Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дидактическая игра, как средство познавательной деятельности на уроках истории

Дата публикации: 2017-12-22 08:20:32
Статью разместил(а):
Адилов Адельхан Булатович

Дидактическая игра, как средство познавательной деятельности обучающихся на уроках истории

Автор: Адилов Адельхан Булатович

ФГБОУ ВО «ОГПУ», исторический факультет

 

В современной системе образования в связи с переходом на ФГОС, огромная роль возлагается на учителя, который по стандартам ГОС являлся «транслятором» информации, а по новым стандартам, является не центральной «фигурой» урока, а лишь координатором урока, а  главные участники образовательного процесса выступают непосредственно обучающиеся. Для более полной реализации ФГОС необходимо так организовать деятельность учеников, чтобы они захотели получать знания из различных источников. Одним из видов активизации деятельности учеников выступает игра.

Игра, это одна из ведущих деятельностей, которая формирует основу базовых потребностей,  которая определяет развитие ребенка до школьного возраста. Однако, по своей природе, ребенок психологически включен в игру, так как его основным видом деятельности является ­– игровая, благодаря которой ребенок осваивает первичные социальные правила и усваивает все требования, которые общество предъявляет к индивиду.

В основе его деятельности лежит выбор: какие правила игры использовать: придумать свои или включится в ту игру, которая уже существует. Однако, не стоит забывать, что взаимодействуя с другими сверстниками, ребенок также может изменить правила обсудив их с ними, что формирует навык коммуникации  с окружающими их людьми, которая позволяет социализироваться в обществе.

Однако, активно используя игровую деятельность, обучающиеся , смогут сформировать  и развить внимание, мышление, память, воображение, используя во всех познавательных процессов. Игровая деятельность предусматривает от обучающегося  включенности в те правила игры, которые он придумывает или предъявляются им учителем; соблюдая их он должен сосредоточить свое внимательнее к развивающемуся сюжету, в котором они непосредственно участвуют со сверстниками; он должен запоминать, какой предмет и явление что обозначает; он должен стремительно сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации. Таким образом, в игре формируется сочетание произвольности психических процессов, когда ученик может следовать поставленной цели.

В условиях игровой деятельности обучающиеся объединяются лучше и запоминают больше, чем в таких условиях, когда им предлагаются без своего участия воспринять готовую  информацию. Осознанная цель позволяет  выделять основные направления для обучающегося  раньше и легче всего в игре. Однако, принимая условия, игра требуют от него сосредоточения на предметах, включенных  в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Однако, если ребенок не может или не хочет сосредоточить внимание  к тому, что требует от него составляющая игровая ситуация, также если не считается с условиями игры, то его сверстники исключают его из игровой деятельности.

Реализуя ФГОС,  как один из элементов современного урока является игровая деятельность. Чтобы рассмотреть основную дидактическую игру на уроке истории,  педагогу разграничивать понятия игры, игра целом как понятия и игры, как дидактического средства достижения задач урока - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Если рассматривать обучение как «процесс целенаправленной передачи общественно - исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков», можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.  Однако, понимание сущности дидактической игры, как средства обучения, позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):

– во-первых, деятельность, предполагающая важнейшую форму проявления жизни человека, также активного отношения к окружающей действительности; в данной деятельности формируются эмоциональные, психические процессы, умственные, а также  волевые качества личности, ее способности и характер;

– во– вторых, условность, предполагающая отражение действительности, которая указывает на определенность образа и его непосредственного объекта.

Реализуя принципы игровой деятельности, учитель должен вовлечь обучающегося в игру, но для этого он должен сформулировать лишь базисные планы игры, позволяя обучающихся  придумывать переферийные правила, которые и способствуют формированию заинтересованности в результате игровой деятельности на уроке.  Также реализуя принцип дидактической игры на уроках истории, мы сможем сформировать устойчивый навык работы с историческими документами, анализом статистического материала, умением работать с картой.

Таким образом, деятельность, чтобы быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре - не цель, а средство. А вот занимательность - цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

Важно заметить, что именно термин «занимательность» точно отражает суть игры (а не забавность, развлекательность, состязательность). В забавности или развлекательности есть элемент отсутствия деятельности; далеко не все игры состязательны. В то же время понятие «занимательность» отражает больше увлеченность деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого - нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры.

Как создается игра, какова ее структура?

Игра как таковая, имеет два компонента: деятельностный и условный, которые могут наполняться разным содержимым и делать одну игру совершенно не похожей на другую, но тем не менее эти два компонента просматриваются в каждой игре. Именно условный характер превращает ту или иную деятельность в игру. Если мы рассмотрим деятельностный аспект без условного, то получится не что иное, как труд или упражнение.

В дидактической игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для детей главное - сама игра, а для учителя главное - дидактический результат (методическое значение игры).

Для детей увлекательная условность делает незаметной, эмоционально положительно окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению, закреплению или усвоению информации. Упражнения и задачи из школьных учебников - это не игра, так как детям часто неинтересно содержание задачи или упражнения, но если занимательной условности придается большое значение, то учебное задание становится игровым заданием, а иногда превращается в настоящую игру.

 

Список литературы:

1.                Алексеева Н.М. Игры на уроках. // Преподавание истории в школе, 1991, № 5, с.114-115

2.                Антюхина A.B. Игра как социально-исторический феномен: понятие, предпосылки, функции: Автореф. дис. к.филос. н. -Ростов-на-Дону, 1984. 16 с.

3.                Борисов A.A. Игра "Что? Где? Когда?" / Преподавание истории в школе 1992 5-6, с. 53-54

4.                Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997, 95 с.

5.                Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2000, 239 с.

.  .  .