Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Педагогическая мастерская. Урок вне стен классной комнаты

Дата публикации: 2018-03-31 21:58:08
Статью разместил(а):
Хлопушина Татьяна Викторовна

Урок вне стен классной комнаты.

Педагогическая мастерская

Автор: Хлопушина Татьяна Викторовна

МБОУ «СОШ № 24» Находкинского г.о. Приморского края

 

Условия проведения: в аудитории расставлены 6 столов по 4-6 мест для участников, 1 стол для оборудования.

Оборудование: фломастеры, 4 рейки по 4, 19, 23 и 45 см, 2 рулетки, зеркало, термометр, анемометр, указатель румбов, компас, катушка ниток, 2 линейки, несколько книг (одна из них сборник рассказов Куприна), 2 колбы, 2 мерных цилиндра, емкость с чистой водой, емкость с водой из открытого водоема.

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь. Китайская пословица.

Использование приемов технологии критического мышления для организации урока вне стен классной комнаты.

Обучение вне стен классной комнаты – это не обычная экскурсия в театр или музей. Это форма обучения через деятельность. При этом происходит «погружение» учащихся в соответствующую среду.

Разумеется, что такие выходы должны быть тщательно продуманы и спланированы. На мой взгляд, использование приемов и методов технологии критического мышления помогает организовывать работу на таких уроках.

Во-первых, учебное пространство расширяется, и контроль над учащимися ослабевает. Поэтому полезно делить участников на группы, внутри которых будет плотное взаимодействие. С другой стороны, каждая группа получает свою площадку. За счет такой особенности можно давать группам разные задания. В групповой работе меняется позиция учитель – ученик. Роль учителя отходит на второй план, он выступает координатором процесса, зато внутри группы выстраивается учебное взаимодействие. Кто-то берет на себя роль учителя, кто-то – ученика, часто эти позиции меняются местами.

Во-вторых, полезно создать ситуацию вовлеченности в предстоящий урок уже до выхода из учебного кабинета или накануне планируемого выхода. Достичь этого можно как предстоящим домашним заданием, так и специальными педагогическими приемами.

Далее проводится практикум, во время которого участники должны отслеживать, какие приемы технологии критического мышления используются для организации работы в группах. Моделируется несколько учебных ситуаций. Роль учителя играет ведущий, роль школьников – участники педагогической мастерской.

1 группа (начальная школа, внеклассное мероприятие).

Ведущий: «Сегодня мы идем в парк, но не только для прогулки и игр. Там вы узнаете нечто интересное. Вам понадобятся вот эти вещи. По дороге подумайте, для чего мы будем их использовать.» Группа получает рейки длиной 4, 19, 23 и 45 см и рисунок на котором изображены старинные меры длины.

2 группа (8 класс, геометрия).

Ведущий: «Сегодня мы пойдем в школу, которая находится под голубым небом. Она здесь, недалеко, в школьном сквере. Вам понадобится рулетка и зеркало. Интересно, для чего?.. Пока мы выходим, подумайте.» Группа получает рулетку и зеркальце.

3 группа (6 класс, география).

Ведущий: «Мы с Вами тоже идем в школу под голубым небом. Ознакомьтесь с заданием. Обратите внимание, что у меня на столе находятся много различных предметов. Подходите, берите то, что Вам понадобится для выполнения работы. Возвращаться в класс не будем». Выдается технологическая карта с приложениями.

Лабораторная работа по теме «Изучение погоды».

Технологическая карта

Ответьте на вопросы:

Где следует измерять температуру воздуха, в тени или на открытом месте? Почему?

Сколько времени достаточно ждать для определения температуры воздуха или воды с помощью термометра?

Где следует измерять силу и направление ветра, возле дерева, дома или на открытом месте?

1. Произведите измерение температуры воздуха.

2. Посмотрите на небо и определите, к какому типу облаков относятся облака (если они есть), кучевые, перистые, слоистые или туманообразные.

3. Определите облачность (ясно, переменная облачность или облачно).

4. Определите силу ветра с помощью анемометра (подуете, чтобы имитировать ветер).

5. Определите направление ветра с помощью нитки и указателя румбов.

6. Определите осадки, если они есть.

7. Отметьте результаты наблюдений с помощью условных знаков (можно словами).

Приложение 1. Типы облаков (фотографии облаков, соответствующих видов) Перистые  Слоистые  Кучевые  Туманообразные.

Приложение 2. Определение силы ветра.

Если лопасти анемометра не вращаются, то ветра нет, если лопасти вращаются, но ясно видно все штрихи на шкале – ветер слабый. Если лопасти вращаются так быстро, что штрихи на шкале выглядят размытыми, значит, ветер слабой силы. Если же штрихи на шкале неразличимы, значит, ветер очень сильный. 

Приложение 3. Определение направления ветра.

Положите на горизонтальную поверхность указатель румбов, а сверху, по центру – компас. Совместите стрелку «Север» указателя румбов и синюю стрелку компаса. Возьмите нитку длиной около 20 см и подержите ее над центром указателя румбов.

4 группа (8 класс, геометрия).

Ведущий: «Вместе с Вашими одноклассниками мы идем на улицу, чтобы измерять высоту здания школы. Вот Ваше задание. Выбирайте инструменты.» Группа получает технологическую карту.

Практические приложения подобия треугольников.

Измерительные работы на местности.

Технологическая карта (рисунок, соответствующий описанию измерения) 

Используйте предложенный способ измерения высоты кабинета.

1. Расположите перед глазами линейку так, чтобы она располагалась строго вертикально, и через ее верхний конец (точка С) был виден угол между потолком и стеной (А), а через нижний (D) – угол между полом и стеной (точка Б).

2. Заметьте на линейке высоту мнимого изображения стены CD.

3. Не меняя положения руки и линейки, измерьте расстояния от глаз до линейки ED и от глаз до плинтуса ЕВ.

4. Используя пропорциональность сходственных сторон, в подобных треугольниках АВЕ и СDЕ, вычислите высоту стены АВ по формуле: AB = BE*CD/DE

5 группа (8 класс, химия).

Ведущий: «Сегодня у нас лабораторная работа, а лаборатория на берегу озера (любого местного водоема). Ознакомьтесь с планом работы и обеспечьте себя приборами и материалами.» Ведущий дает технологическую карту.

Лабораторная работа по теме «Изучение прозрачности воды».

Технологическая карта

1. Наберите в колбу воду из водоема.

2. Сравните прозрачность воды из водоема с чистой водой.

3. Поставьте мерный цилиндр на лист с печатным текстом.

4. Наливайте в мерный цилиндр воду из водоема до тех пор, пока текст не станет нечитаемым.

5. Измерьте уровень воды в мерном цилиндре.

6. Запишите результат.

7. Сделайте вывод.

6 группа (8 класс, литература).

Ведущий: «Литература. Согласитесь, что библиотека создает особую атмосферу для чтения! Мы прикоснемся к творчеству Паустовского. Вы что-нибудь о нем знаете? Скажите несколько слов, все, что вспомните. Ознакомьтесь с заданием. «Стеллажи библиотеки» тоже находятся у меня на столе.» Задание в технологической карте.

Урок «За добро плати добром».

Технологическая карта:

1. Возьмите в «библиотеке» рассказ К. Паустовского «Телеграмма».

2. Прочтите выделенный отрывок.

3. Задайте по тексту 5, которые начинаются словами Кто…?, Что…? Когда…? Мог ли…? Было ли…? Верно ли…? и 5 вопросов типа Объясните, почему…? Почему Вы думаете…?В чем различие…?Что, если…?

4. Запишите вопросы в 2 столбца..

Все участники, получившие задания, берут со стола ведущего необходимые инструменты и материалы.

Ведущий подходит к участникам первой и второй групп, выслушивает предположения об использовании выданных предметов и дает технологические карты с заданиями.

«Старорусские меры длины».

Технологическая карта:

1. Ознакомьтесь с единицами измерения длины в древней Руси.

2. Определите, названия четырех предоставленных отрезков.

3. Каких отрезков не хватает?

4. Измерьте длину «клумбы»(парты) тремя из предложенных единиц измерения (приближенные значения).

5. Какой единицей измерения пользоваться нецелесообразно?

6. Результаты измерений запишите в таблицу.

7. Переведите полученные результаты в сантиметры и запишите их в таблицу.

8. Сделайте вывод.

Старорусские единицы измерений

Современная единица длины, см

название

результат

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. Старинные меры длины.

В древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:

Косая сажень (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;

Маховая сажень (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук;

Локоть (45 см) – расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки;

Малая пядь (19 см) – расстояние от конца большого пальца до конца большого пальца при наибольшем возможном их раздвижении;

Большая пядь (23 см) – расстояние между кончиками большого и среднего пальцев при наибольшем возможном их раздвижении;

Вершок (4 см) – длина основной фаланги указательного пальца.

Практические приложения подобия треугольников. Измерительные работы на местности.

Технологическая карта (рисунок, соответствующий описанию измерения)

Используйте предложенный способ для измерения высоты кабинета.

1. Положите на пол зеркало и постепенно подходите к нему, пока не увидите в отражении (точка Е) угол между потолком и стеной класса (точка А).

2. Произведите необходимые измерения расстояний СD, DЕ и ВЕ.

3. Используя пропорциональность сходственных сторон, в подобных треугольниках АВЕ и СDЕ, вычислите высоту стены АВ по формуле: AB = BE*CD/DE

На работу отводится 5 минут.

Ведущий: «Время истекло. Сдаем лабораторные работы по химии и географии. Ответьте на следующие вопросы только да или нет:

1. Работу выполнить успели?

2. Вода в озере чистая?

3. Ветер на улице сильный?

4. Температуру измеряли на солнце?

Малыши, Вы заполнили последний столбец таблицы? Что можете сказать о результатах?

Математики, по одному представителю от группы подойдите и запишите результаты измерений в сводную таблицу. (Ведущий записывает реальные размеры и показывает всем участникам). Сравните с реальными размерами. Есть, что обсудить…

1 группа

Реальные размеры

2 группа

 

 

 

Читатели, дома ознакомитесь с полным текстом рассказа и напишите эссе. Следующий урок начнем с ответов на Ваши составленные вопросы

Уважаемые коллеги, мы опять перевоплощаемся из школьников в учителей и попытаемся вспомнить, какие приемы технологии критического мышления были использованы в течение практикума.»

Участники называют приемы, которыми пользовался ведущий и добавляют те, которыми они пользовались в группах при выполнении заданий.

1.      Отсроченная отгадка.

2.      Корзина.

3.      Толстый и тонкий вопрос.

4.      Блиц опрос.

5.      Таблицы.

6.      Эссе.

7.      Мозговой штурм.

Завершается педагогическая мастерская еще одним приемом технологии критического мышления, «Оцени себя сам». Участники завершают начатую фразу: Меня удивило … Мне было интересно … Мне захотелось … Я научилась … у меня не получилось … Для меня было открытием … Я понял, что … Мне было трудно … Еще мне хотелось бы …

 

.  .  .