Развитие навыков решения практических задач у обучающихся в современном ОУ СПО
Развитие навыков решения практических задач
у обучающихся в современном ОУ СПО
Автор: Шенк Надежда Владимировна
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
СП СПО «Омское медицинское училище железнодорожного транспорта»
В современном образовательном учреждении среднего профессионального образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов СПО, одним из требований к организации учебного процесса является - применение современных педагогических технологий, позволяющих формировать у будущих специалистов профессиональные компетенции. Таким образом, требования предъявляются и к преподавателям СПО, которые должны владеть современными педагогическими технологиями и активно их использовать в своей профессиональной деятельности.
Одной из современных технологий бучения в логике компетентностного подхода является активное обучение. Это одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Активные методы обучения обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении. Одним из эффективных активных методов обучения студентов в современном вузе является метод кейсов [3].
Метод кейсов способствует развитию умению анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык решения практических задач [3].
Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г. [3].
Впоследствии, особенно в последнее время, кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга. Однако, специалистами-преподавателями, практикующими кейсовый метод по - разному понимается его сущность.
Гарвардская Школа Бизнеса определяет метод кейсов как метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Другая трактовка метода кейсов, данная профессором Р. Мерри из Гарварда, определяет этот метод как изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в студенте, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности [3].
Метод конкретных ситуаций занимает промежуточное место между такими активными методами обучения, как открытая дискуссия и деловые игры [2].
По технологии применения он относится к классу методов решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использование творческого потенциала исследователя, ориентацию на инновацию [2].
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе [1].
Применяя метод кейсов на практических занятиях с обучающимися специальности 31.02.01 Лечебное дело по дисциплине ОГСЭ.05 Психология общения в структурном подразделении СПО «Омское медицинское училище железнодорожного транспорта» Омского государственного университета путей сообщения, мы опираемся на совокупность определенных дидактических принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и стиля обучения;
2. Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора типа задач и способа их выполнения);
3. Обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (видео- и СD- диски, Интернет- ресурсы);
4. Концентрироваться лишь на основных положениях теоретического материала (использование законодательных актов, действующих на территории РФ, которые непосредственно связаны с решением задач);
5. Обеспечение доступности преподавателя для студента;
6. Формирование у студентов навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;
7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента.
Кейсы, разработанные нами в рамках дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения, имеют следующую структуру:
1. Информация об авторах кейса, об учреждении, «героях»;
2. Описание ситуации. Формулирование проблемы и задачи;
3. Материалы для решения и задания к ним.
Последовательное изучение материалов и выполнение заданий ведут к решению проблемы и задачи.
Применение кейс-метода при обучении студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело в рамках дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения позволило нам сделать вывод о его эффективности с точки зрения:
•формирования общих и профессиональных компетенций у будущих специалистов;
•развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем;
•научение технологиям выработки стратегических решений;
•актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;
•эффективные коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
•разрушение стереотипов и штампов в технике и организации поиска верного решения;
•стимулирование инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
•повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.
Список литературы:
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей / Директор школы. - №4, 2014. – с. 61 – 69.
2. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2015 г.).