Особенности адаптации студентов медицинского колледжа к будущей профессии
Особенности адаптации студентов медицинского колледжа к будущей профессии
Авторы: Фричинская О.Е. и Карпова Е.В.
ОУ ГБПОУ ДЗМ «МК № 5» (Обособленное подразделение № 1)
Приоритетный национальный проект «Здоровье» определяет медико-санитарную помощь, как одно из важнейших направлений дальнейшего развития отечественного здравоохранения. «Должна быть пересмотрена роль сестринского персонала в удовлетворении потребностей населения в здоровье: оказание услуг по формированию здорового образа жизни, профилактики заболеваний, реабилитации пациентов, а также в гериатрической и паллиативной практике», - говорится в документе. Для решения этих задач особая роль отводится подготовке медицинских работников среднего звена. При этом эффективность и успешность обучения во многом зависит от возможности студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в ССУЗ.
Вхождение молодых людей в систему среднего специального образования, приобретение ими нового социального статуса требует от них не только особого психо - эмоционального состояния, но и выработки новых способов поведения, так как адаптация к обучению в ССУЗе является одной из форм приспособительного поведения человека, имеет те же аспекты, что и любой другой адаптивный процесс.
Под адаптацией студента следует понимать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями обучения в ССУЗе. При этом основное содержание адаптации студентов младших курсов определяется как: формирование нового отношения к профессии, освоение новых учебных форм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и др. требований, приспособление к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям, обучение новым видам научной деятельности, приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам «студенческой» культуры, новым формам использования свободного времени.
Крометого, надо помнить, что адаптация студентов – это сложный процесс перестройки психической деятельности, и он должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности, и в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса.
В настоящий период развития общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему жёсткие требования - умение самостоятельно выбирать, и отвечать за последствия сделанного выбора (то есть быть готовым к непредсказуемым ситуациям).
Подготовка подростка к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой.
Ежегодно различные медицинские учреждения пополняются молодыми специалистами. Естественно, что проблема отбора при поступлении в медицинские институты и колледжи становится задачей тех медицинских учреждений, которые больше всех заинтересованы в хорошо подготовленных специалистах. Поэтому они должны и могут принять самое непосредственное участие в работе по профессиональной ориентации школьников на медицину, т.е. в выявлении лиц, способных посвятить себя этой гуманной профессии.
В ГБПОУ ДЗМ «МК № 5» (ОП № 1) проводится комплекс мероприятий, проводимый с целью повышения престижа и привлекательности медицинской профессии среди учащихся школ:
1. Проведение в общеобразовательных школах открытых лекториев о медицинской профессии и лучших представителях медицинских профессий.
2. Работа со специализированными классами (медицинскими, медико-биологическими) на основании заключенных договоров по интегрированным учебным планам.
3. Проведение в школах мастер-классов силами студентов (направление начальной медицинской подготовки).
4. Проведение «Дней открытых дверей» с приглашением лучших выпускников образовательных учреждений.
5. Проведение «Дней посещения колледжа» с демонстрацией студентами медицинских манипуляций с использованием симуляционных тренажеров.
ВГБПОУ ДЗМ «МК № 5» (ОП № 1) существует такое понятие, как профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Целью системы профориентации является создание в колледже благоприятных условий для свободного и осознанного выбора выпускниками школ будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда.
В профориентации традиционно выделяют следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация.
И профориентация, и профконсультация – это ориентирование школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.
К сожалению, на практике профориентационная работа с учащимися в школе носит стандартный, не меняющийся годами, характер, заключается в проведении различных развлекательных мероприятий, классных часов, встреч с интересными людьми, участии в конкурсах по профессиям и т.д. Школьным педагогам достаточно трудно осуществлять профориентационную работу в полном объеме в связи с отсутствием заинтересованности к данному виду работы со стороны школьной администрации. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии.
Но существует опасность затягивания старшеклассником профессионального самоопределения, в связи с отсутствием выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном (в течение всего обучения) расширении кругозора и интересов ученика, ознакомлении с различными видами деятельности, привлечении к совместной работе.
Известно, медицина долгое время преимущественно считалась искусством и опиралась на голый практический опыт и интуицию врачевателя. Постепенно она сформировалась в многосложную науку, использующую достижения биология, генетики, химии, физики и многих других точных наук. Овладение медицинской профессией требует хорошей общей и глубокой специальной подготовки. Наряду с этим от медиков требуются особые личностные качества, без которых заниматься медицинской практикой будет очень сложно.
Поэтому важно в процессе преподавания в старших классах уделять внимание профориентационным вопросам в области медицины.
Особый интерес у учащихся взывают практические работы по оказанию первой медицинской помощи.
Совместно с ГБОУ СОШ № 2077 разработана комплексная система поддержки личностного и профессионального самоопределения. Данная система позволяет:
- проводить комплексное психологическое тестирование учащихся;
- создавать и вести психологические карты учащихся;
- выявлять одаренных детей и отслеживать динамику их развития;
- осуществлять мониторинг динамики успеваемости и выявление причин неуспеваемости;
- отслеживать динамику психологического и физического состояния учащихся;
- осуществлять выбор специализации обучения и комплектации профильных классов.
В ГБОУ СОШ № 2077 существует дополнительное образование учащихся, в частности медико-биологические классы. Задачей программы является не только знакомство с профессией с самых азов, но и возможность попробовать свои силы, помощь в профессиональном самоопределении в медицине, поддержание интереса к профессии, а также формирование ответственного отношения к своему здоровью и пропаганда здорового образа жизни среди сверстников.
Такие занятия учат определять состояние пострадавшего, дают возможность получить практические навыки оказания первой помощи и отработать их на специальных обучающих тренажерах.
Для многих первокурсников ситуация выбора оказалась стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.
Поэтому адаптация студентов нового набора начинается уже с первого дня обучения, когда 1 сентября в «День знаний» первокурсники знакомятся с историей и традициями колледжа, особенностями обучения в среднем специальном учебном заведении.
Основная роль в работе со студентами принадлежит заведующим отделениями, которые совместно с кураторами групп и студенческим Советом колледжа особое внимание в ходе индивидуальной работы уделяют вопросам эффективного включения студентов в учебную и общественную деятельность, приспособления их к новым условиям обучения, помогают решить проблемы, возникающие в ходе первичной адаптации. Педагогический такт всего коллектива способствует усвоению первокурсниками норм, правил, требований учебного заведения.
Неоценимую помощь в решении этих задач оказывает психологическая служба, основной задачей которой является диагностическая работа по получению своевременной и полноценной информации о характерологических особенностях личности студента, выявление трудностей, препятствующих успешной адаптации к новым условиям обучениям в колледже. Ведь даже отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Проведение анкетирования, тестирования, психологических тренингов позволяет выявить скрытые проблемы, возникающие у студентов на первом году обучения.
Для студентов, получающих образование в нашем колледже, трудовая деятельность начинается еще в процессе обучения, так как необходимые ключевые и профессиональные компетенции, необходимые в конкретной специальности, формируются на теоретических и практических занятиях, а также в процессе производственной (профессиональной) практики.
Сегодня одним из актуальных вопросов, который возникает в практической подготовке будущих специалистов, является адаптация студентов к практической деятельности в процессе профессиональной практики.
Профессиональная практика является важной составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов.Молодой специалист, рассматривается одновременно в качестве субъекта, и объекта адаптационного процесса.
Процесс адаптации – это двусторонний процесс, так как не только организация воздействует на студента - практиканта, но и сами члены той или иной организации испытывают воздействие с его стороны. Все это для того, чтобы в максимально возможной степени помогло выпускнику в его профессиональном становлении.
В процессе прохождения практики студенты проходят первый период адаптации, ее успешности способствуют:
1. Задания, направленные на изучение базы практики, специалистов, работающих там, знакомятся с условиями, нормами и правилами поведения.
2. Профессиональные задачи, направленные на формирование ключевых и профессиональных компетенций и.т.п.
3. Процессы анализа и самоанализа особенностей формирования профессионально-значимых качествличности,сформированности у студентов профессиональных компетенций.
В современных условиях меняется содержательная сторона понятия профессиональная адаптация. Если раньше работодатель требовал наличия знаний и умений выпускника в области профессиональной деятельности (в большей степени нужны были исполнительские функции), то сегодня приоритетным является:
• Грамотно решать профессиональные задачи;
• Моделировать будущую профессиональную деятельность (от целеполагания до анализа результатов);
• Принимать решения в нестандартных производственных ситуациях, требующих дополнительных навыков и особых личностных качеств;
• Ставить и добиваться поставленной перед собой цели в профессиональной деятельности, быть лидером.
Именно эти качества по оценкам работодателей сокращают срок адаптации молодых специалистов к исполнению трудовых функций на высоком уровне.
Одной из эффективных форм помощи выпускникам колледжа в трудоустройстве является проведение «Ярмарки вакансий» для специальностей Сестринское дело, Лечебное дело, Акушерское дело. Ярмарка позволяет ознакомиться с банком вакансий медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы, успешно взаимодействовать с организациями.
Выпускники колледжа без посредников встречаются и лично общаются с представителями медицинских организаций, а некоторые работодатели проводят предварительное собеседование прямо на «Ярмарке».
Наши выпускники проявляют большую заинтересованность в будущем месте работы, задают множество вопросов: о направлении деятельности медицинской организации; графике работы и отпусков; возможности совмещения работы с учебой в ВУЗе; ответственности молодых специалистов; заработной плате и перспективах роста карьеры.
Выпускникам колледжа всех специальностей предлагается принять участие в социологическом исследовании по определению профессиональных намерений молодых специалистов.
УВАЖАЕМЫЙ ВЫПУСКНИК 201__ года
Приглашаем вас принять участие в социологическом исследовании
по определению профессиональных намерений молодых специалистов
ИНСТРУКЦИЯ: прочитайте и ответьте на предложенные вопросы анкеты
Ф.И.О. студента _________________________________ № группы _______
1. Как вы оцениваете свои возможности в будущей профессиональной деятельности:
а) я получил хорошие знания и умения
б) мне достаточно практических умений и навыков
в) мне недостаточно практических умений и навыков
г) ваш вариант ответ ___________________________________
2. Опишите Ваши личные качества, жизненную позицию:
________________________________________________________
3. Намерены ли Вы продолжить профессиональную деятельность по специальности в медицинских организациях Департамента здравоохранения города Москвы:
а) да
б) нет
4. Определите проблемы, которые могут повлиять на дальнейшее трудоустройство в медицинские организации Департамента здравоохранения города Москвы:
а) поступление на очную форму обучения в ВУЗ
б) смена места жительства
в) беременность или уход за ребенком до 1 года
г) обучение на коммерческой основе
д) призыв в ряды Российской Армии
е) ваш вариант ответ ___________________________________
5. Вы предполагаете найти работу с помощью:
а) прямого обращения к работодателю
б) ярмарки вакансий
в) личных контактов родителей или знакомых
г) службы занятости
д) средств массовой информации и сети Интернет
е) ваш вариант ответ ___________________________________
6. Форма профессиональной деятельности, которая Вас больше привлекает – работа с:
а) пациентом детского возраста
б) взрослым пациентом
в) пациентом пожилого возраста
г) врачом - специалистом
д) медицинской документацией
е) медицинской аппаратурой и диагностическим оборудованием
ж) ваш вариант ответа _______________________________________
7. Где бы Вы хотели работать после окончания колледжа в:
а) многопрофильной клинической больнице
б) детской клинической больнице
в) геронтологическом центре милосердия, доме (отделении по уходу за пожилыми людьми)
г) детской поликлинике
д) взрослой поликлинике
е) консультативно-диагностическом центре
ж) станции скорой и неотложной медицинской помощи
з) коммерческом медицинском учреждении
и) ваш вариант ответа __________________________________
8. Намерены ли Вы продолжать обучение:
а) нет
б) да, но еще не определился с выбором
в) да, в медицинском ВУЗе
г) да, в ВУЗе другого профессионального направления
д) ваш вариант ответ ___________________________________
Заключение
Наряду со спецификой выбранной профессии, как среды будущей профессиональной деятельности, личностные особенности студентов формируют определенное отношение к учебной и будущей профессиональной деятельности, а также формируют круг специфических, профессиональных проблем.
Профессия медицинского работника привлекает к себе с каждым годом все больше молодежи, несмотря на то, что все знают, что подготовка к ней трудная, длительная, требует от студентов гораздо больше настойчивости и самоотречения, чем от студентов других учебных заведений. Известно также, что и сама работа медицинских работников сложна, чрезвычайно ответственна, связана с тяжелыми душевными переживаниями.
Конечно, одного лишь медицинского образования, каким бы оно ни было глубоким и обширным, недостаточно для успеха и прогресса в работе медицинского работника. Необходимо еще самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы над собой, путь самовоспитания, развития своей личности.
Адаптация студентов медицинского колледжа заслуживает особого внимания – ведь речь идет о будущем медике. И именно от того, как подготовлен молодой специалист, зависит уровень его профессиональной компетенции, а, следовательно, качество оказания медицинской помощи в Российской Федерации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:
1. К вопросу о формировании профессиональных качеств личности медицинской сестры //Психологические проблемы самореализации личности: сб. науч. тр. — Краснодар: КУбГУ, 1997. — С.202–205.
2. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда?, Санкт-Петербург, «Литера плюс», 1997. 334 с.
3. Бендюков М.А., Саврилова Н.С. Формирование профессиональных интересов к выбору профессии и труду по рабочим профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда у современной молодежи. Методические рекомендации. – М.: Учебно-методический центр Департамента ФГСЗН по Московской области, 2004.
4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. Москва: Знание, 1991. 80 с.
5. Боровик В.С., Похвощев В.А. Молодежь России: проблемы занятости (методологические и методические аспекты). – И., 1995.
6. Васильева С.В. Адаптация студентов к вузам различными условиями обучения // Психолого - педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике. Сбор. научных трудов – Спб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000 – с.1.
7. ГришановЛ.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого - педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. – Кишинев, 1990- с. 29-41.
8. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., 2001
9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2004
11. Колызаева Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов на начальном периоде обучения. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук – Л., 1989 – с. 15.Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Академия, 2000
12. Климкович И. Г. Модель специалиста медицинского профиля / И. Г. Климкович. — М.: Медицина, 1998. — 126 с.
13. Магазник Н. А. Искусство общения / Н. А. Магазник. — М.: Медицина, 1991. — 110 с.
14. Макшаков И. Л. Врачебная деонтология / И. Л. Макшаков. — М.: Высшая школа, 1998. — 160 с.
15. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев.– М.: МОДЭК, 1995. — 365 с.
16. Полянцева О. И. Психология для средних медицинских учреждений / О. И. Полянцева. — М.: Феникс, 2008. — 416 с.
17. Попов Л. М. Добро и зло в этической психологии личности / Л. М. Попов. — М.: Института РАН, 2008. — 240 с.
18. Соковня-Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.: AcademA., 1997, - 205с.
19. Соловьева С. Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача / С. Л. Соловьева. — СПб.: ГОУВПО, 2001. — 110 с.
20. Ронгинская Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов.// Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - Л., 1987 - с.16.
21. Тюльпин Ю. Г. Медицинская психология / Ю. Г. Тюльпин. — М.: Медицина, 2004. — 320 с. Утлин Э. П. Психология личности / Э. П. Утлин. — М.: Академия, 2008. — 320 с.
22. Ушинский К. Д. Сочинения. В 6 т. Т.2 /К. Д. Ушинский. — М., 1948. — 553 с.