Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методические рекомендации к сборнику фортепианных пьес и ансамблей по сказкам Г.Х Андерсена

Дата публикации: 2018-03-30 23:22:12
Статью разместил(а):
Воинкова Людмила Владимировна

Методические рекомендации к сборнику фортепианных пьес и ансамблей по сказкам Г.Х Андерсена «Страна белых роз» С. Бахарева

Авторы: Куравская Татьяна Александровна,

Воинкова Людмила Владимировна,

Волкова Галина Григорьевна,

Панишева Лариса Геннадьевна

МБОУДО города Кургана «Детская школа искусств им. В.А. Громова»

 

Принципы и методы современной творческой педагогики способствуют решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения игре на фортепиано: стимулируют активное заинтересованное отношение к музыке, желание музицировать и творчески самовыражаться с помощью фортепиано, развивают художественный вкус и  эрудицию во всём разнообразии жанров и стилей музыки – народной, академической, популярной.

В системе музыкального обучения ребёнка воспитание мышления, внимания, эмоциональности, музыкальности тесно взаимосвязаны с творчеством.  Успех воспитания активного музыканта впрямую зависит от выбора исполняемого репертуара,  интересного, яркого, образного, привлекательного для ребёнка. Знакомство с сочинениями современных авторов, изучение новых репертуарных сборников и их презентация широкому кругу слушателей становится особенно полезным инструментом в педагогической практике с точки зрения обучения и воспитания личности ребёнка.

Новый сборник фортепианных пьес и ансамблей по сказкам Г.Х. Андерсена «Страна белых роз» Сергея Бахарева привлёк внимание высокими художественными достоинствами музыки.  Она является прекрасным материалом для постановки и решения музыкально-эстетических и общевоспитательных задач и служит хорошим пополнением уже существующего учебного репертуара учащихся младших, средних и старших классов.

Актуальность работы заключается в том, что идея воплощения данного пособия возникла в ходе практического изучения материала.

Цель: знакомство с творчеством композитора С. Бахарева на примере его музыкальных иллюстраций к сказкам Г. Х. Андерсена.

Задачи: оказание методической помощи при изучении пьес;  развитие музыкально-художественного вкуса обучающихся; обогащение репертуара и расширение музыкального кругозора детей в сфере современной музыки; формирование их ценностного отношения к музыкальному искусству и осознания своей роли в нем.

Композитор, преподаватель, руководитель оркестра, заслуженный деятель искусств России, Сергей Бахарев  живет и работает в городе Новороссийске. Его музыке свойственна яркая романтическая направленность, а тематика и жанры сочинений разнообразны. Это хоровая, инструментальная и симфоническая музыка, опера, песни, романсы,  музыка к спектаклям. С. Бахарев с особым чувством пишет музыку для детей.

Музыка Сергея Бахарева получила широкое признание не только в России, но и во многих других странах мира, включая США и Данию.  Королевское посольство этой страны незамедлительно пригласило его для участия в конкурсе, в связи с его проектом «Страна белых роз», посвященном 200-х летнему юбилею их знаменитого земляка  Г. Х. Андерсена. Сказочник очень любил эти цветы, что и подсказало композитору название всего фортепианного цикла.

Представленный сборник содержит пьесы, предназначенные для сольного и ансамблевого исполнения  учащимися младших, средних и старших классов ДМШ и ДШИ. Они различны по характеру, масштабу, техническим трудностям и расположены по принципу возрастания сложности, что касается и как исполнительских особенностей, так и содержания музыки. Автор объединил часть миниатюр в  маленькие сюиты по любимым сказкам; другая часть – самостоятельные пьесы-иллюстрации. Каждой сопутствует словесное пояснение в виде отрывка из сказки, которая и вдохновила композитора на создание данного произведения.

Общеизвестно, что программная музыка, к каковой и относятся все произведения выбранного сборника, особенно любима детьми, в силу того, что она более всего  доступна  для детского восприятия. Погружение в мир музыки через образы знакомых сказочных персонажей будит фантазию учащихся, стимулирует работу над  раскрытием  образного содержания и сюжетной линии произведений.

Большой выразительности в раскрытии художественного замысла автор достигает несложными, но удачно выбранными средствами. Музыкальный язык композитора, построенный на классически ясной и логически выстроенной основе, свеж и индивидуален.  Пьесы просты и понятны по форме, интересны по содержанию, изящны по мелодическим линиям, насыщены своеобразными гармоническими оборотами, удобны по своему фактурному изложению применительно к детским рукам. Всё это делает произведения привлекательными для их изучения и способствует быстрому росту пианизма юных музыкантов.

Открывает сборник ансамблевая сюита к сказке «Огниво», адресованная младшим школьникам. В ней – три портретные зарисовки главных героев.

Бравый солдат

Бодрая, шутливая картинка в характере незамысловатого солдатского строевого марша настраивает исполнителя на лёгкий, оптимистичный лад.

Пьеса написана в светлой  тональности Соль мажор. Темп исполнения allegrettо. Выбранный автором размер 2/4  способствует большей определённости и характерности музыки. Форма пьесы простая двухчастная  со вступлением и  заключением.

Фактура изложения гомофонно-гармоническая, чётко поделена на мелодию в первой партии и сопровождение во второй.  В первой части на фоне бодрого активного аккомпанемента звучит одноголосная мелодия, которая передаётся в партии из руки в руку. В припеве мелодия появляется  синхронно в обеих партиях, в двух или трёх голосах, как в солдатском строевом марше, что представляет техническую и ансамблевую сложность и  потребует при разучивании от партнёров дополнительной тренировки. Задача исполнителей сохранить от начала до конца слаженность и единообразие в исполнении чёткого ритмического рисунка и штриха, присущего маршам.

На примере этой пьесы дети могут хорошо усвоить исполнение куплетной формы, характерной для популярной в быту музыки.

Ведьма

После беззаботного солдатского марша портрет старой ведьмы звучит яростно и свирепо: кажется, что безобразная старуха может наверняка напугать и заколдовать любого.

Пьеса написана в форме расширенного периода со вступлением, также в форме расширенного периода. Сумрачная тональность си минор, яркая динамика, подвижный темп с пометкой характера исполнения feroce, размер ¾, постоянное акцентирование сильных долей и синкоп, непрерывность и отсутствие пауз в мелодическом развитии и неожиданные ритмические перебивки – всё это рисует образ недоброго персонажа. Динамичность действу придаёт стремительное перемещение мелодии темы по всей клавиатуре, из руки в руку поочерёдно обоим исполнителя.

Сочетание регулярных акцентов на сильные доли, остроты шуршащего staccato во всех слоях фактуры  с сочным плотным legato в мотивах мелодии придаёт музыке особую наглядность. 

Сложности исполнения пьесы связаны  и с точным уверенным исполнением штрихов и ритмических рисунков, а также и с ансамблевым взаимодействием партнеров: при исполнении надо хорошо слышать структуру фразы, передавать единство приёмов звукоизвлечения, сохранить временной ансамбль.

Принцесса из медного замка

Ансамблевая пьеса лирического танцевального характера. Образ нежной, печальной принцессы. Пьеса написана в простой одночастной форме. Жанровая основа этого ансамбля – лирический вальс; размер 3/4, тональность ми минор. Повторяющее нисходящее движение мелодии на легато с задержанием на первой доле создают впечатление кружения. Мелодия попеременно проходит в обеих партиях, будто дуэт принцессы и бравого солдата. В мелодии важно добиться мягкого певучего legato  и выразительного интонирования каждого интервала. В партии  аккомпанемента традиционная фактура –  выдержанный на весь такт бас с интервалами на staccato,  что создает впечатление легкости и воздушности.  Во второй партии прослушать мелодическую линию в басу и соотношение баса и интервалов.

В продолжение сборника –  ансамблевая сюита к сказке «Дни недели», предназначенная для школьников среднего звена.

1.   Воскресенье

Господин Воскресенье – натура двойственная: это и суровый пастор из церкви, и озорной весельчак в плаще-домино. Музыка этой зарисовки ярко изображает  два лица этого героя.

Пьеса написана периода повторного строения из восьми тактов с двутактовым расширением в окончании. Тональность – до мажор. Размер 2/4, темп исполнения – andante. В основе развития лежит контрастное  сопоставление жанров: неспешная воодушевлённая декламация, будто пение псалма, в первом предложении – и шутливо-ироничное, с оттенком весёлости, произнесение этого же отрывка во втором.

Основная исполнительская сложность заключается в реактивном переключении на новые состояния. В первом предложении необходима неспешная размеренность, плотность исполнения мелодии и дифференцирование звучания голосов будто хоровой аккордовой фактуры. Второе предложение – как тайное нетерпеливое желание: в нюансе p эта же мелодия раскрашена  tenuto  и staccato, исполнять её нужно сухо, иронично. А в партии аккомпанемента на фоне размеренной поступи баса появляется на staccato линяя шестнадцатых. В окончании также рядом действительность и желания.

2.     Понедельник

Герой пьесы – молодой человек, любитель удовольствий и развлечений.

Пьеса бодрого, веселого характера, написана в простой трёхчастной форме. Каждая часть ансамбля  представляет собой восьмитактовый период. I и III части повторяются. II часть  контрастна по динамике. Жанровая основа –  танцевальная, четырёхдольный размер, тональность до мажор, с акцентами  на сильную долю. Мелодия изложена в основном четвертными нотами, штрихом «стаккато». Ровное чередование четвертных нот в аккомпанементе, четкий ритм, быстрый темп придают всей пьесе бодрый веселый характер. Задача исполнителей выдержать метроритм  всей пьесы и синхронность исполнения.

3.   Вторник

Вторник посвящён у древних северян богу силы Тору. Хороший работник, он следил, чтобы и кругом всё работало и все занимались своим делом.  Музыка этой пьесы полна энергии, силы и механического движения.

Яркая, активная, энергичная и одновременно упругая музыка Вторника  звучит особо контрастно на фоне беззаботной песенки Понедельника: для этой пьесы автор выбрал подвижный темп – allegretto с пометкой energico, лёгкий размер 3/8, тональность ля минор, звучание среднего регистра.  Трёхчастная форма создаёт ощущение цельности и  законченности.

Ощущение активной деятельности автор передаёт изображением работающих механизмов: на фоне однообразного аккомпанемента из двух аккордов (T-D) звучит энергичная, упругая мелодия, как будто разжимающаяся пружина или крутящиеся колёсики. В средней части меняется ритмика, добавляются равномерные акценты, и партнёрам надо сыграть ярко, слаженно и чётко, удержать общее движение.

4.   Среда

Среда в неделе,  как цветок в середине букета – самая главная персона.

И в самом деле, после активности Вторника эта миниатюра – как восторженное любование прекрасным цветком.

В основе пьесы – выразительная красивейшая мелодия, напев  широко и свободно льётся,  переходя в дуэт. Мелодию поддерживает «настоящий»  фортепианный аккомпанемент: переливы арпеджированных аккордов, волны пассажей длинных арпеджио по всему диапазону нижнего регистра, трепетное биение аккордовой пульсации, арфовые переборы – и всё это роскошество уместилось в коротком промежутке периода из трёх предложений.

Для обоих исполнителей эта пьеса очень сложна. Непрерывность мелодического развития, выразительное пение на фортепиано не должно прерываться и заглушаться техническими трудностями в партии аккомпанемента. Ученику из второй партии  надо овладеть четырьмя видами фортепианных фактур аккомпанемента и постоянно тренировать реактивность их смен. При этом добиваться полноты и мягкости звучания. Для достижения  особого колорита звучания  необходимо  уделить внимание запаздывающей «гармонической» педали.

5.   Четверг

Четверг – день, посвящённый богу грома и молнии Тору, или, как в южных традициях – Юпитеру,  в обличии кузнеца, мастер греметь и сверкать молниями.

С первых звуков эта музыка захватывает слушателя величественной  яркостью, силой  и энергией. Громы и молнии – вот что и впрямь приходит на ум!

Форма пьесы – одночастная с двутактовым вступлением, чётко слышны два высказывания: первое – квадратный период из восьми тактов, второе – неквадратный период по типу развёртывания, где мотивы как бы наслаиваются один на другой – 2+3+5 тактов. Надо сказать, что каждая мелодическая фраза  отмечена сменой фактуры аккомпанемента. Яркая динамика, насыщенная «медными» красками оркестровая звучность фактуры, изобилие акцентов, использование диссонансов и хроматизмов, диапазон всей клавиатуры – всё это создаёт необходимую заряженность картинке.

Важным выразительным средством этой пьесы является фактура, явно оркестрованная для духовых и ударных инструментов: вступление начинают ударные, основная тема – сочным звуком, далее присоединяются мерной поступью фаготы и рокочут другие инструменты, а в кульминации присоединяются солирующие трубы. Это звучание потребует от учеников крепости пальцев и хорошего тембрового слуха. 

При изучении этой миниатюры, как  при игре военных маршей, необходимо определить нужный, без поспешности, темп движения, вслушаться в оркестровку, чтоб избежать излишней жёсткости и перегруженности звучания, выстроить многоплановую фактуру. Помимо того, оба ученика должны выработать сходный темперамент для исполнения этой музыки, и, учитывая миниатюрность формы, необходимую реактивность.

6.    Пятница

Пятница была одета, как подобает молодой девушке, жрице  Фрейи, а в южных странах – Венеры и отличалась, по её словам, тихим, мягким нравом.

Фрейя – богиня земной любви и войны, жизни и смерти, плодородия, магии, материального благополучия, весны и красоты. Равных ее красоте не было во всем мире. Сердце Фрейи переполнено глубокой нежностью и сочувствием к каждому.

 Так же и характер музыкальной картинки привлекает очарованием, особой сердечностью, нежностью и чувственностью. Жанровая основа пьесы – лирический вальс, с его напевной, широкого развития мелодией. Форма – трёхчастная  с контрастной серединой в ля миноре, основная тональность   до мажор.  Отличительной чертой пьесы является калейдоскопичная изменчивость фактуры путем наслоения голосов и смены типа аккомпанемента, как внутри каждой части, так и на уровне разделов. Исполняя эту пьесу, оба участника ансамбля усовершенствуют навыки полифонической игры и аккомпанирования

Помимо того, сложность этой пьесы, как и многих миниатюр из этого сборника С. Бахарева, заключается в достижении непрерывности мелодического развития, в выразительном пении на фортепиано, и аккомпанемент мягкостью звучания и направлением должен способствовать объединению формы.

Дополнительно стоит отметить неудобство исполнения для  детских рук октавного пассажа левой рукой в нижнем регистре в среднем разделе. В этом месте целесообразно разделить вторую партию на двоих: поручить исполнение аккордов из правой руки ученику primo, а октавный пассаж выразительно исполнить ученику secondo  двумя руками.

7.    Суббота

Суббота явилась старой ключницей, с метлой и прочими атрибутами чистки. Любимым блюдом ее был черствый хлеб, сваренный в пиве, но она вовсе не требовала, чтобы это блюдо было подано всем; она готова была съесть его одна и съела.

Музыкальная зарисовка портрета старушки Субботы  начинается с грустной, тоскливой, печальной  темы, с отчётливо слышными вздохами и поскрипыванием в мелодии, «прихрамываниями» и «шаркающими» интонациями в аккомпанементе.  Внезапно всё сменяется развесёлым бесшабашным танцем с притопами, кружениями и  неожиданными акцентами-выкриками. Но кратковременная весёлость быстро проходит, и вновь наступает меланхолия.

Миниатюра написана в двухчастной репризной форме с контрастной второй частью. Первая часть звучит тихо, в среднем регистре. Второе проведение темы проводится утолщённым голосом в партиях обоих учеников, что потребует от них навыка выстраивания вертикали.

Вторая часть ярко контрастна: мелодия как бы кружится на месте, с притопами и внезапными выкриками.

Реприза возвращает всё на круги своя: видоизменённая тема первой части на фоне мерного движения аккомпанемента будто растворяется в вечности…

Исполнительская сложность этой пьесы связана, прежде всего,  с выстраиванием общей формы, овладением навыка «пения» всех голосов, преодолением ритмических трудностей, соблюдением штрихов.  

«Пастушка и трубочист»

  Эта ансамблевая пьеса написана в трехдольном размере, что вызывает представление  о ее танцевальной жанровой принадлежности (скорее всего – менуэт с его классическими кадансовыми оборотами в окончаниях фраз).  Обилие длинных нот в мелодии первой партии создает ощущение сдержанного, несколько флегматичного образа фарфоровой пастушки. Исполнять их надо звенящим точечным штрихом legato, близким к portamento.  Образ трубочиста (вторая партия) не столь однозначен. В интонационном строе мелодии, выражающей его характер, присутствуют как властно-несгибаемые нотки в стаккатированной партии  левой руки,  так и очень выразительные в своей чистосердечной искренности и участливости легатные интонации  в партии правой руки.

В первой части произведения нужно обратить внимание на то, что в общую фактурную линию пьесы вклиниваются переходящие из партии в партию мелодические реплики имитационного характера. Здесь надо добиваться непрерывности  музыкального развития и внимательного вслушивания  в единую тембровую окраску таинственного, волшебного, сказочного звучания обертонов.

В последующих эпизодах фактура резко меняется и здесь важно не потерять ощущения формы всего сочинения в целом. Связующим элементом должен явиться выдержанный единый четвертной пульс.

Пьеса заканчивается, в соответствии с сюжетом сказки Андерсена, звукоизобразительным аккордом: фигурки падают с полки, на которой они стояли и разбиваются.  Последняя восходящая мелодическая фигурация, которая как бы растворяется в воздушном пространстве,  подводит грустный итог всем произошедшим событиям.

«Стойкий оловянный солдатик»

1.         Стойкий оловянный солдатик

Эта ансамблевая пьеса написана автором в трехчастной репризной форме. По жанру это марш, а значит, как и во всяком марше, в данной пьесе первая сильная доля каждого такта должна звучать несколько тяжелее и определеннее  по отношению ко вторым долям.  Для достижения звукового и образного характера  этого произведения главное средство музыкальной выразительности состоит в передаче четкого ритмического рисунка обеих партий и в слаженности штрихового приема звукоизвлечения staccatto,  имитирующего  то барабанную дробь, то уверенные шаги главного героя. Для более ясного осознания этих задач несомненную пользу принесет активное простукивание ритмического рисунка мелодии на крышке инструмента.

По окончании первой части пьесы следует взять небольшую люфт-паузу, чтобы мысленно суметь перестроиться на возникновение совершенно нового образа, так как по указанию автора в средине темп немного замедляется и острое staccato преобразуется в певучее legato.  Музыкальные высказывания здесь становятся более продолжительными и насыщенными проникновенными интонациями. Мы представляем себе картину,  изображающую нежное чувство между игрушечными  персонажами: солдатиком и балериной.

2.         Маленькая танцовщица

Небольшая одночастная пьеса  танцевального  характера. Жанровая основа ансамбля – лирический вальс, 3-х дольный размер, тональность ре минор. Прозрачная фактура пьесы создает образ нежной, хрупкой танцовщицы. В пьесе важно добиваться непрерывности музыкального развития. Целесообразно специально проучить партию левой руки, чтобы выстроить фразировку по линии баса. Фактуру аккомпанемента (бас-два аккорда) продифференцировать: аккорды не должны мешать текучему движению мелодии в первой партии.   Мелодию исполнять глубоким певучим легато, хорошо ощущая кончиком пальца «дно» клавиши. Характерная особенность мелодии – в чередовании половинных и четвертных нот, секвенций, синкоп.

3.         Тролль

       Небольшая одночастная программная пьеса скерцозного характера. 3-х дольный размер, тональность ре минор. Акценты на сильные доли, синкопы, большие скачки, диссонансы, штрих стаккато, октавное изложение мелодии аккомпанемента во  II партии, быстрый темп, контрастная динамика – создают образ фантастического, сказочного тролля. Сложность пьесы в создании цельного образа, игра в ансамбле. Важно  на протяжении всей пьесы сохранить ритмическую четкость,  штриховую точность, слаженность в исполнении.

«Дикие лебеди»

Маленькая принцесса

Сказка помогает нам верить в силу добра и справедливости. Сюжет раскрывает мужество и героизм юной Элизы, которая хотела пожертвовать собственной жизнью ради своих братьев.

Пьеса написана в одночастной форме, мелодические интонации, фактура, воспроизводят песенный характер произведения. Протяженная, певучая, длинная мелодия вводит в мир сказочности и песенности, воспевает прекрасную Элизу, её нежность, красоту, безмерную доброту.

Мелодия строится по принципу вопросо-ответных интонаций, которые являются основным средством выразительности, передающие характер пьесы. Мелодию каждого голоса хочется оркестровать, представляя диалог между двумя инструментами: скрипка – верхний голос, виолончель – нижний.

Ре-минорный лад придает характеру музыки нотки грусти, нежности.

Фактура прозрачная, без излишеств и только лишь в кульминации становится более плотной, как будто радуется счастливому концу. Тему в партии левой руки композитор рекомендует играть штрихом marcato, подчеркивая этим её значимость, победу добра над злом.

Завершают пьесу мягкие гармонии в ля миноре, говорящие о светлом и чудесном превращении героев сказки.

Фразировка одна из важнейших задач, стоящая перед учеником, нужно обязательно вместе с ним найти начало и конец фраз, разбить мелодию на мотивы и проучивать в медленном темпе, штрихом легато, ровно, ритмично, вслушиваясь в каждую нотку, переступая с пальца на палец.

Исполнительские сложности этой пьесы заключаются в передаче красочной вопросно-ответной интонации. Рекомендуется ученику один голос петь, а другой играть.

В пьесе есть и ритмические трудности. Синкопированный ритм в аккомпанементе – это словно крапива из сказки не даёт в обиду маленькую Элизу. В сочетании с ровной мелодией левой руки это доставляет некоторые неудобства ученику при игре. Надо распределить голоса в разные руки и проучивать таким способом: верхний и нижний голос, верхний и средний голос.

В завершающем аккорде необходимо выдержать все длинные залигованные нотки, вслушиваясь в звуковую красоту минорной гармонии.

«Подснежник»

«Подснежник» – сказка о жизни и любви к свету, о том, как нелегко и в то же время прекрасно быть первым. Нежный цветок так торопился вырваться из тесной луковицы, что потянулся к первому солнечному лучу, хотя тот был ещё очень слаб и почти не грел.         Дети так радовались первому появившемуся цветку, что подснежнику не страшны были ни холода, ни ветер, ни снежные сугробы вокруг. Он словно сорвался от их восторженных улыбок.

Пьеса написана в двухчастной форме. Жанр вальса, тональность ми минор, ритмический  рисунок, регистровая окраска, динамические рекомендации композитора играть dolce, запаздывающая педаль на весь такт – всё это делает звучание поэтичным и нежным, рождает чудные видения, робкие ростки жизни первого весеннего цветка. Фраза  длинная и певучая. Фактура пьесы разреженная, прозрачная, не загромождена излишней гармонией.

 Регистр 1 части высокий – хрупкость, осторожность, во 2 части - низкий, что придает музыке характер уверенный, решительный и любопытный – цветок раскрылся. Во 2 части тональность остается прежней, динамические оттенки меняются от mf до mp, крещендо сменяет диминуэндо, что повествует о том, что после зимних холодов неизбежно приходит цветущая весна.

Пьеса является превосходным материалом для овладения навыков фразировки и для развития одной из важнейших сторон техники игры легато. Необходимо уделить особое внимание работе над мелодией, надо добиться певучести, ясности, пластичности. Для этого проучить мелодию в медленном темпе, слушая протяженность звука: игра ровная, не надо торопиться, нет надобности. Надо уяснить её развитие, её членение на мотивы, предложения, определить «дыхания» - цезуры между отдельными фразами. Обязательна работа с учеником над интонацией, он должен почувствовать её развитие от такта к такту, которая  приобретает, то большую настойчивость, то умиротворенность и нерешительность.

 В работе над аккомпанементом необходимо выявить танцевальное начало. Партия левой руки играет легко, с мягкой опорой на бас и исполняется на одном дыхании последующих аккордов. Такое исполнение помогает добиться выразительной гармонии. Для лучшего ощущения двухголосия надо научиться распределять вес руки. Как упражнение можно порекомендовать разделить голоса и поиграть их левой рукой бас, а средний голос правой рукой.

Эта пьеса способствует также развитию навыка игры полифонии.

«Гадкий утёнок»

Лебеди

Данная пьеса представляет собой яркую живописную звуковую зарисовку: по озерной глади легко и плавно скользят прекрасные лебеди.  Исходя из вышесказанного, становится ясно, что ключ для раскрытия художественного образа этого произведения надо искать в певучести и красоте звучания инструмента с  хорошим  ощущением legato и плотной опоры в кончики пальцев.

Текучему характеру мелодии не должны мешать сопровождающие ее интервалы. Они должны органически сливаться с линией ее развития, подчиняясь ее неуклонному движению к последней ноте каждой фразы (по принципу Баха – половинные ноты притягивают к себе восьмые длительности).  Для интонирования мелодии важно аккуратно связывать внутренним слухом длинные ноты в окончаниях фраз с начальными нотками каждой последующей фразы.

 Пьесу своеобразной аркой  обрамляют мелодические  построения с  аккомпанирующими арпеджиатными аккордами, которые для ребенка представляют известную трудность.  Здесь надо добиваться их очень выразительного, неторопливого и певучего  исполнения, которое каждый раз начинается в слабую затактовую долю.

 Большую роль в этой миниатюре играет запаздывающая гармоническая педаль, обеспечивающая необходимую колористичность звучания. В последних тактах пьесы, при появлении восходящего пассажа из шестнадцатых нот в партии левой руки, необходимо играть их чрезвычайно легкими и собранными пальцами, избегая излишней громкости их звучания, чтобы не произошло накапливания гулкости в  звуковом пространстве.

«Ледяная дева»

Сказка «Ледяная дева» - это поздняя вариация Г. Х. Андерсена на тему «Снежной королевы», созданная в более реалистической манере. Руди и его девушка Бабетта попадают под действие злых сил. Бабетта, в отличие от Герды, попав в похожую ситуацию, оказалась бессильной, потому, что их с Руди чувства оказались не столь безоглядными, внешний успех был для них более важен, чем сердечная привязанность друг к другу. У Андерсена любовь – всепобеждающая сила, но и жертва. Руди приносит себя в жертву Ледяной деве, спасая душу своей любимой Бабетты.

Пьеса написана в жанре популярной современной музыки, завораживающей с первого звука своей образностью и явно ощутимой действительностью. Форма -  период повторного строения.

В первом предложении теплые гармонии без яркой привязки баса к тональному центру ля минора передают нам высокие чувства Руди к Бабетте, полноту счастья. Ровная, длинная, плавная мелодия в высоком, а затем в среднем регистре складывается из простой попевки, выросшей из мерного движения-покачивания, настойчиво повторяется один и тот же мотив «люблю тебя». С каждым новым проведением усиливается динамизм, переходящий в состояние умиротворения, покоя.

Второе предложение на слух воспринимается как второй раздел пьесы. Меняется драматургия – любовь это жертва. Музыка становится более динамичной: ясно слышен гармонический ля минор, фактура уплотняется аккордами в обеих руках,  появляются октавные ходы в нижнем  регистре, они будто передают злые намерения Ледяной девы. Будто подтверждая крайне печальный конец сказки, пьеса завершается диссонирующим аккордом, как будто Руди говорит Бабетте: «Не плачь, бесполезно плакать, я умер, меня забрала Ледяная дева».

Основная сложность в исполнении этой пьесы – охват целостности формы. В помощь при разучивании придёт выразительное интонирование: в мелодии нужно дослушивать все длинные ноты, иначе все последующие слабые могут прозвучать громче и резко, и тогда из мелодической фразы исчезнет напевность и потеряется целостность формы.

Добиваясь плавности движения, важно избежать суеты при перемещении рук от баса к аккордам из крайних регистров к среднему. Проучиваем отдельно фактуру аккомпанемента с педалью, временно опустив мелодическую линию, стремимся к мягкости и стройности звучания аккордов. Пластичность ведения мелодии достигается путем переноса веса руки из пальца в палец. Соединяем голоса, вслушиваемся в движение нижнего голоса и мягкого аккомпанемента, выстраивая их в длинную фразу.

«Свинопас»

Вариации на тему «Ах, мой милый Августин»

Произведение танцевального характера в форме вариации.  В основе темы –  мелодия старой  песенки. Размер три восьмых, тональность фа мажор.  Повторяющийся монотонный аккомпанемент напоминает звучание шарманки.

В первой вариации видоизменяется мелодия темы, она излагается шестнадцатыми нотами. Мелодия гибкая, прихотливая, изложена гаммаобразными  пассажами  и ломаными арпеджио. В партии левой руки  - вальсовый аккомпанемент с задержанием баса. Интервалы в аккомпанементе исполняются лёгким стаккато.

Во второй вариации тема переходит в партию левой руки в нижний регистр. Аккомпанемент шестнадцатыми нотами в правой руке. Динамика более яркая.

Кульминация вариаций приходится на окончание третьей вариации. Мелодия видоизменяется, аккомпанемент – ломаные арпеджио, в которых прослеживается скрытая полифония. К концу произведения фактура изложения укрупняется, становится аккордовой, появляются октавы, возрастает динамика.

Для успешного исполнения этого произведения требуется навык соотношения партий, хорошая координация рук, техническая и пианистическая приспособленность, охват формы всего произведения в целом.

«Оле-Лукойе»

Одна из самых красочных пьес цикла. Слушая эту пьесу, кажется, что сам волшебник сновидений в чудесном шелковом кафтане с отливом всех цветов радуги рассказывает  тебе удивительные истории.

Пьеса написана в двухчастной форме со вступлением, также  в форме периода, расширенного дополнением-связкой. Для портрета самого Оле автор выбирает безмятежное звучание верхнего регистра, неспешный темп, размер 4/4, прозрачную двухголосную фактуру. Сопоставление до мажора, ми-бемоль мажора и ре мажора – как разноцветные отливы  шёлка на его кафтане. А катящееся, как бы закруглённое движение в аккомпанементе рисует крутящиеся волшебные зонтики.

 Музыка основной части, в ре мажоре – как  необыкновенные истории Оле-Лукойе, из-под светлого зонта.  Напевная мелодия повествовательного характера неторопливо, широко и естественно ведёт свой рассказ. Удобно выбрана фактура сопровождения:  как и во вступлении – в первой части кружащаяся на одном месте гармоническая фигурация квинты и секунды, когда пропуск терции придаёт звучанию ещё большую лёгкость и зыбкость, и взволнованная пульсация трёхзвучных аккордов восьмыми, тоже без излишней тяжеловесности во второй части.

Исполнение этой миниатюры ставит перед учеником задачу непрерывного пения на рояле, простоты и естественности выразительного интонирования, наилегчайшего звучания и особо красочной игры на рояле. Играть в этой пьесе нужно будет с запаздывающей педалью, которая создаёт  особый колористический эффект.

«Ромашка»

Жил-был полевой цветок Ромашка. Он был рад каждому солнечному дню. Однажды выкопали Ромашку и положили в клетку к жаворонку. Но бедной птичке забыли налить воды для питья, и как не жалел цветочек жаворонка – он умер от жажды. Главная мысль этой сказки в том, что полюбить можно не за внешний лоск и напыщенность, а за чистоту и скромность. Также  замечаем, что нельзя лишать свободы птиц и зверей, а если уж взяли их к себе, то о них следует хорошо заботиться.

В этой пьесе композитором передан образ прекрасной, доброй и скромной полевой ромашки, полюбившей жаворонка за его прекрасное пение, чистоту и скромность. Произведение написано в трехчастной форме, в жанре песни. Длительное отсутствие тонального центра передает сложное состояние: счастье, радость, любовь, внутреннюю силу ромашки, которую поцеловал жаворонок: «Желтое сердечко её сияло золотом, а белые лепестки серебром». Этот завораживающий трепетный образ передан  композитором  сочетанием ритмов широкой кантиленой мелодии: мотивы начинаются с длинных нот, а к вершинам подходят через длинные пунктиры; выход из кульминации вообще поручен руладам триолей. Фактура аккомпанемента аккордовая, гармонии изобилуют септаккордами и цепью отклонений. 

Сложность в работе над данным произведением является исполнение длинной мелодической линии, очень выразительными мотивами, сохраняя при этом стройность и мерность аккордов. Рекомендуется найти фразы, разделить их на предложения, мотивы – подобрать к ним подходящие характеристики, почувствовать изменчивость состояний. Затем проучивать хорошим, певучим штрихом легато мелодию правой руки, а аккорды мягкими движениями левой руки. Ученику будет полезно петь мелодию и одновременно аккомпанировать себе. Проучить мелодию в диалоге с педагогом. 

Объяснить ученику, что гармоническая неустойчивость передаёт эмоциональные перемены.     В работе над аккомпанементом надо выровнять звучание аккордов, оно должно быть ровным, спокойным. Нижний голос проучить отдельно, так как он является гармоническим фундаментом пьесы.

Для усвоения учеником формы произведения посоветовать проучить каждую часть отдельно с остановкой в конце каждой, перестраивая звучание в соответствии с характером частей пьесы.

«Старый уличный фонарь»

Пьеса спокойного, уравновешенно-повествовательного характера. Мелодия однообразна и монотонна,  требует в исполнении глубокого, мужественного по своему характеру,  классического legato. Часто встречающиеся в ней ниспадающие интервалы, наводят на мысль о вздохах и  сожалениях  по ушедшим добрым временам старого фонаря. Сумрачную покорность общего настроения пьесы усиливает низкий колокольный тембр квинт в сопровождающей партии левой руки.

Заключительный медленный восходящий пассаж, построенный на целотоновой гамме, замирает где-то в вышине на знаке вопроса: ведь фонарю пообещали,  что  после переплавки жизнь его продолжится, и он не забудет того, что с ним было раньше …

«Принцесса на горошине»

Менуэт

Эта сказка известна огромному кругу читателей, популярность её безгранична. Внешний вид может быть обманчив, гласит сюжет сказки.

Один принц желал взять в жены только настоящую принцессу. В бурю к ним постучалась девушка. Вся мокрая и жалкая, она утверждала, что она настоящая принцесса. Королева пошла на хитрость, уложила её на 20 тюфяков и 20 перин, под которые положила одну маленькую горошину. Утром гостья пожаловалась на плохой сон, так как всю ночь ей что-то мешало и наставило синяков по всему телу. Такой нежной могла быть только настоящая принцесса. Сыграли свадьбу, в связи с этим событием королева устроила большой бал.

Давая эту пьесу детям, следует показать иллюстрации балов того времени, обратив внимание на костюмы мужчин и женщин, в большей степени определявшие стиль танцев. Можно объяснить, что на балах были распорядители, которые давали команды жезлом: сделать реверанс, поменяться местами.

Пьеса написана в трехдольном метре, полна вежливых поклонов и реверансов. Крайние части менуэта напевны, в задумчивом настроении, в тональности ре минор.

Фактура прозрачная. Явно выражена полифоническая линия двух партий. Каждый голос самостоятелен, ведет свою тему тембрами двух инструментов: кантилена верхнего голоса напоминает пение скрипки, тембр и регистр басового голоса приближает к звучанию виолончели.  Как обычно в контрастной полифонии, нижний голос выходит на первый план в местах остановок верхнего. Между голосами есть имитационные переклички.  Мелодии голосов строятся позиционно, без скачков в разные регистры, что удобно для исполнения детьми.

Средняя часть написана в фа мажоре; из-за доминантового органного пункта в басу она более энергична, торжественна, величава, а подчеркнутые сильные доли в каждом такте передают удары жезлом.

На начальном этапе разбора пьесы надо установить нужную аппликатуру, учитывая технические особенности мелодии, её позиционность.  Определить фразы, потом проучивать каждый голос отдельно ясным, наполненным звуком, добиваться максимально певучего звучания и разной инструментовки голосов. Желательно  выучить каждую партию наизусть.  В дальнейшей работе обязательна задача передачи звуком вопросно-ответных интонаций, гибкости, изящества, тонкости с помощью штрихов (legato со снятия рук в конце фраз, portamente, staccatto), особенно в «мотивах-поклонах».

Понимание характера музыки дает ученику также нужное представление и о темпе исполнения: он должен быть подвижным, но не быстрым, иначе исчезнет присущая менуэту плавность движения.

Сборник фортепианных пьес и ансамблей по сказкам Г.Х. Андерсена «Страна белых роз» композитора Сергея Бахарева без сомнения заслуживает внимания музыкальных педагогов высокими художественными достоинствами музыки.  Она является прекрасным материалом для постановки и решения музыкально-эстетических и общевоспитательных задач и служит хорошим пополнением уже существующего учебного репертуара учащихся младших, средних и старших классов.

 

Библиография:

1.       Вопросы музыкальной педагогики,  вып. 5: Сб. статей\Ред.-сост. В. В. Натансон, Л. В. Рощина. – М.: Музыка, 1984.

2.      Музыка-детям. Сб. статей. Сост. Л. Михеева, Музыка, 1975.

3.      Музыка Кубани. Сост. Е.В. Покладова, Краснодар, 2006.

4.      От урока до концерта. Фортепианно-педагогический альманах. Вып. 1. – М.: Издательский дом «Классика - ХХI», 2009.

5.      Обучение игре на фортепиано, сост. Ципин Г.М., Просвещение, 1984.

.  .  .