Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие навыков решения практических задач у обучающихся в современном ОУ СПО

Дата публикации: 2018-03-19 10:46:21
Статью разместил(а):
Шенк Надежда Владимировна

Развитие навыков решения практических задач

у обучающихся в современном ОУ СПО

Автор: Шенк Надежда Владимировна

ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»

СП СПО «Омское медицинское училище железнодорожного транспорта»

 

В современном образовательном учреждении среднего профессионального образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов СПО, одним из требований к организации учебного процесса является - применение современных педагогических технологий, позволяющих формировать у будущих специалистов профессиональные компетенции. Таким образом, требования  предъявляются и к преподавателям СПО, которые должны владеть современными педагогическими  технологиями и активно их использовать в своей профессиональной деятельности.

Одной  из современных  технологий бучения в логике компетентностного подхода является  активное обучение. Это одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Активные методы обучения обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении. Одним из эффективных активных методов обучения студентов в современном вузе является метод кейсов [3].

Метод кейсов способствует развитию умению анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык решения практических задач [3].

Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г. [3].

Впоследствии, особенно в последнее время, кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга. Однако, специалистами-преподавателями, практикующими кейсовый метод по - разному понимается его сущность.

Гарвардская Школа Бизнеса определяет метод кейсов как метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

Другая трактовка метода кейсов, данная профессором  Р. Мерри из Гарварда, определяет этот метод как изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в студенте, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности [3].

Метод конкретных ситуаций занимает промежуточное место между такими активными методами обучения, как открытая дискуссия и деловые игры [2].

По технологии применения он относится к классу методов решения сложных, слабоструктурированных проблем, предполагающих использо­вание творческого потенциала исследователя, ориента­цию на инновацию [2].

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе [1].

Применяя метод кейсов на практических занятиях с обучающимися  специальности 31.02.01 Лечебное дело по дисциплине ОГСЭ.05 Психология общения  в структурном подразделении СПО «Омское медицинское училище железнодорожного транспорта» Омского государственного университета путей сообщения, мы опираемся на совокупность определенных дидактических принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и стиля обучения;

2. Максимальное предоставление свободы в обучении (возможность выбора типа задач и способа их выполнения);

3. Обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов, которые касаются задач (видео- и СD- диски, Интернет- ресурсы);

4. Концентрироваться лишь на основных положениях теоретического материала (использование законодательных актов, действующих на территории РФ, которые непосредственно связаны с решением задач);

5. Обеспечение доступности преподавателя для студента;

6. Формирование у студентов навыков самоменеджмента, умения работать с информацией;

7. Акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента.

 

Кейсы, разработанные нами в рамках дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения, имеют  следующую структуру:

1. Информация об авторах кейса, об учреждении, «героях»;

2. Описание ситуации. Формулирование проблемы и задачи;

3. Материалы для решения и задания к ним.

Последовательное изучение материалов и выполнение заданий ведут к решению проблемы и задачи.

Применение кейс-метода при обучении студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело в рамках дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения позволило нам сделать вывод  о   его эффективности с точки зрения:

•формирования общих и профессиональных компетенций у будущих специалистов; 

•развитие навыков структурирования информации и идентификации проблем; 

•научение технологиям выработки стратегических решений;

•актуализация и критическое оценивание накоплен­ного опыта в практике принятия решений; 

•эффективные коммуникаций в процессе коллектив­ного поиска и обоснования решения; 

•разрушение стереотипов и штампов в технике и орга­низации поиска верного решения; 

•стимулирование инноваций за счет синергетики зна­ний — развитие системного, концептуального знания; 

•повышение мотивации на расширение базы теорети­ческого знания для решения прикладных задач.

 

Список литературы:

1.    Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей / Директор школы. - №4, 2014. – с. 61 – 69.

2.    Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н. В. Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2015 г.).

.  .  .