Социальная адаптация подростков в статусе "студент образовательного учреждения"
Социальная адаптация подростков
в статусе «студент образовательного учреждения»
Автор: Шанина Ирина Владимировна
ГАПОУ «Новосибирское училище (колледж) олимпийского резерва», г. Новосибирск
В связи с внедрением в образовательный процесс новых стандартов ФГОС педагогические работники обязаны большое внимание уделять социализации обучающихся.
Под социализацией мы понимаем процесс приобщения человека к жизни, к существующим или новым для него социальным условиям.
Каждый человек приобретает свой социальный опыт в процессе жизнедеятельности. Людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь подростков принято называть агентами социализации.
Агентом социализации для студента в образовательном учреждении считаются преподаватели и мастера производственного обучения, которые влияют на развитие у подростка общих и профессиональных компетенций.
Поэтому студенту на начальном этапе обучения необходима психологическая помощь и поддержка в его начинаниях, а так же объяснения социальной значимости профессии, которую он выбрал.
Учебное заведение - важный этап социализации личности.Бывшие школьники, которые поступают для обучения в учреждения среднего профессионального образования (далее – учреждение СПО), еще находятся на пути к самоопределению. Умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее зависит от того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вступление в социальную среду, но для этого должны быть преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков. На основе этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов.
Трудности адаптации — это трудности, которые испытывает студент при организации учебно-воспитательного процесса. При успешной адаптации студент должен войти: ‒ в новую социальную среду; ‒ в учебно-познавательный процесс; ‒ в новую систему взаимоотношений между сокурсниками, старшекурсниками и педагогами. Адаптация — это необходимое условие успешной дальнейшей деятельности, уверенность в своих силах, предпосылка активной деятельности. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой и самим собой. Проблема приспособления студентов-первокурсников к среде среднего профессионального учебного заведения решается путем создания оптимальных условий с учетом главных характеристик адаптационных процессов, за каждым из них стоят различные зоны трудностей, с которыми приходится сталкиваться студентам, и которые могут стать причинами дезадаптации.
Трудности в обучении делятся на: дидактические, социально-психологические, профессиональные, психофизиологические. Дидактические трудности основываются на неумении студента в начале обучения правильно и оптимально для себя сорганизовать учебную деятельность. Так как школьная программа отличается формами обучения и методами преподавания. А большой объем самостоятельной работы, может привести к не желанию учиться, и поэтому к снижению успеваемости. Исследуя аспект психологического приспособления к специфике обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении Бирюкова М. А., выявила психологическую неподготовленность выпускника средней школы к новой учебной деятельности и сложность учебного материала по ряду предметов [1, с.159]. Студент-первокурсник начинает свою деятельность в новой педагогической системе, отличной по своим целям, задачам, требованиям, методам обучения от средней школы.
Первокурсникам средних профессиональных учреждений недостает различных навыков и умений, которые необходимы для успешного усвоения программы. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Многими это дается очень тяжело. Из-за трудностей адаптации возникает и низкая успеваемость на первом курсе и низкий показатель по результатам сессии. Социально-психологические трудности связаны с изменением социального статуса бывшего старшеклассника.
Первокурсники уже впервые недели обучения должен найти свое место в группе, но далеко не все студенты к концу первого курса становятся, удовлетворены своим социальным статусом. Если студент, приехал обучаться из другого города или сельской местности, то ему приходится в кратчайшие сроки обустроить себе новый быт, привыкнуть к самостоятельности, научится отвечать за свои поступки, правильно распределять время… И при этом рядом могут отсутствовать родные и близкие люди, которые могли бы в этом помочь. А новые друзья и знакомые могут носить как положительное, так и отрицательное влияние.
Если старшеклассник проживал в сельской местности или небольшом городе, то выбор дальнейшего обучения может быть ограничен теми учебными заведениями, которые есть. И у подростка не всегда имеется мотивация получать ту специальность, которой обучают по месту жительства. Если же ехать обучаться в другой город, то могут возникнуть другие проблемы: психологическая оторванность от дома, ухудшение условий проживания, отсутствие навыков самостоятельного ведения домашнего быта, новая социальная среда.
А ведь первокурсникам учреждений СПО бывает всего по 15–16 лет. И не всегда подростки в этом возрасте могут действовать по-взрослому и адекватно решать возникшие проблемы. Поэтому подростки часто попадают под влияние социально негативных групп и приспособляются к вредным привычкам. Профессиональные трудности связаны с недостаточным пониманием специфики выбранной специальности и мотивации обучения. Часто в учреждения СПО идут старшеклассники, которые испытывали трудности в школьном обучении, которые боятся идти в вузы, имеют низкие баллы ГИА и ЕГЭ, не стремятся получить дальнейшие знания, не выбрали себе профессию, но родители настаивают на приобретении хоть какой-нибудь специальности.
В связи с этим первокурсники испытывают трудности адаптации. Случается, что и студенты, осознанно выбравшие свою будущую профессию, в начале обучения, испытывают разочарование в своем выборе. А неудовлетворение профессиональной учебной деятельностью является основным фактором дезадаптации. Таким образом, мы приходим к заключению, что процесс адаптации к условиям среднего профессионального образования заключается в преодолении трудностей педагогического, психологического, а также социального характера.
Подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. Они ещё не могут пользоваться теми привилегиями, которые есть у взрослых, но уже потеряли те преимущества, которые у них были в детстве. Поэтому для того, чтобы подросток могут окунуться в мир образования и получения профессиональных навыков специалиста родителям в первую очередь необходимо не отдавать все силы работе, а создать благоприятные качества жизни ребёнка такие как:
1. Психологическое благополучие в семье.
2. Обеспеченность материальными благами.
3. Поддержка традиций и обычаев семьи.
4. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников.
Анализ социальной адаптации в группе. Поэтому важным моментом во время работы с подрастающим поколением в образовательном учреждении имеет социальная оценка семьи. Что в большинстве случаев являются семьи с низким или средним достатком, так же большинство детей воспитывает: один родитель, или ребёнок является опекаемым или сиротой.
Социальная адаптация подростка в группе образовательного учреждения проходит для каждого по-разному. Для одних легко «влиться» в коллектив, для других это составляет борьбу со своим «Я», третьи просто перестают посещать учебное заведение, так как не были готовы к данной ситуации.
Я считаю, что подросток, который выбирает для себя стены учебного заведения, причём в большинстве случае самостоятельно, должен адаптироваться в коллективе студентов. Тогда и выбор профессии, на которую он пошёл неосознанно, не будет на начальном этапе иметь большого значения, так как студент будет стремиться поскорей, встретиться с сокурсниками, и учебная деятельность будет для него более занимательна.
Коллектив для студента-подростка является основной составляющей получения образования и профессиональной направленности.
Подросток выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако эти роли не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же подростку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае либо формируется противоречивая личность, либо он выбирает, лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей, при этом подросток отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремиться сблизиться с тем, кто его ценит.
И в заключение хотелось бы сказать, что у некоторых подростковый возраст связан с беспечностью, беззаботностью, шалостями, учёбой, а для других – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития.
Список литературы:
1. Бирюкова М.В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения/ М.В. Бирюкова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. № 12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. – 2008.- №12 (88). – С. 158-162
2. Хилько М.Е. Возрастная психология: краткий курс лекций/ М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2013. – 194 с.
3. Бочарникова Я.В. Психолого – педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса.//