Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Поэты «Серебряного века» - образ, стиль, мода

Дата публикации: 2017-05-30 12:58:30
Статью разместил(а):
Суркова Лариса Евгеньевна

Исследовательская работа

Поэты «Серебряного века» - образ, стиль, мода

 

Руководитель: Суркова Лариса Евгеньевна

Работу выполнили:

Зверева Ирина, группа КМ-215, 2 курс

Байбулатова Елена, группа КМ-215, 2 курс

ГБПОУ Владимирской области

ВЛАДИМИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

Содержание: 

Введение.

Глава 1. Исторические художественные стили. 4 

1.2 Экология и мода. 12 

1.3 Выводы по первой главе. 13 

Глава 2. «Серебряный век» в истории русской культуры.. 14 

2.2 Тайна образа в одежде и в изображении природы.. 20 

2.3 Выводы по второй главе. 22 

Заключение. 23 

Список литературы.. 24 

Приложение. 25 

Приложение. 26 

Введение

Начало ХХ столетия вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный век». «Серебряный век» занимает особое место в русской литературе. Этот период в русской культуре на протяжении уже многих десятилетий является предметом пристального внимания литературоведов. Открываются новые грани его уникальной природы, и определяется его роль в общей культуре России. Конец  XIX-го- начало XX в. открывают в русской, да и в мировой культуре, новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России- экономика, политика, наука и духовная культура (литература, философия, музыка, театр, живопись).Это время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры.

 Эту тему мы выбрали не случайно, т.к. она очень связана с нашей будущей профессией. Мы обучаемся во Владимирском Технологическом колледже по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». В ходе работы, прочитав большое количество литературы, посещая библиотеку, изучив множество сайтов Интернет, мы пришли к выводу, что на данный момент нет глубоких исследований по нашей теме. И это заставило нас еще упорнее работать. В ходе исследования нам было интересно выяснить, что могли себе позволить носить великие люди эпохи «Серебряного века», одевались по моде или нет? Как их внутренний мир отражался во внешнем облике. Мы познакомились с очень интересным человеком, с художницей по костюму, членом Владимирского союза художников России- Гребневой Татьяной. С 22 декабря по 29 января в областном центре народного творчества проходила ее выставка «Волшебство костюма». Эта экспозиция объединила костюм с русскими традициями, историей, модой.

Актуальность проблемы исследования определилась тем, что на всех этапах истории «зеркалом» национального характера и нравственных устоев являлась одежда, как отдельного человека, так и социальной группы. Изучение истории костюма, моды, стиля поэтов эпохи «Серебряного века» -  это интерес к самой истории России. Действительно, костюм, в широком смысле этого слова, представляет собой один из важнейших элементов человеческой культуры, объединяет в себе различные функции, является показателем личности. Изучение костюма как образа поэтов «Серебряного века» помогает понять культуру эпохи.

Объектом исследования является образ, мода, стиль поэтов «Серебряного века».

Цель работы: определить значимость костюма, стиля в одежде как исторического источника понимания индивидуальных черт поэтов «Серебряного века»;воссоздать образцы костюмов и причесок эпохи конца XIX начала XXв.;доказать, что мода- это не только быстроменяющееся желание носить стильные вещи, но и один из спектров, способных сформировать свободную личность. 

Для достижения цели поставлены задачи:

·        изучить теоретический материал (исследование специальной литературы,  посещение выставки, мониторинг интернет ресурсов);

·        проследить, как поэты эпохи «Серебряного века» соответствовали своему образу в одежде, прическе и аксессуарах;

·        создать серию эскизов костюма конца XIX- начала XX века;

·        выполнить практическую работу- сшить костюм эпохи «Серебряного века».

 

Глава 1. Исторические художественные стили

1.1 Древнегреческий, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн.

Без сомнения, мода-это вид искусства. Историческое развитие костюма обусловлено стилем эпохи и модой, и, конечно, связано с понятием «исторический художественный стиль», так как в каждом периоде развития человечество имело определенное эстетическое мировоззрение, формировавшее совершенно определенный художественный стиль данной эпохи.

На протяжении развития человечества существовали следующие исторические художественные стили: канонический- древнеегипетский, античный (классический), романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, модерн.

Издавна существует поговорка:  « Встречают по одежке…». Одежда, костюм не просто то, что защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, это гармоничный ансамбль, выявляющий индивидуальность человека, несущий в себе образ, идею. Костюм говорит об уровне развития художественного вкуса своего хозяина, его психологии, материальных особенностей, и даже о его внутреннем состоянии в определенные моменты. Костюм -  это и обувь, и прическа, макияж, аксессуары, украшения. И конечно, на костюм влияют так называемая мода.

Мода (в переводе с французского означает «образ», «мера», «правило») в широком смысле - это кратковременное господство определенных вкусов в обществе, в том числе в манере одеваться.

Считается,  что мода зародилась в позднеготический период при бургундском дворе. Материалы, из чего изготавливалась одежда- это материалы текстильного производства (нитки, пряжа, трикотаж, войлок и др.). Есть даже каменный текстиль- асбест, из которого в прошлом веке уральские мастера изготавливали красивые кружева. С давних времен человечество осваивало

все новые и новые растительные и животные волокна, из которых изготавливали ткани, или по- другому все то, что «поставляет» нам природа.

Издавна человек стремился прикрыть свое обнаженное тело. Материалы были под рукой- это растительные волокна и шкуры животных. Эта одежда хорошо защищала человека от зноя и холода. Параллельно с усовершенствование одежды развивалось «искусство макияжа». Люди обмазывали свои лица и тело различными веществами: соком растений и трав, жиром, а так же глиной. Со временем люди заметили, что цветная глина (желтая, красная), сок растений, уголь и пепел от кострищ- все это выглядит на коже достаточно красиво. Раскраска тела уже являлась своеобразной одеждой, одеждой- символом.

Считается, что рисунки и узоры татуировок послужили прообразом рисунков для будущих тканей. В эпоху Нового Царства появился тончайший лен («ткань воздуха», «царский лен») светлых натуральных оттенков. Эта одежда была необычайно красивой. В эту эпоху ткань представляла собой нежную сеточку из золотых нитей и жемчужин. Именно она составляла верхний слой в многослойных одеждах египтян. Натуральные камни- сердолик, малахит, бирюза, кораллы, бисер украшали плечи дам. Все население носило парики из волокон растительного и животного происхождения. Уже в эпоху Нового царства изобрели бусы, серьги, амулеты, нити из цветного непрозрачного стекла. Макияж был моден как среди женщин, так и среди мужчин. Брови подводили черным порошком «кохоль», глаза- красителем из малахита. Румянились, пользовались белилами и светящимися красками. Благовония, парфюмерные средства изготавливались на растительных маслах (оливковом, миндальном, кунжутном) с добавлением вытяжек из лилий, лотоса и других растений.

На каждом этапе развития человечества и художественного стиля использовались определенные ткани. И человечество постепенно осваивало новые и новые растительные и животные волокна, изготавливая из них одежду.

Если рассматривать древнегреческий стиль, то для него характерно выявление пластических свойств ткани, которые умело использовались в сложных ритмах драпировок.  Вся одежда данного стиля состояла из двух частей: хитона и гимантия. Это были прямоугольные куски ткани, которые по-разному драпировались и скреплялись пряжками. Такая одежда не подчеркивала форм тела, очертания которого слегка проступали под одеждой. Женщины заботились о прическах и зачастую украшали их обручем или диадемой. Долгое время греки использовали для одежды тонкую шерсть и смеси шерсти и льна. Обувь была из кожи, парадная- из кожи с отделкой из золота и серебра. Женщины отбеливали и омолаживали лицо по рецептам врача Гиппократа. Богаты византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку. Это были шелка с крупным рапортом, а так же парча и алтабас (цельнозолотная ткань), богатоукрашенные вышивкой и жемчугом. В Византии знали тайну производства шелковых тканей и пурпурного красителя. Это стало государственной монополией.

В романскую эпоху произошло четкое разделение одежды на мужскую и женскую. Изготавливали ее из кожи, льна, сукна, меха.

В эпоху господства готического стиля мужчины и женщины носили в основном накладные и распашные одежды: котт, сюрко, котарди, жакет, пурпуэн, упелянд. Драпирующимися остаются только плащи, накидки и покрывала. Начинает развиваться поясная одежда-штаны. Текстиль был довольно разнообразным: фламандское и итальянское сукно ярких цветов. Сукно было очень тонким, прочным и эластичным, одежда из него хорошо подгонялась по фигуре. Вся одежда делилась по классовому признаку, простолюдины ходили в одежде серого, земельного оттенка, окрашенного растительными красителями, например, соком орешника. Были модны одежды с элементами геральдики- мода «мипарти» (деление на разные цвета). Такую «лоскутную» моду ввели феодалы. В XIII-XV в. появляется ткань с эффектом шан-жан, (меняющаяся на свету). Модным был желтый цвет, желтое сукно было дорогим из-за дороговизны красителя. В эпоху готики в Европе узорные ткани изготавливать не умели, поэтому сукно и шерсть расшивали серебряными и золотыми нитями. При помощи вышитых узоров и орнаментов простая ткань превращается в драгоценное изделие. В моде остается всего два вида силуэтов: очень облегающий и очень свободный. В период готики продолжает развиваться портновское ремесла. Портные осваивают сложный крой и добиваются плотного прилегания одежды. Под одежду подбирался головной убор, у мужчин были популярны шапероны с корнетом, отделанным фестонами с длинным концом «ке», тюрбаны, а также высокое бонне. Женщины носили круселер на каркасе прямоугольной формы, шляпы туре из фетра, различные покрывала и накидки. Прическам в период готики не уделяли большого внимания.

В эпоху расцвета Средневековья зарождается и развивается стиль ренессанс. Он зародился в Италии. Модным текстилем становится бархат, родиной которого является Германия. Вышивка  по бархату или тяжелому шелку в сочетании с отделкой жемчугом или драгоценными камнями делала одежду красивой, но очень тяжелой. Масса костюма достигала 20-40 килограмм, а масса одного метра текстиля- 3 килограмма. С концаXV века в Италии начали производить кружева. Они были из хлопка, затем плетеные (золотые, серебряные). Появился гипюр. В Англии мода испытывает влияние испанской. Одежда выполнена из высококачественной английской шерсти «шарлах». Костюм стал более демократичен и уже не имел признаков сословной принадлежности. Для стиля ренессанс характерно усиленное внимание к устойчивости и монументальности фигуры. Женская одежда становится более широкой и удобной, обнажаются руки и шея. Женщины носили котт и симару,  Но постепенно мягкость силуэта исчезает, и формы одежды создаются за счет доступных средств. В женском платье впервые появляется каркасная юбка. Мужской костюм обильно украшался бантами, лентами и разрезами. Одежда делилась на верхнюю и нижнюю. К нижней относились: сорочка, штаны-чулки и плечевая одежда. Наиболее распространенной верхней одеждой было джорне и претина. Штаны стали набивать ватой, паклей или соломой, удобством одежда данного стиля не отличалась. В эпоху Возрождения женщины перестали скрывать свои волосы, поэтому роль головных уборов изменилась, теперь они стали дополнять не только костюм, но и прическу. У мужчин же наоборот возрождается мода на головные уборы, он носили шапочки фески, шляпы типа берета из бархата, велюра, парчи, фетра и войлока, маленькие шапероны, тюрбаны и чалмы.

 Стиль барокко был главенствующим в Европе в XVII веке. Этому стилю свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности. Костюм этого стиля был подчинен этикету. Законодателем данного стиля была Франция, она же задавала и мировую моду, поэтому в других странах быстро переменялась мода. Текстиль того времени - это атлас, тафта, муар, газ, тонкая шерсть. XVIIвек - век кружев (они были как волос тонкие). С появлением стиля барокко в моду входят короткие куртки, называемые брасьер, богато украшенные кружевом. Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы, похожие на юбку, кафтан-жюстокор и камзол. Практически вся мужская одежда украшалась кружевом, бантами, иногда присутствовали целые серии бантов. В моду входят сапоги и туфли, украшенные пряжками. Женское платье было, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Под платьем стало модным носить корсет. Со временем в моду возвращаются прически, легкие косынки и чепчики, особенно модными стали манчини и севинье. Позже в моду вошла прическа фонтанж- это высокая прическа со множеством локонов. Мужчины носили пышные парики, высоко торчавшие вверх, и низко распускавшиеся по плечам. Шляпы стиля барокко были широкополые с высокой тульей, немного позже практически все шляпы сменила треуголка. Женщины без меры использовали косметику. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст. Парики были так сильно напудрены, что шляпы приходилось носить в руках.

На смену барокко пришел стиль рококо. Мода этой эпохи отличалась стремлением к рафинированности, утонченности и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Расширяется ассортимент текстиля. На ряду с бархатом, шелком, парчей, атласом появились экзотические виды текстиля (шелк из паутин пауков- крестовиков). В начале века из него были изготовлены перчатки, чулки, которые вызывали всеобщее восхищение. Морской шелк биссус в смеси с хлопком использовался так же для изготовления перчаток. Из муслина и батиста шили женские летние платья. Очень популярен был шелк брокатель с вытканными на нем золотом и серебром букетиками. Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушенные тона: нежно-голубой, бледно-желтый, розовый, серо-голубой Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Стало модным носить белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Женское платье также потерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной остается треуголка. Стиль рококо – это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть моложе, хотя их лица превращаются в безжизненные маски. Однако гигиене уделялось мало внимания. В дамских прическах заводились вши, блохи и даже мыши. Обилие белил, наносимых на лицо, способствовало появлению гнойников. Нарядные туфли шили из шелка с вышивкой и отделкой драгоценностями. Повседневная же обувь была из тонкой кожи с пряжкой.

XIXв. Франция - по-прежнему источник новых идей в области моды. Костюм во всех странах Европы имел общие черты. Европейская мода стала интернациональной. Так, в женских костюмах совершенствуются каркасные формы. В этот период в моду возвращается античность. Шелк выходит из моды, а на его смену приходят муслиновые ткани и батист. В Париже появились платья шнизы (весили 200-300г.), они красиво облегали тело, так как были изготовлены из тончайшего муслина. К шнизу очень хорошо подходила шаль. Наполеон, привезший жене из военных походов в подарок тончайшую шаль из нежной шерсти кашмирских козлят, и даже не подозревал, что этот факт надолго определил женскую моду XIXв. Шаль была исключительно модной деталью женского платья. Теперь женские платья имеют высокую талию без корсета, отделки и украшений. Женские платья имеют лиф с глубоким вырезом, а на ногах красуются сандалии. Образ дополняется короткими прическами. Платья данной эпохи превращали женщин в мраморные куклы. Среди головных уборов предпочтение отдавалось диадемам, обручам и пышным повязкам с перьями. Для мужского костюма главными стали качество ткани, элегантная сдержанность и деловой стиль. Мужчины носили цилиндр с кокардой и каррик - верхнюю одежду с большим воротником. Так же в эпоху классицизма модными были фрак, под ним жилет и рубашку, узкие штаны имели штрипки. Обувь у мужчин была на низком каблуке. Ансамбль завершала треуголка, позже - двууголка на голове.

Конец XIX- начало XXвв.- эпоха кардинальных перемен во всех сферах жизни, и, разумеется, эти перемены нашли свое отражение в одежде. Стиль модерн стал воплощением новых веяний и настроений. Он не был похож ни на один из стилей предшествующих периодов. Модерн- это совершенно новое слово  в искусстве. Стиль модерн в одежде - это не только силуэт платья, здесь важны детали. Прежде всего декор, платья украшались рисунками, аппликациями и вышивкой. Самая популярная тематика орнамента - цветы, листья, водоросли, узоры  на платье наносили ассиметрично. Ткани  украшались камнями и бисером. А завершали образ большие круглые шляпы и крупная бижутерия. Благодаря такому подходу к крою платья и аксессуарам женский силуэт превращался в набор геометрических фигур, что, собственно, и отражало основную концепцию творений. Стиль модерн делает женщину роскошным цветком или яркой бабочкой, порхающей по лепесткам. Женское вечернее платье стало без  длинных рукавов, к такому платью прилагался корсет. Становились модными съемные рукава до локтя из гипюра, появившиеся в 1905году. Мужской костюм мало изменился. Основными тенденциями развития стали: хороший крой, неброская элегантность, сдержанная цветовая гамма. В гардеробе мужчин- пиджаки, вестоны, пальто, сюртуки. Для начала господства стиля модерн характерны шляпки с маленькими полями разными дополнениями. По мере развития моды они меняли форму и постепенно увеличивались в размерах. Начало ХХ века в женских прическах неразрывно связано с образом «гибсоновской девушки». Вечерние прически делались довольно высокими, их обязательно украшали эгретами, чучелами птиц, драгоценностями и цветами, перьями и лентами. Такие «вавилоны» создавались с помощью специальных валиков из конского или женского волоса в форме бананов. Накладные волосы были очень популярны. Косметические и парфюмерные средства в изобилии производились в Европе, особенно ценились французские. В высшем обществе были модными духи Виктора Вэссье. Они продавались во всех главных парфюмерных магазинах.

К концу XIXв. В России сформировался костюм фабричных рабочих: косоворотка навыпуск, жилет, пиджак, брюки, заправленные в сапоги, и картуз. Женщины носили «парочку»: сарафан и кофточку из одной ткани, обычно хлопчатобумажную. Нарядная «парочка» была из полушерсти или полушелка. В городской среде широко использовалась красная хлопчатобумажная александрика, батист, байка, бумазея, а так же буфмуслин - тончайшая разновидность кисеи, ведьвет, драдедам - очень легкое («дамское») сукно, канифас- плотная полосатая хлопчатобумажная ткань для женской и детской одежды, сарпинка- плотная хлопчатобумажная ткань с цветным тканевым рисунком из полос и клеток. Родина сарпинки - поселок Сарепта (сейчас этот поселок находится в черте города Волгограда).

Были и более дорогие ткани, например: зефир - легчайшая шерстяная ткань, которая шла на изготовление мужских рубашек. Гро-гро (высококачественный шелк), газ, «дымка», альпага, кисея, бареж, атлас, муар и многие другие изысканные ткани использовались при пошиве женской одежды богатых слоев общества.

 1.2 Экология и мода

Наступила середина ХХвека, которая буквально перевернула представление о моде  в изготовлении одежды. С бурным развитием химической, нефтяной промышленности на рынок вышли ткани из синтетических волокон (кримплен, нейлон, капрон, джерси). Мода это быстро подхватила. Одежда из этих тканей хотя и была удобна в носке, не садилась, не теряла цвет, не мялась, но в жаркую погоду в ней было очень жарко, а в холодную - холодно. Многие люди даже страдали аллергией, но терпели все неудобства, носили эту одежду потому, что это было модно.

Сейчас, в XXIвеке все изменилось. Нам хочется носить одежду удобную, практичную, одежду из натуральных тканей. Приобретают популярность экологические, или как их иногда  называют «экологически корректные» ткани, созданные из натуральных волокон, окрашенные в цвет природы, но при этом вполне гармонирующие с современной жизнью. Экомода - это не только применение правильных материалов, но и разумное их расходование. Самым важным свойством экологической одежды является то, что она произведена из натуральных волокон. Основным сырьем для производства экологической одежды служит бамбук, хлопок и волокна кукурузы, которые выращены по специальным стандартам. Также существуют ткани из кукурузного, конопляного, бамбукового и бананового волокон. Экологичной также может считаться кожа, дубленная растительными экстрактами. Также такую одежду изготавливают из растения рэми - особый вид крапивы,  который в пять раз прочнее хлопка. Только натуральное сырье имеет право называться экологичным. На сегодняшний день популярны такие ткани как хемпа, рэми, хлопок, лен, бамбук, поларный флис и други

1.3 Выводы по первой главе

1. Исторический костюм тесно связан с понятием «исторический художественный стиль».

2. В каждом периоде развития человечество имело определенное мировоззрение, формировавшее определенный художественный стиль данной эпохи.

3. С древних времен были популярны экологичные материалы, выполненные из природных волокон.

 

Глава 2. «Серебряный век» в истории русской культуры

2.1 Поэты «Серебряного века»:  В.Маяковский, А.Ахматова, С.Есенин, З.Гиппиус, И.Бунин, А.Блок

В данную эпоху особенно динамично развивалась русская поэзия. Поэзия той поры получила название «поэтического ренессанса» или «Серебряного века». Это явление русской культуры основывалось на глубинном единстве всех его творцов. Имена эти хорошо известны каждому. Они продолжили традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе; важны его мысли и чувства, его отношение к вечности. Поэты создали новую концепцию мира и человека в этом мире. Они заботились не только о смысле, но и о стиле- для них был важен звук, музыка слова. Для них было неразделимо искусство и личность, поэтому многие из них были несчастны в личной жизни, но им пришлось жить в эту сложную эпоху. Нас заинтересовала культура одежды, костюм некоторых поэтов этого времени. Надо заметить, что не все поэты и поэтессы следовали моде. Это  были яркие индивидуальности, со своим образом, собственным «Я», со своим вкусом, который выражался в их одежде. Каждый имел свой внешний облик, каждый хотел выделиться, имея свое отношение к одежде, прическе и аксессуарам. 

Предлагаем рассмотреть стиль одежды В.В. Маяковского. Владимир Маяковский- один из крупнейших поэтов революционной эпохи и король эпатажа в России. Экспрессивное, сатиричное, злободневное творчество поэта было неразделимо с образом жизни и внешним видом. Маяковский не признавал посредственности в одежде, одевался в основном за границей. Портрет поэта висел в доме знаменитого кутюрье Ив Сен-Лорана, хотя они не были знакомы. Иван Бунин писал о Маяковском: « Вот его знаменитая желтая кофта и дикарская раскрашенная морда, но сколь эта морда зла и мрачна!» Этот предмет гардероба поэта в свое время снискал славу не меньшую, чем «черное платье». В России начала ХХ века одежду желтого цвета мужчины не носили, поэтому вид Маяковского вызывал крайне возмущенную реакцию. Желтая кофта удостаивалась внимания со стороны всех окружающих и даже стала частью многочисленных заметок в прессе. Цвет и рисунок поэт не игнорировал и, помимо желтой кофты, носил яркие пиджаки и жилетки. У портного в Симферополе, например, сшил розовый пиджак с черными атласными отворотами. Кроме розового в гардеробе поэта присутствовал красный бархатный и клетчатый пиджаки. Цветные галстуки также не были чужды Маяковскому.  Поэт любил пальто-клеш и нередко дополнял образ тростью. После первой мировой войны трость стала популярным атрибутом мужского костюма. Бушлат стал еще одной знаковой вещью Маяковского. Поэт был популяризатором модных тенденций, а бушлат в начале ХХ века как раз переходил из разряда военной в разряд повседневной одежды. Маяковский же продолжал использовать трость как элемент своего стиля. Он предпочитал головные уборы как привычные для современников, так и довольно эпатажные. К последним можно отнести цилиндр. Зачастую образ дополнялся повязанным на шею бантом и уже упомянутой тростью, что делало его чем-то похожим на Оскара Уайльда из мира пролетариев. Не стоит забывать о ручной белке, которую в буфете театра поэт кормил дефицитными в те годы сладостями. В угоду образу он удалил зуб и подстригся на лысо. Маяковский выделялся из серой массы запоминающимся видом и своим поведением.

Если говорить о поэтессах эпохи «Серебряного века», то можно выделить не менее известную А.А. Ахматову. Как говорила сама поэтесса: «Я всю жизнь делала с собой все, что было модно».  Костюм-тайер, или костюм-портной,- это городской костюм, состоящий из шерстяных юбки и жакета. На некоторых семейных снимках поэтессы можно заметить данный костюм. Причем ее тайер выделяется более изысканным кроем жакета светлого цвета. Ахматова вообще любила отличаться в одежде - не просто следовать моде, но и носить то, что шло именно ей. Так, соученица Анны Андреевны по гимназии Вера Беер в конце 1900-х вспоминала: «Даже в гимназии Горенко отличалась от нас. Все мы, гимназистки, носили одинаковую форму- коричневое платье и черный передник определенного фасона. Но у Горенко материал какой-то особенный, мягкий, приятного шоколадного цвета. И сидит платье на ней как влитое, и на локтях у нее никогда нет заплаток. А безобразие форменной шляпки «пирожка» на ней незаметно». За одетую по европейской моде «хранцуженку» поэтессу принять было нетрудно. Элегантное парижское платье Ахматовой «является последней новинкой моды». Известные строчки «Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней» имеют биографическое основание. Вера Неведомская вспоминала: «Ходит то в темном ситцевом платье вроде сарафана, то в экстравагантных парижских туалетах». Анна Ахматова любила носить «хромающие» юбки, передвигаться в которых можно было только маленькими шажками. На смену экстравагантным конструкциям из перьев и цветов пришли простые фетровые шляпы: ток - круглая шляпа без полей, и клош- шляпка- колокольчик с небольшими, опущенными вниз полями. Ахматова была большой поклонницей таких фасонов. Многие поэты, вспоминая Ахматову, писали о шали: у Блока она «испанская», у Мандельштама - «ложноклассическая». Как и «парижская» челка, туго натянутая на плечи шаль стала частью узнаваемого стиля поэтессы: «Вот это в самом деле моя вещь», - говорила Ахматова. Шаль она носила с темным платьем простого кроя. Это платье стало главным символом стиля Ахматовой, как «маленькое черное платье». В 60-70 годы в нашей стране многим поэтессам задавали вопрос: « А под кого челка? Под Ахматову?» Анне Ахматовой удалось создать образ, которому стали следовать, повторять, до нее этого не существовало.

Сергей Есенин  является иконой русской поэзии «Серебряного века». Умение одеваться поэт рассматривал не только как насущную потребность, но и как проявление творчества. Через смену стилей в одежде Есенина можно проследить жизненные этапы.  Как известно, поэт, несмотря на своё деревенское происхождение, был еще тем франтом. Да, первое время он «поиграл в крестьянина», являясь на поэтические вечера в лаптях и вышитой рубахе, но не прошло и пары лет, как скромный деревенский мальчик превратился в столичного хулигана и отъявленного модника, который носил цилиндр, штиблеты, делал маникюр и даже немного пудрил щеки. В этом плане показательно воспоминание Владимира Маяковского о первой встрече с деревенским поэтом: «В первый раз я его встретил с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет свое одеяние на штиблеты и пиджак,я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским… Как человек, уже в свое время относивший и отстоявший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи: - Это что же, для рекламы? Есенин отвечал что-то вроде: - Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем…мы уж как-нибудь…по-нашему…в исконной, покойности…».  В Москве Есенин, уже бывший к тому времени признанным поэтом, приобрел соответствующий лоск в одежде и внешний признак богатства и социальной состоятельности. Хотя, при упоминании головного убора из поддельного меха, чувствуется ирония: « Меховая шуба и ставшая знаменитой «бобровая» шапка делали его похожим на купчика». После поездки за границу поэт возвращается в новом «одежном» облике, центральное место в котором занимают пиджаки.

Не менее известной в эпоху «Серебряного века» является Зинаида Гиппиус, которую называют: «леди-денди» «Серебряного века».  Огромный резонанс в обществе вызвала манера носить мужское платье и писать стихи, под которыми она ставила свое имя, от мужского лица. В это видели сознательную попытку отречься от «женственности как от ненужной слабости». Зинаида Гиппиус позировала в костюме щеголяXVIII века - камзол, узкие панталоны и батистовая манишка, непокорные волосы, забранные в пышную прическу. В брюках поэтесса не только на своем знаменитом портрете работы Бакста, но и на многих фотографиях. Гиппиус курила папиросы с длинным мундштуком, что считалось неприличным для дамы. На даче она носила штанишки и матросскую блузку, причем соседние дамы к этому привыкли. Себе Гиппиус нравилась безусловно, и этого она не скрывала. Если она носила женские платья, то «собственного» покроя, обтягивавшие ее тело, как чешуей, либо с какими-то рюшками и оборочками. Вряд ли можно представить себе что-то более женственное, чем эта деланная небрежность. Она сильно красилась: густой слой румян и белил придавал ее лицу вид маски. Однако, после возвращения из эмиграции, огромные, когда-то рыжие волосы были странно закручены и притянуты сеткой. Щеки накрашены в ярко-розовый цвет. Одевалась она очень странно… На шею натягивала розовую ленточку, за ухо перекидывала шнурок, на котором болтался у самой щеки монокль. Зимой она носила какие-то душегрейки, пелеринки, несколько штук сразу, одна на другой.

Как говорят про И.Бунина, одевался он безупречно, о коллегах отзывался дурно. За стиль в литературе Иван Бунин получил Нобелевскую премию, а за стиль жизни - наше восхищение. Слово «стилист», что назойливо торчит из каждого разговора о бунинской прозе, идеально описывает всю его фигуру, но не как существительное, а как краткое прилагательное. Вот он в 19 лет на первой взрослой фотографии: бурка, дворянская фуражка и синяя бекеша. К совершенству этого опереточного образа остается лишь добавить, что деньги, потраченные на бекешу и верховую кобылу, предназначались для внесения в банк. Да что бекеша, на каждой фотографии мы видим человека, приросшего к костюму и среде. Намертво накрахмаленные воротнички- стойки и щегольская эспаньолка начала века, мягкие галстуки-бабочки 1930-х, нобелевский смокинг- все это словно было создано под Бунина. Мировая слава нагоняет его в слегка захолустном Грассе, он мчится в Париж и немедленно оттуда телефонирует семье: «Остановился в модном отеле, совсем раздет, но уже приходил портной, который будет шить пальто и костюм для церемонии». Ивану Бунину нравилось нравиться. Когда юные собеседницы хвалят при нем Пруста, говоря: «Он величайший в этом веке», с детской жадностью переспрашивает: «А я?» Матерно ругая поэзию Блока, тут же добавляет: « И совсем он был не красивый! Я был красивее его!» Иван Алексеевич следил за собой чрезвычайно: непременная гимнастика каждое утро, морские ванны при каждой возможности. Он, любивший носить на юге все белое, в парусиновых туфлях, панаме, легкомысленном кепи или канотье.

«Красив и высок был Александр Блок», - так сказал о поэте Е.П.Иванов. Прекрасное бледное в полумраке лицо; широкий, мягкий отложной белый воротник и свободно сидящая суконная блуза- черта невинного эстетизма, сохраняемая исключительно в домашней обстановки. Таким изображен А.Блок на известном фотографическом снимке того времени. Таким его видели не раз, но в таком образе он никогда не появлялся вне дома. В кругу приятелей-поэтов, в театре, на улице он был одет, как все, в пиджачный костюм или сюртук. И лишь иногда пышный черный бант вместо галстука заявлял о его принадлежности к  художественному миру. В дальнейшем перестал он и дома носить черную блузу; потом отрекся, кажется, и от последней эстетической черты и вместо слабо надушенных неведомыми духами папирос стал курить папиросы обыкновенные. Правда, внешнее изящество - в покрое платья, в подборе мелочей туалета - сохранил он на всю жизнь. Костюмы сидели на нем безукоризненно и шились, по-видимому, первоклассными портными. Перчатки, шляпа «от Вотье». Впечатление изящества усиливалось во много крат неизменной и непостижимой аккуратностью. Никогда - даже в последние трудные годы - ни пылинки на свежевыутюженном костюме, ни складки на пальто, вешаемом дома не иначе как на расправку. Ботинки во всякое время начищены; белье безукоризненной чистоты. В последние годы, покорный стилю эпохи и физической необходимости, одевался Блок иначе. Видели его в высоких сапогах, зимою в валенках, в белом свитере.  Обыкновенные сапоги казались на стройных и крепких ногах ботфортами; белая вязаная куртка рождала представление о снегах Скандинавии.

 

  2.2 Тайна образа в одежде и в изображении природы

Для настоящих ценителей поэзии А.А.Блок- это не просто поэт, это удивительный человек, который, говоря простым языком, передает своим читателям всю красоту природы. Он волшебно описывает и изображает журчание ручья, шум листвы в лесу, музыку птиц. Чарующие стихотворения А.Блока о природе поражают своей лиричностью и необыкновенными образами. Времена года, закат, рассвет у любого человека могут вызвать определенные воспоминания из жизни, могут на несколько секунд перенести в то, прошлое, которое не забудется никогда. Но, несмотря на это, не все могут рассказать об этом, показать и передать свои чувства так,  чтобы окружающие почувствовали то же самое, смогли увидеть даже мелкие детали, глядя на «нарисованную» картину. Удивительное сходство в поэзии А.А.Блока можно увидеть между людьми и животными с облаками, деревьями, реками. Это сравнение подчеркивает загадочность, неповторимость и волшебство окружающего нас мира. Такие образы как «большие свечки» берез или «ягненочек кудрявый- месяц» могут жить во внутреннем мире творческих людей, которые видят не глазами, а сердцем, и любят каждый листик на дереве, каждую каплю дождя и лучик солнца, которые здороваются по утрам с солнышком и считают, что погода прекрасна всегда.

Поэзия С.Есенина (после А.Блока)- самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков:

«О Русь- малиновое поле

И синь, упавшая в реку…»

Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа. Чаще, чем какой-либо другой поэт, использует С.Есенин сами понятия «край», «Русь», «родина» («Русь» 1914, «Гой ты, Русь, моя родная…» 1914) По-новому Есенин изображает небесные и атмосферные явления. Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровнородственная близость. Пейзажные мотивы у С.Есенина тесно связаны не только с круговращением времени  в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни - чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности. Излюбленный мотив, возобновленный Есениным - разлука с отчим домом и возвращение на свою «малую родину»: образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминания.

В творчестве И.А.Бунина талантливо сочетаются традиции и новаторство. Большое место в творчестве Ивана Андреевича занимает пейзажная лирика. Он изображает ночную природу, с помощью ярких выразительных средств. Она становится живой и одновременно застывшей. Бунин рисовал пейзажи и в прозе, и в стихах. Все они красочные,  наполненные звуками, запахами, насыщенными красками и движениями. Так в стихотворении «Раскрылось небо голубое…» он рисует нам великолепный пейзаж:

Раскрылось небо голубое

Меж облаков в апрельский день…

Перед нами сразу встает прекрасная картина солнечного весеннего дня. В воздухе растворен «запах пряный», «атласный блеск березняка». Обилие запахов и красок, нежных и простых, переносят нас в тот лес. Проза Бунина также отличается точностью слова и красотой описания. Бунин уже использует образ природы не для воспевания ее самой, а для того, чтобы усилить впечатление. Природа у Бунина обворожительна, гармонична, ее красота безупречна и жива. Особую прелесть поэт находит как в тишине и недвижимости природы, так и в ее жизни, движении.

  2.3 Выводы по второй главе

Литература «Серебряного века» явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей со своим историческим внутренним образом. Они принадлежали времени, отражали время, а одежда- зеркало времени, отражение души, взглядов на природу и окружающий мир. Каждая эпоха создает свой идеал человека, свои нормы красоты.

 

Заключение

Проведенное исследование обобщает, конкретизирует изученные материалы во  взаимосвязи со временем, традициями и модой. Представленный материал наглядно показывает, что поэты эпохи «Серебряного века» - это единое своеобразное художественное явление, в котором  воплощены и облик, и внутренний мир, и собственный стиль человека данной эпохи. Мы можем с уверенностью сказать, что цель работы достигнута. Мы доказали зависимость костюма, образа, моды от художественного стиля определенной эпохи. Действительно, костюм в широком смысле этого слова, представляет собой один из важнейших элементов человеческой культуры, вызывает большой интерес к истории.

На каждом этапе развития человечества для одежды использовались различные природные материалы. В эпоху Средневековья использовались только природные материалы из натуральных волокон, позднее появляются синтетические ткани, а в XXIв. приобретают популярность экологические, или как их называют «экологически корректные» ткани. Появилось такое понятие как экомода.

Нас заинтересовала культура одежды, костюм, мода поэтов эпохи «Серебряного века». Они принадлежали и отражали свое время. У каждого было свое собственное «Я», свой идеал, каждый по-своему смотрел на природу и окружающий мир, у каждого были свои нормы красоты. С.Есенин, А.Блок, И.Бунин тонко чувствовали природу родного края, их внешность и стиль письма отличался от «жесткого» В.Маяковского и З.Гиппиус.

Природа неразрывно связана с жизнью человека. Наблюдая за природой, в своих произведениях поэты передавали  настроение, взгляды на мир, даже своей манерой одеваться. Они «видели» и слышали природу.

Русский Серебряный век неповторим. Поэзия и поэты - сложнейшее культурное явление, интерес к которому никогда не угаснет.

 

 Список литературы:

1. Алешина Л.С., Ракова М.Н., Горина Т.Н., Русское искусствоIX-XXв. М. 1972

2. Андреева А.Ю., Богомолов Г.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. Паритет 2008

3. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские набивные ткани XVI-XVIIIв. М.1973

4. Блохина И.В. Всемирная история костюма. Харвест 2007

5. Даль В.И, Толковый словарь живого русского языка. М. «Русский язык-Медиа» 2007

6. Мерцалова М.Н., История костюма. М. Искусство 1972

7. Пармон Ф.М. Композиция костюма М. 1997

8. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма. М. Академия 2008

9. Попова С.Н. История моды, костюма, стиля. АСТ 2012

10. Романовская М.Б.История костюма и гендерные сюжеты моды. А. 2010

11. Сыромятникова И.С. История прически. «Ринол Классик»2002

12. http://ru.wikipedia.org 

13. http://ecotkani.ru 

14. Костюм «серебряного века» в России. Славия-Интербук 1993

 15. Иконы стиля: история моды ХХ в. Санкт-Петербург 200

.  .  .