Применение приёма "кластер" на уроке окружающего мира в 3 классе
Применение приёма "кластер" на уроке окружающего мира в 3 классе
Автор: Комогорцева Екатерина Александровна
Сегодня мы говорим о продуктивных педагогических практиках, то есть о технологиях, направленных на активизацию познавательной деятельности, на развитие исследовательских, творческих умений школьников. Мы с вами задаемся вопросами: как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить выделять главное и существенное в тексте или в речи? Как развить такие базовые качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, самостоятельность?
Мне кажется, ответы на многие вопросы можно найти в технологии развития критического мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни – умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п. Технология привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях, на разных уроках в начальной школе. Это универсальная, "надпредметная" технология.
Что же такое критическое мышление?
● мышление самостоятельное
● мышление обобщенное
● мышление проблемное и оценочное
● мышление аргументированное
● мышление социальное
Мне кажется на развитие именно такого мышления нас нацеливают современные требования к результатам обучения, ФГОС.
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Мне хотелось бы остановиться подробнее на одном приеме. Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока, для многих предметов в начальной школе.
Кластер – это один из стратегически активных методов, который организует взаимодействие учащихся и учителя. А продуктом такой деятельности является моделирование – информация, выстроенная в определённой последовательности. Овладение данной информацией и есть достижение планируемых результатов.
Пример урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России».
Тема урока «Тела, вещества, частицы». Я предлагаю детям заполнить пустую схему уже в начале урока, так, как они предполагают. Таким образом, ученики сталкиваются с затруднением, которое мы и будем разрешать по ходу урока. Сейчас я предлагаю вам почувствовать себя в роли учеников и в парах заполнить этот кластер. Перед вами схема с пустыми окошечками, а в конвертах необходимые для заполнения данные, попробуйте расставить все слова в схему, как вы считаете нужным.
Заполнили, далее мы приступаем к стадии осмысления, и идем по теме урока, проверяя свои предположения поэтапно, начинаем с левой части кластера – как же называются все предметы, живые существа, окружающие нас. Кто-то предположил, что это тела, кто-то, что это вещества. Проверяем по тексту учебника.
Итак, тела – это все предметы, живые существа, окружающие нас, они делятся на следующие группы: естественные, искусственные и небесные.
Теперь мы можем эту часть приклеить.
Двигаемся дальше, из чего же состоят тела? Предполагаем, что из веществ.
Проверяем свои мысли в тексте учебника. Действительно, все тела состоят из веществ, которые делятся на 3 группы: твердые, жидкие и газообразные. Далее из текста учебника дети узнают, что частицы в разных веществах располагаются по-разному, и пробуют соотнести картинку расположения частиц в веществе с его видом.
Приклеиваем эту часть.
Остается одна часть схемы – частицы, из текста ребята выясняют, что существуют разные частицы – сложные и простые и приклеивают молекулы и атомы.
Таким образом, в ходе урока мы подтвердили или опровергли свои предположения, разобрались с тем, что же такое тела, вещества и частицы, справились с затруднением, возникшим на начальном этапе урока, и на стадии рефлексии мы с детьми обобщаем, делаем выводы, приходим к тому, что мы добились поставленных целей урока, выяснили, что же такое тела, вещества и частицы, узнали на какие группы они делятся.
Тема эта достаточно объемная и сложная для понимания, а вот так, используя прием кластер, можно наглядно систематизировать и обобщить всю информацию.
Этот прием можно предложить детям для работы в парах, как вы сегодня работали, можно организовать работу в группах, это тоже довольно удобно и продуктивно. Кластеры можно применять как вы сегодня увидели на разных этапах урока, можно еще попробовать дать детям в качестве проверки знаний, например, после того как прошли тему, дать кластер для самостоятельного заполнения. Ну и в начальной школе – этот прием мне кажется просто находка, на любом уроке.