Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Патопсихологические феномены в работе психолога

Дата публикации: 2018-03-14 19:38:52
Статью разместил(а):
Самуйлович Александр Анатольевич

Патопсихологические феномены в работе психолога

Автор: Самуйлович Александр Анатольевич

МАОУ "Гимназия № 8 "Лицей им. С. П. Дягилева", Екатеринбург

 

В настоящее время практические психологи довольно поверхностно знакомы с основами общей и частной психологии, хотя они чаще всего оказываются на «переднем» плане диагностики клинических психических расстройств и обладают, в целом, достаточно неплохим инструментарием для их первичного, пусть даже случайного, выявления. Но имеющаяся на сегодняшний день информационная ситуация (дистанционные, заочные, сетевые варианты образования), несмотря на все «плюсы», даже при интересе специалистов к этой тематике, стремится свести получаемые знания к необходимому минимуму.

В то же время важность ранней первичной диагностики не вызывает сомнения; кроме того, в образовательных учреждениях порой складывается ситуация, когда родители скрывают болезненные расстройства своих детей, тем самым перекрывая формирующиеся сейчас ресурсы инклюзивного и интегративного подходов.

Поэтому хотелось бы кратко остановиться на самых часто встречающихся психопатологических симптомах и тактике поведения при их выявлении.

Подавляющее число психопатологических проявлений «маскируются» под дисфункции внимания, и на первом месте стоят расстройства сознания. При этом для количественной и качественной оценки состояния степени ясности сознания не существует тестового психодиагностического подхода, и их оценка может проводиться только на основе наблюдения, сравнения и феноменологической оценки. Так, при «малых» эпилептических припадках человек, не теряя мышечного тонуса, а следовательно – и положения тела, на короткое время, исчисляющееся несколькими секундами, «выключается» из окружающего, при этом состояние оценивается как «отвлекся, отключился, переключился». Однако это полное отсутствие взаимодействия с окружающим миром и утрата памяти на время этого состояния. При этом параметры внимания, как по данным тестовых исследований, так и в процессе целенаправленной произвольной деятельности остаются стабильными.

Также и при эпилепсии, и при ряде органических расстройств центральной нервной системы могут возникать неразвернутые припадки, чаще всего – ауры, то есть поглощающие  варианты восприятия со стороны одного, нескольких, а то и всех типов анализаторов. Перенесшие эти состояния сравнивают их со свежим дуновением, светом, потемнением, звенящим звуком. При этом аура крайне редко касается вкусовых и обонятельных ощущений. Внешне человек как бы отвлекается от окружающего, но аура, хотя и считается, по мнению неврологов, эквивалентом судорожного состояния с полной утратой сознания, не приводит к полной дезориентировке в окружающем, человек не теряет памяти о происходящем, способен продолжать контактировать с окружающими, но при ауре переживания поглощающи, поэтому целенаправленная деятельность невозможна. «О, опять витает» – самая частая фраза описания этих состояний. Однако внимание здесь тоже совсем не при чем: и в тестах, и в целенаправленной деятельности вне аурального состояния человек демонстрирует стабильные психологические параметры. Аура может длиться дольше, до нескольких минут, обычно – до пяти-семи, максимум – до пятнадцати.

Так как первично эти феномены фиксируются в возрасте до девяти-десяти лет, то школьный психолог может оказаться основным звеном в их первичном выявлении, тактика в момент наличия симптоматики – охранительный режим, затем нужно рекомендовать консультацию невролога с проведением электроэнцефалограммы, цель консультации оптимально указать: исключение пароксизмальных расстройств, то есть состояний непроизвольно возникающих состояний нецеленаправленной деятельности, при этом желательно описать эти состояния без попыток диагностики.

Нарушения мышления, которые впервые может заметить психолог – ускорение, замедление темпа психической деятельности. Нередко они связаны с циклотимическими особенностями личности, но нередко могут свидетельствовать о начале циклотимии как заболевания или ее выраженной форме – маниакально-депрессивном психозе.

Качественные расстройства мышления – неравномерность и парадоксальность квалификации признаков при обобщении и исключении (предметы – по конкретно-наглядным, понятия – по функционально значимым или категориальным), грубые нарушения последовательностей в сочетании с низким уровнем усвоения учебного материала и при высоких прочих параметрах интеллекта в сочетании с наблюдаемыми парадоксальностями могут свидетельствовать о высоком уровне шизоидизации  личности при наличии аутистического личностного радикала и вялом течении шизофрении.

Тактика в этих случаях – рекомендация консультации врача-психиатра с описанием феноменов и формулировкой «с целью исключения психических расстройств.

Психодиагностическая тактика направлена на индивидуальный подбор тестового материала с целью отслеживания уровня стабильности состояния, коррекционная тактика направлена на более четкий подбор интегративного и инклюзивного направлений образования и индивидуализации подходов в помощи при адаптации на всех этапах образовательного процесса.

.  .  .