, что этот элемент содержания должен изучаться в модуле «Русская литература 18 века» в теме «Классицизм как литературное направление». Чтобы понять, для каких видов аттестации в дальнейшем необходим этот элемент КЭС (нужен ли он для предъявления итогового результата по литературе), педагог определяет его место в кодификаторах ОГЭ и ЕГЭ, далее выясняется, что в состав этого обобщенного КЭС входят 3 крупных элемента содержания. Каждый крупный КЭС учитель смог разделить на «мелкие». 

Названия  «мелких» КЭС повторяются во многих модулях курса. Именно «мелкие» элементы содержания формируют фундаментальные понятия. На основе фундаментальных понятий и контролируемых элементов содержания строится система итоговой аттестации, которая показывает эффективность работы школы по реализации образовательной программы. Такой результат школы можно увидеть в достижениях учащихся на государственной итоговой аттестации.

Неслучайно промежуточной аттестации уделено особое внимание в федеральных нормативных документах. Если школа выбирает формы промежуточной аттестации с учетом элементов содержания образования, формирует гибкую систему оценивания, а педагог учитывает на уроке все КЭС, подлежащие аттестации, то школа сможет создать необходимые условия для обучения, а значит, гарантирует результаты по Стандарту. 

Составленное подобным образом приложение к рабочей программе ориентирует учителя как на целенаправленную подготовку к каждому уроку, так и на оценку освоенных в теме элементов содержания. Только тогда учитель получает четкий ориентир своей деятельности, понимает, насколько ученик освоил опорные знания, какие необходимые умения приобрел и над какими элементами надо еще поработать. 

2.2. Оценка метапредметных и личностных результатов учащихся.

Важнейшей особенностью федеральных государственных стандартов является их опора на системно-деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели и основного результата образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности, формирование готовности её к саморазвитию и самоорганизации. Не менее значимое место в документе занимают и требования к результатам образования, в первую очередь, личностным и метапредметным. Под последними понимаются универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Содержание оценки метапредметных достижений обучающихся строится вокруг умения учиться, то есть той совокупности способов действий, которая обеспечивает способность обучающихся самостоятельно приобретать личностно-значимые знания и умения.

К метапредметным универсальным учебным действиям относится, например, такой результат, как умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно измерен в разных формах, например, в жанре устного публичного выступления-презентации. 

В ходе промежуточной аттестации также оцениваются метапредметные и личностные результаты учащихся. Данные по оценке метапредметных результатов, которые не могут быть отображены в официальном классном журнале, фиксируются в Рабочем журнале учителя.  

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы,  представленных  в  разделах  «Регулятивные  учебные  действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценка метапредметных результатов   может   проводиться   в   ходе   различных   процедур:   итоговых контрольных  работ  по  предметам, комплексных работ на межпредметной основе, тематических контрольных работ.

Данные по оценке личностных результатов освоения обучающимися ООП фиксируются в Рабочем журнале классного руководителя/ Оценка личностных результатов рассматривается в динамике формирования у обучающихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований и отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности образовательной организации.

2.3. Поэлементный анализ.

В рамках обеспечения мониторинга индивидуальных образовательных достижений по результатам текущей и промежуточной аттестации учитель проводит поэлементный анализ ответов учащихся. Общая идея поэлементного анализа состоит в выделении и оценивании в контрольных заданиях отдельных элементов знаний и умений учащихся. Поэлементный анализ ответов учащихся способствует повышению объективности не только качественной, но иногда и количественной оценки.

При проведении поэлементного анализа составляется таблица, в которой заносится список учащихся, напротив фамилии каждого ученика указывается результат выполнения или невыполнения того или иного задания. На основании параметров оценивания выставляется итоговая оценка за всю работу. Такой сводный оценочный лист позволяет учителю осуществлять сквозное видение всей картины освоения программного материала и своевременно разработать корректирующие мероприятия для ликвидации академической задолженности. На заседаниях Школьных методических объединений  обсуждаются результаты поэлементного анализа контрольных работ, выявляются академические трудности обучающихся и намечаются пути их устранения.  Эти мероприятия позволяют определить  эффективность использования поэлементного анализа как одного из элементов параметрической модели оценки качества результатов  каждого ученика.

2.4. Работа с детьми, имеющими академические трудности.

Одной из актуальных проблем на сегодня остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости по обязательным предметам.

Для детей, испытывающих академические трудности по русскому языку и литературе, проводятся индивидуальные занятия и консультации, осуществляется систематический контроль подготовленности, при изучении нового материала выявляется степень понимания ими учебного материала, напоминаются приемы и способы выполнения заданий.

Задача учителя не вытянуть всех учащихся на заданный уровень знаний, умений и навыков, а вывести каждого ученика в режим развития. 

Приведем пример. По результатам самообследования учителя русского языка и литературы Суровцевой С.В. в первой четверти 2016-2017 учебного года выявлено 7 обучающихся с академическими трудностями по русскому языку и литературе, что составляет 7,5 % от общего количества учащихся.

По итогам 2 четверти выявлено 7 детей с академическими трудностями, что составляет 7,5 % от общего количества учащихся.

По итогам 3 четверти количество детей, имеющих академические трудности, снизилось до 4, что составляет 4,3 %.

По итогам учебного года количество обучающихся, имеющих академические трудности, снизилось до 3 детей, что составляет 3,2 % от общего количества или около 50% от первоначального количества.

Таким образом, мы видим снижение количества детей, имеющих академические трудности, что является результатом эффективной работы учителя в рамках методической проблемы «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов». По итогам самообследования учителем выявлены темы, вызывающие трудности при усвоении, проанализирован и утвержден перечень метапредметных результатов (в т.ч. УУД), необходимых для первоочередного формирования у детей с академическими трудностями.

За период каждого учебного года  проводятся следующие мероприятия, способствующие созданию условий для преодоления академических трудностей обучающихся по русскому языку и литературе:

- составлена программа погашения академической задолженности по предметам,

- организовано проведение элективных занятий, консультаций с выпускниками по подготовке к сдаче ГИА,

- организовано проведение дополнительных занятий, консультаций для детей, имеющих академические трудности,

- проводятся консультации по индивидуальным проектам,

- проводятся школьные диагностические работы по предметам во всех классах в системе СтатГрад,

- организуется участие во Всероссийских проверочных работах, ОРФО-9, «Знаника»,

- используются в педагогической практике такие формы, как наставничество, мастер-классы, взаимопосещение уроков учителями русского языка и литературы с целью знакомства с педагогическими приемами своих коллег, совместное обсуждение проведенных уроков.

В рамках преодоления академических затруднений педагог проводит следующие мероприятия: педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, информатизация педагогической деятельности; педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудными учениками с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их по видам допущенных ошибок. Ведется систематическое психологическое сопровождение данной категории учащихся. По результатам исследований психолог дает рекомендации учителям, родителям, детям.

2.5. Результативность деятельности.

На протяжении нескольких лет, в рамках проведения мониторинга и подготовки учащихся к ГИА, в целях осуществления независимой оценки учебных достижений школа принимает участие в работе системы СтатГрад.  Но перед проведением любой диагностической работы учителя проводят тщательный анализ кодификатора   на соответствие пройденному материалу. Результаты данных диагностических работ фиксируются в системе СтатГрад. Система выдает готовый поэлементный анализ выполнения или невыполнения заданий. Протокол результатов доводится под роспись обучающимся и их законным представителям. В выпускных классах составляется динамическая таблица, что позволяет выявить образовательные дефициты и риски при сдаче ГИА. Эта работа позволяет учителю добиваться положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662. 

Так по результатам ГИА (ОГЭ) в 9 классе по русскому языку  в 2015 г. у учителя русского языка и литературы Суровцевой С.В. средний балл – 4,3; успеваемость – 100%; в 2016 г. средний балл – 4,4; успеваемость – 100%. Повышение в 0,1 балла.  

По результатам ГИА (ЕГЭ) в 11 классе по русскому языку  в 2016 г. у учителя русского языка и литературы Суровцевой С.В. средний тестовый балл – 60; успеваемость – 100%; минимальный – 34, максимальный -93; в 2017 г. средний тестовый балл – 63; успеваемость – 100%; минимальный – 39, максимальный -96; Повышение в 3 тестовых балла.  

По результатам ГИА (ЕГЭ) в 11 классе по литературе  в 2016 г. у учителя русского языка и литературы Суровцевой С.В. средний тестовый балл – 67; успеваемость – 100%. Этот показатель выше среднего тестового балла по Республике Бурятия на 11,2 балла.  

Подтверждающие документы – протоколы проверки результатов ГИА размещены на сайте учителя в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О персональных данных".

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией имеют стабильную положительную динамику.

Развитие  у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности и полученные результаты представлены в отчете  

В рамках повышения качества образовательных результатов по русскому языку и литературе школа принимает участие во Всероссийских проверочных работах, ОРФО-9, «Знаника».

Наличие опыта разработки и экспертизы контрольно-измерительных материалов (квалификация «разработчик-эксперт тестовых материалов», член Республиканской рабочей группы по разработке тестовых материалов в области системы оценки качества, наличие программного продукта «БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ» по учебному предмету «Русский язык:8 класс» для промежуточной и итоговой аттестации. Банк тестовых заданий дважды прошел экспертизу и сертификацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.) позволяет организовать систему внутреннего аудита в школе. Самостоятельная разработка КИМов позволяет  частично  перенести центр тяжести с процедур внешнего контроля качества и оценки результатов образовательного процесса на использование результатов внутреннего контроля и самооценки, что при открытости для общественного наблюдения данных процедур многократно повышает уровень доверия к образовательному учреждению. 

В перспективе работы определены подходы к разработке новых моделей экспериментальных заданий: учебно-практические и учебно-познавательные задачи; Комплексные задания, проверяющие достижение  сразу нескольких планируемых результатов; Компетентностно-ориентированные задания, базирующиеся на контексте ситуаций «жизненного» характера.

Заключение.

Методическая разработка «Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов» представляет собой опыт учителя русского языка и литературы в поиске путей совершенствования образовательного процесса в рамках оценки образовательных достижений. Актуальные  аспекты педагогической деятельности нацелены на разработку механизмов оценочной деятельности  и обеспечение  эффективности измеряемых улучшений в качестве обучения. В основе разработки методических материалов заложен принцип ориентации на динамику и результат. Оценка  продуктивности методической разработки, которая осуществляется на основе самоанализа педагогической деятельности, позволяет отметить практическую значимость в практике работы других учителей. Это обусловлено тем, что развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с повышением качества и эффективности методической работы в образовательном учреждении.  

 

Литература:

1. Болотов В.А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы качества образования в России // Управление школой. – 2012. – № 5. 

2. Борисова Л.В. Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта (5-е классы) // Современная филология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 24-28.

 

.  .  .