Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Дата публикации: 2017-09-10 23:10:47
Статью разместил(а):
Смолякова Анна Алексеевна

Рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Автор: Смолякова Анна Алексеевна

 

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под Н.Г. Гольцовой (М.: «Русское слово»).

Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

Цели и задачи: 

·                воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

·                совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

·                освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

·                формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литератур-ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учебный предмет «Русский язык» в школе с русским (родным) языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых предметов в школе.

 

По учебному плану общеобразовательного учреждения на изучение русского языка в 10 классе отводится 68 часов. Авторская программа Н.Г. Гольцовой рассчитана на 34 учебных часа. В соответствии с этим программа расширена за счет добавления часов на более подробное изучение некоторых тем, представляющих сложности для учащихся, а также на проведение контрольных работ и уроков коррекции ошибок.

 

Распределение учебного материала по темам:

Тема

 

Количество часов

 

Авторская программа

Рабочая программа

1.Введение

 

2

2.Лексика. Фразеология. Лексикография.

 

6

3. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

 

            3

4. Морфемика и словообразование.

 

4

5. Морфология и орфография.

 

11

6. Морфология. Самостоятельные части речи.

 

22

7. Морфология. Служебные части речи.

 

20

Итого

34

68

 

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 10 класса

Учащиеся должны знать:

·         основные сведения о языке, изученные в 10 классе;

·         изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;

·         основные единицы языка, их признаки; смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;

·         признаки текста; средства связи предложений в тексте;

·         основные признаки и особенности жанров изученных стилей речи;

·         функционально-смысловые типы речи, их признаки;

·         основные нормы русского литературного языка(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 10 классе; речевого этикета.

Учащиеся должны уметь:

·         различать изученные стили речи;

·         определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловые тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

·         опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

аудирование и чтение

·         адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;

·         владеть разными видами чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое);

·         извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

·         воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;

·         создавать текст заданного стиля и типа речи;

·         свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

·         соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;

·         соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

·         соблюдать нормы  русского речевого этикета;

·         осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки  и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·      осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

·      развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

·      удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально – культурных ситуациях общения;

·      увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;

·      получения знаний по другим учебным предметам.

 

 

Календарно - тематическое планирование.

по ______________русскому языку___________________________

Класс _______10_______  

Учитель ____Смолякова Анна Алексеевна

Количество часов:

Всего _68__ часов; в неделю ___2__ часа.

Плановых контрольных уроков ___4___, уроков развития речи ___12__, практических работ ___2__.

 

Учебно - методическое обеспечение:

Планирование составлено на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус­скому языку (базовый уровень) для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе Программы под редакцией Н.Г.Гольцовой, Москва «Русское слово», 2010 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина).

 

Учебник (в соответствии с федеральным перечнем учебников рекомендованных или допущенных к использованию действующим на данный учебный год) Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2012.

 

№ п/п

 

№ урока в теме

Наименование Разделов и тем                            

Количество уроков в теме

Дата проведения урока

Запланированная

Скорректированная

 

 

Введение

2

 

 

1

1

Слово о русском языке.

 Нормы литературного языка. 

 

01.09

 

2

2

РР. Функциональные стили русского языка.

 

03.09

 

 

 

Лексика

6

 

 

3

1

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.

 

08.09

 

4

2

Контрольная работа по проверке остаточных знаний.

 

10.09

 

5

3

РР. Основные изобразительно-выразительные средства языка.

 

15.09

 

6

4

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы.

 

17.09

 

7

5

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

 

22.09

 

8

6

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

 

24.09

 

 

 

Фонетика

3

 

 

9

1

Звуки и буквы. Звук и фонема. Фонетический разбор. Чередование звуков.

 

29.09

 

10

2

Орфоэпия. Орфоэпическая норма. Русское литературное произношение. Активные процессы в области произношения.

 

01.10

 

11

3

РР. Обучение лингвистическому анализу художественного текста. Звукопись и благозвучие.

 

06.10

 

 

 

Морфемика. Словообразование

4

 

 

12

1

РР. Научный стиль. Способы переработки текста: план, тезисы, выписки.

 

08.10

 

13

2

Состав слова .Морфемы. Морфемный анализ слова.

 

13.10

 

14

3

Словообразование и формообразование.

Понятие парадигмы Словообразовательная модель. Словообразовательный разбор.

 

15.10

 

15

4

Практикум по морфемному и словообразовательному разборам.

 

20.10

 

 

 

Морфология и орфография

11

 

 

16

1

Принципы русской орфографии.

 

22.10

 

17

2

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне.

 

03.11

 

18

3

Употребление гласных после шипящих.

 

05.11

 

19

4

Употребление гласных после Ц, букв Э, Е, Ё.

 

 

 

20

5

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

 

10.11

 

21

6

Чередующиеся гласные в корне.

 

12.11

 

22

7

Правописание гласных и согласных в приставках.

 

17.11

 

23

8

Правописание пре- и при-.

 

19.11

 

24

9

Гласные И, Ы после приставок.

 

24.11

 

25

10

Употребление Ъ, Ь знаков. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

 

26.11

 

26

11

Контрольный диктант.

 

01.12

 

 

 

Морфология. Самостоятельные части речи

22

 

 

27

1

Система частей речи в русском языке.

Имя существительное как часть речи.

 

03.12

 

28

2

Правописание падежных окончаний имён существительных.

 

08.12

 

29

3

Гласные в суффиксах имён существительных.

 

10.12

 

30

4

Правописание сложных имён существительных.

 

15.12

 

31

5

Имя прилагательное как часть речи.

 

17.12

 

32

6

Правописание суффиксов имён прилагательных.

 

22.12

 

33

7

Правописание Н, НН в суффиксах имён прилагательных.

 

24.12

 

34

8

Правописание сложных имён прилагательных.

 

29.12

 

35

9

Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных.

 

12.01

 

36

10

РР. Обучение конспектированию текста научного стиля. Употребление имён числительных в речи.

 

14.01

 

37

11

Местоимение как часть речи.

 

19.01

 

38

12

Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи.

 

21.01

 

39

13

Глагол как часть речи.

 

26.01

 

40

14

Правописание глаголов.

 

28.01

 

41

15

РР. Официально-деловой стиль. Жанры официально-делового стиля.

 

02.02

 

42

16

Причастие как глагольная форма. Образование причастий.

 

04.02

 

43

17

Правописание суффиксов причастий.  Н, НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

 

09.02

 

44

18

РР. Особенности речи художественной литературы.

 

11.02

 

45

19

Деепричастие как глагольная форма.

 

16.02

 

46

20

Наречие как часть речи.

 

18.02

 

47

21

Правописание наречий.

 

25.02

 

48

22

Слова категории состояния.

 

01.03

 

 

 

Морфология. Служебные части речи

20

 

 

49

1

Служебные части речи.

 

03.03

 

50

2

Предлог как служебная часть речи.

 

10.03

 

51

3

Правописание предлогов

 

15.03

 

52

4

Союз как служебная часть речи.

 

17.03

 

53

5

Правописание союзов. Разграничение союзов и союзных слов.

 

05.04

 

54

6

Частица как служебная часть речи. Правописание частиц.

 

07.04

 

55

7

Частицы НЕ, НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

 

12.04

 

56

8

Подготовка к контрольной работе. Систематизация пройденного материала.

 

14.04

 

57

9

Контрольная работа по теме «Служебные части речи».

 

19.04

 

58

10

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

 

21.04

 

59

11

РР. Разговорный стиль и его особенности.

 

26.04

 

60

12

РР. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.

 

28.04

 

61

13

РР. Обучение комплексному анализу текста.

 

05.05

 

62

14

Обобщение и систематизация материала по морфемике и синтаксису.

 

10.05

 

63

15

Обобщение и систематизация материала по морфологии и орфографии.

 

12.05

 

64

16

Итоговая контрольная работа.

 

17.05

 

65

17

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

 

19.05

 

66

18

РР. Обучение лингвистическому анализу прозаического текста.

 

24.05  

 

67

19

РР. Лингвистический

анализ текста.

 

 

 

68

20

Итоговое занятие.

 

26.05

 

 

 

Критерии и нормы оценки письменного ответа:  

Оценка «5» ставится в случае: 

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать медпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

  

Оценка «4»: 

Знание всего изученного программного материала.

Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

  

Оценка «3» 

 (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.

Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

  

Оценка «2»: 

Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

  

Критерии и нормы оценки устного ответа:

Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

  

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

  

Оценка «3» ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагаетнесистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

  

Оценка «2» ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

 

Нормы оценивая диктантов в 5-11 классах

Вид диктанта

Нормы оценок  (количество ошибок)

«5»

«4»

«3»

«2»

контрольный

1 негрубая орфографическая +

1 негрубая пунктуационная +

1 логопедическая

 

2 орфографические

+

 2 пунктуационные +

3 логопедические

 

1 орфографическая +

4 пунктуационные

+

3 логопедические

 

6 орфографических

+

4 пунктуационные

+

4 логопедические

 

5 орфографических

+

5 пунктуационных

+

4 логопедических

 

7 орфографических

+

7 пунктуационных

+

5 логопедических

8 орфографических

+

8 пунктуационных

+

6 логопедических и более

Словарный

0

1-2

3-4

до 7

 

Примечание:

Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:

·         в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;

·          учитывает однотипные ошибки как обычные;

·         все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим причинам:

·         учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;

·         оценка не снижается за многочисленные исправления;

·         все однотипные ошибки считаются как одна.

 

Оценка дополнительного задания к диктанту

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнены не менее ¾  всех заданий

Правильно выполнено не менее ½ заданий

Не выполнено более половины заданий

                       

Нормы оценивания сочинений и изложений

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании.

Допускается

1 негрубая орфографическая

1 пунктуационная

1 грамматическая

1 логопедическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.

 

1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.

 

0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.

«3»

1. Имеются существенные  отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых) + 4 логопедических ошибок.

6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических + 4 логопедических ошибок.

«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме.

2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных.

8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических.

 

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. раздел «Оценка диктантов»).

.  .  .