Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Создание конкурентных преимуществ как фактор сохранения контингента студентов

Дата публикации: 2018-03-28 11:48:20
Статью разместил(а):
Шувалова Наталья Александровна

Создание конкурентных преимуществ как фактор сохранения контингента студентов в ГБПОУ МО «МОМК №3»

Автор: Шувалова Наталья Александровна

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №3» Егорьевский филиал, г. Егорьевск

 

Сохранение контингента студентов неразрывно связано с общей стратегией учебного учреждения, его разносторонними направлениями работы. Одним из направлений этой работы являются мероприятия по профессиональной ориентации студентов. В нашем колледже эта работа начинается с посещений нашими преподавателями и студентами школ города с агитационным материалом с целью привлечения абитуриентов. Несколько раз в год проводятся Дни открытых дверей, где мы не только знакомим школьников с особенностями обучения в медицинском колледже, но и отмечаем сложности и ответственность профессионального выбора, акцентируя внимание на том, что медицина – это особая отрасль, в которой успешно трудиться способны далеко не все. Если человек выбирает профессию медика, то уже на этом этапе он должен иметь ориентацию на высшие человеческие ценности, такие как доброта, совесть, порядочность, честность, чувство долга.

В дальнейшем профориентационная работа проводится со студентами-первокурсниками. Это организация экскурсий на практическую базу нашего колледжа, которая располагается в центральной районной больнице. Первый год обучения построен на изучении общеобразовательных дисциплин, поэтому данные экскурсии вызывают неподдельный интерес и всплеск познавательной активности у обучающихся.

Кроме того, кураторы групп нового набора проводят традиционные кураторские часы «Знакомство с профессией» с приглашением выпускников колледжа, работающих по специальности.

Студенты старших курсов также вовлечены в мероприятия профессиональной ориентации. Они участвуют в Днях здоровья, Днях донора, ярмарках профессий и других мероприятиях внутриколледжного и городского уровня.

Важным направлением работы по сохранению контингента студентов является социально-психологическая адаптация студентов. Первые два месяца обучения в колледже являются сложными, студенты привыкают к новым условиям, преподавателям, новым требованиям. Признаками высокой адаптации являются осознание значимости будущей профессии, способность студентов учиться самостоятельно без контроля со стороны взрослых, формирование доброжелательных отношений с преподавателями и однокурсниками.

Социальной адаптации способствует вовлечение студентов во внеаудиторную деятельность: концерты, конкурсы, конференции, олимпиады, волонтерское движение, спортивные мероприятия. Подобная активность раскрывает творческий потенциал, развивает познавательные способности, интеллект, стимулирует процесс самоактуализации и, в конечном итоге, способствует сохранению контингента студентов.

Результаты мониторинга социально-психологической адаптации студентов:

Профессия медика нравится 92% студентов, затрудняются ответить 8%.

Организация учебного процесса в целом устраивает 90% студентов,

10% частично устраивает.

Качество воспитательного процесса устраивает 89%, частично устраивает 11% студентов.

Удовлетворенность физическим воспитанием: полностью устраивает 89%, частично устраивает 11% студентов.

Удовлетворенность работой столовой: 80% удовлетворены, 11% удовлетворены частично, 9% не посещают столовую.

Удовлетворенность организацией проживания в общежитии: 100% студентов удовлетворены.

В общении с преподавателями проблем не возникает у 100% студентов.

Трудности в обучении испытывают: 24% студентов 1 курса, по 11% студентов 2 и 3 курсов, 26% студентов 4 курсов (у преподавателей-совместитетелей).

Главными причинами трудностей в учебе студенты считают собственную лень, недостаточность знаний.

Другим аспектом сохранения контингента является работа с неуспевающими студентами. Она включает в себя:

–          индивидуальные беседы куратора и администрации со студентами;

–          беседы с родителями неуспевающих студентов:

–          организация и проведение родительских собраний с обсуждением вопросов успеваемости;

–          проведение студенческих советов с приглашением неуспевающих обучающихся;

–          ежемесячное ведение ведомостей успеваемости и посещаемости;

–          наличие мер дисциплинарного взыскания за пропуски занятий без уважительных причин (замечание, выговор);

–          организация преподавателями дополнительных занятий с неуспевающими.

 

Анализ отчисления из филиала колледжа за последние 3 года:

Анализируя данные, мы выяснили, что основной причиной отчисления является собственное желание студентов (46%). На втором месте – перевод в другое учебное заведение (34%), на третьем – академические задолженности (20%). Отчисление с первых курсов объясняется неправильным выбором профессии, отсутствием сознательного профессионального самоопределения. Отчисления студентов с других курсов связаны с семейными обстоятельствами: переездом в другой город, замужеством, рождением ребенка.

Идет тенденция к снижению общего числа отчисляемых.

В заключение отметим, что для дальнейшего сохранения контингента студентов необходимо:

1. Планомерно проводить профессиональную ориентацию, работать над социальной адаптацией студентов, вовлекая в различные виды внеаудиторной деятельности.

2. Преподавателям для формирования интереса к дисциплинам и профессиональным модулям пересмотреть структуру проведения занятий, применять современные педагогические технологии.

3. Кураторам и администрации работать индивидуально с неуспевающими студентами.

4. Поддерживать связь с родителями студентов.

5. Преподавателям, кураторам, администрации воспитывать положительную мотивацию к учебе и создавать здоровый психологический климат в колледже.

 

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Конституция РФ.

.  .  .