Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технология проблемного обучения на уроках географии

Дата публикации: 2018-02-11 09:31:58
Статью разместил(а):
Ермилова Ирина Сергеевна

Технология проблемного обучения на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Автор: Ермилова Ирина Сергеевна 

 МОУ «Мочалищенская СОШ» Звениговского района Республики Марий Эл

 

 «Плохой учитель преподносит истину,

 хороший учит ее находить»

А. Дистервег

 

Содержание:

1. Вступление                                                                              

 Факторы формирования познавательного интереса к школьным предметам.

2. Технология проблемного обучения                               

А. Понятие технологии проблемного обучения

Б. Алгоритм решения проблемной ситуации

В. Формы проблемного обучения

Г. Организация урока географии с использованием проблемных вопросов

Д. Методы организации проблемного обучения

Е. Общие функции проблемного обучения

 3. Выводы                                                                                   

 

Преимущества и недостатки технологии проблемного обучения

1.Вступление

Факторы формирования познавательного интереса к школьным предметам

     Познавательный интерес к любому из школьных предметов зависит от различных факторов. Среди них и содержание предмета, и методы обучения, и деятельность самих учеников, и личность учителя. Они могут влиять на процесс формирования познавательного интереса лишь при наличии определенных условий обучения, среди которых можно назвать следующие:  содержание учебного материала,  уровень подготовленности класса,  наличие необходимых средств обучения, и наконец, уровень педагогического мастерства учителя, эмоциональная атмосфера конкретного класса, его взаимоотношения с учителем. Обучая своему предмету, учитель сознательно или нет, стихийно или целенаправленно формирует у детей отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения предметом. Каждый учитель, планируя свой урок, ежедневно решает непростую проблему: как интересно дать учебный материал? Одним из эффективных приемов активизации познавательного интереса к предмету считаю постановку проблемных вопросов на уроках географии, то есть использование технологии проблемного обучения.

2. Технология проблемного обучения 

А. Понятие технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения – технология, которая предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

В психолого-педагогической литературе проблемное обучение рассматривают как форму активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Каждое из определений раскрывает одну из сторон проблемного обучения, а в сумме подчёркиваются главные признаки, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения:     

1) создание проблемных ситуаций,

2) обучение учащихся в процессе решения проблем,  

3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Б. Алгоритм решения проблемной ситуации 

Последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация ® проблема ® поиск способов ее решения ® решение проблемы.

В. Формы проблемного обучения

·       Проблемное изложение - сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем.

·       Частично-поисковая деятельность – побуждение обучаемого к самостоятельному рассуждению преподавателем с помощью специальных вопросов.

·       Исследовательская деятельность – самостоятельный поиск учеником решения проблемы.

Г. Организация урока с использованием проблемных вопросов 

Проблемные ситуации могут быть созданы на различных этапах урока: при постановке темы урока, актуализации полученных знаний, усвоении нового материала, на заключительном этапе урока.

I. Проблемная постановка темы урока

            Давая общую характеристику экономики стран Зарубежной Азии, предлагаю старшеклассникам поработать в группах и решить проблемный вопрос:

Действительно ли 21 век может стать веком Азии? 

             С этой целью организую работу старшеклассников в группах. Формируем группы демографов, социологов и экономистов, которые работают над вопросами карточек, используя учебник В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира».

 Группа №1 (демографы и социологи)

Изучи диаграмму "Динамика структуры населения мира" и таблицу № 34 с.397, сделай выводы, ответь на вопросы:

1. Как изменится региональная структура населения по прогнозам демографов к 2025 году? Почему?

2. К каким последствиям приведет подобное изменение?

Группа №2 (демографы)

Изучи таблицы  № 14 с.388 и № 35 с. 397 приложения в учебнике, сопоставь их и ответь на вопросы:

1. Сколько стран Азии насчитывается среди 20 самых населенных стран мира на 2000 и 2025год (прогноз)?

2. Какие страны поменяют свой порядковый номер и как? Сделай вывод.

Группа № 3 (экономисты)

Изучи таблицы № 3, 4, 5 с.383, 384 и ответь на вопрос:

1. Какие из стран Азии лидируют по запасам топливных ресурсов и находятся в 1-й пятерке стран? (нефть, газ, уголь). Сделай вывод.

Группа № 4 (экономисты)

Изучи рисунки № 7, 8, 9 с. 32-33 в учебнике и ответь на вопросы:

1. Какова ресурсообеспеченность стран Азии пашней, пресной водой и лесом? Сделай выводы.

Группа № 5 (экономисты)

Изучи таблицу № 19 с. 391, ответь на вопросы:

1. Какие и из центров мирового хозяйства расположены в Азии?

2. Сосчитай их суммарный ВВП в млрд. долл. и долю в мировом ВВП (в процентах). Сделай вывод. Сравни с Зарубежной Европой и Северной Америкой.

 В конце работы старшеклассники обмениваются полученной информацией и приходят к выводу, что 21-й век действительно может стать веком Азии! 

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) остается самым динамичным в мире, несмотря на экономический кризис. По прогнозам ученых уже к 2020 году семь из ведущих стран мира будут азиатскими, а Китай уже стал мировым лидером по объему ВВП, обогнав США.

II. Актуализация необходимых знаний 

С целью актуализации знаний факторов размещения лесной промышленности предлагаю учащимся проблемный вопрос:

Почему поселок Мочалище, в котором мы живем, был построен на левом берегу реки Юшут? Рассуждая, девятиклассники вспоминают сырьевой, транспортный и водный факторы. И только самые сообразительные догадываются выдвинуть фактор природных условий, ведь правый берег реки очень низкий, заболоченный. Весной, во время половодья, он бывает затоплен талыми водами.

III. Усвоение нового материала 

Изучая уникальную природу озера Байкал с учениками 8 класса, предлагаю им решить проблему сохранения природы этого сложного природного комплекса путем рассмотрения цепочки причинно – следственных связей  в природе Байкала.

1) Построена Иркутская ГЭС …

2) Работает ЦБК …

3) Неорганизованный туризм …

В конце урока ребята самостоятельно делают выводы и намечают пути спасения природы озера.

IV. Заключительная часть урока.

Завершая урок на тему «Водные ресурсы. Охрана вод России» в 8 классе, предлагаю детям решить проблемную задачу и выяснить, справляется ли Волга со сточными водами?                      

Задача:  Известно, что годовой сток Волги составляет 254 км3. Ежегодно она принимает16 км3 сточных вод, половина из них поступают в реку без очистки. Для разбавления 1 км3 очищенной сточной воды необходимо 10 км3 чистой, а неочищенной в 5 раз больше.

Получив результаты расчетов,  восьмиклассники делают вывод, что река о в опасности и намечают пути очистки волжских вод.

Д. Методы организации проблемного обучения 

В целом можно говорить о  шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:

1) монологическом;

2) рассуждающем;

3) диалогическом;

4) эвристическом;

5) исследовательском;

6) методе программированных заданий.

 

Е. Общие функции проблемного обучения 

·       усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

·       развитие познавательной самостоятельности  и творческих способностей учащихся;  

·       формирование диалектико-материалистического мышления школьников

3. Выводы

Преимущества и недостатки технологии проблемного обучения

Преимущества:

 -  приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений, навыков;

 -  достижению высокого уровня  умственного развития;

 -  формирование  способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности;

 -  развивает интерес к учебному труду;

 - обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки:

  - большие затраты времени на достижение запланированных результатов;

  - слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

География является, пожалуй, единственным школьным предметом, изучающим природу и общество в их взаимодействии, поэтому одна из главных задач учителя географии – не только дать школьникам прочные знания, но и научить их мыслить, правильно излагать свои мысли, вести диалог и работать в коллективе. Использование технологии проблемного обучения, на мой взгляд, способствует развитию всех этих качеств. 

 

Список литературы:

1.       Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч II.Региональная характеристика мира: учебное  пособие. – Волгоград: Учитель, 2004.-231 с.

2.       Крылова О.В. Интересный урок географии: книга для учителя: М.: Просвещение, 1989.-96 с.

3.       Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991  

4.       Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник 10 кл.- 20-е изд.- М.: Просвещение, 2012. -397 с.

5.       Селевко г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 

6.       Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании: Курс лекций. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2000. 

.  .  .