Правописание гласных О–Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных
Правописание гласных О – Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных
Автор: Ахатова Олимпиада Геннадиевна
(МБОУ «Основная школа № 5 г. Петропавловск - Камчатский»)
Цель урока: 1. Познакомить с правилом написания о – е после шипящих и ц в окончаниях и суффиксах имён прилагательных, формировать умение сопоставлять правило написания букв о – е в корнях, суффиксах, окончаниях имён существительных, имён прилагательных, формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора верного написания, закрепить навык правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание ё - о после шипящих;
2) развивать мышление; умение сопоставлять, анализировать и обобщать;
3) воспитывать самостоятельность, интерес к урокам русского языка посредством активизации мыслительной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, проектор.
Технологии: ИКТ – технологии, технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
ЭОР: электронное интерактивное приложение «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 6 класс», ЭОРы сайта «Я – класс».
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Опрос по домашнему заданию (упр.361).
III. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальный опрос (Слайд 1).
ü Что называется именем прилагательным?
ü Какие разряды имен прилагательных вы знаете?
ü Какие особенности касаются только качественных имен прилагательных?
ü Что вы знаете о степенях сравнения имен прилагательных?
ü Как пишутся НЕ с прилагательными?
2. Прослушайте стихотворение Т.Крюковой «Меню». Слова с какой орфограммой я буду выделять голосом?
Меню
Съел обжора на обед
Щи, печеночный паштет,
С майонезом кабачок
И свиной окорочок.
Съел копченого угря,
Фунт улиток, может, зря,
И бараний бок в сметане –
Это вам не чох бараний.
Сыроежек полбочонка
И тушеную печенку,
Наперченный антрекот,
Из крыжовника компот.
Черствый хлеб, бутыль боржоми,
В общем – все, что было в доме.
Вы его меню в тетрадку
Запишите по порядку.
Т. Крюкова.
– Запишем в тетрадь следующие слова и вставим пропущенные буквы (Слайд 2):
Обж...ра, печ...ночный, кабач...к, окороч...к, полбоч...нка, крыж…вник, ч...рствый, борж...ми
3. Работа со схемой (Слайд 3).
IV. Постановка целей и задач урока.
- Как вы считаете, что нам предстоит сегодня сделать?
V. Работа над темой урока.
1. Знакомство с правилом (стр.28).
2. Выполнение упражнений 363, 362.
3. Словарный диктант
Парчовый, кумачовый, верблюжонок, шел, шорты, с товарищем, свинцовый, крыжовник, желудь, медвежонок, холщовый, под крыльцом, врачом, свечой, шепот (Слайд 4).
Физкультминутка.
4. Выполнение заданий с электронного интерактивного приложения «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 6 класс» (задания типа «Соотнеси», «Распредели», «Корректор»).
5. Игра «Да- нет» (Слайд 5).
ü В слове «снежок» пишется Е?
ü В слове «кумачовый» буква после шипящего находится в суффиксе?
ü Слова «ежовый» и «бежевый» имеют одинаковые буквы в суффиксе?
ü В слове «мячом» есть суффикс?
ü В суффиксах прилагательных под ударением мы пишем О?
VI. Рефлексия.
- Со словами каких частей речи мы сегодня работали?
- Какие правила закрепляли?
VII. Домашнее задание (на выбор):
1) Выписать из художественных произведений 7 предложений с орфограммой « Гласные О – Е после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных» ;
2) Решить проверочную работу на сайте «Я - класс»
Используемая литература:
1. Технологические карты уроков по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. Электронный учебник 1.1.3. 6 класс
2. Челышева И.Л. Русский язык. 6 класс. – Ростов н/Д, 2015. – 226с.
3. Электронное интерактивное приложение «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 6 класс»