Духовно-нравственное воспитание школьников посредствам проведение народных праздников
Воспитание духовно-нравственных качеств личности младших школьников через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия
Автор: Барсегян Светлана Сергеевна
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей младшего школьного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Первые духовно-нравственные чувства… Доступны ли они учащимся начальной школы? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: учащимся 1-4 классов, доступно чувство любви к своей Родине, ее природе, культуре, русскому народу. Через школу, семью, социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «русская культура», «русские традиции».
В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у ребят искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание в школе является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Детство – время развития всех сил человека, как телесных, так и душевных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В начальной школе происходит активное накопление нравственного опыта, которое обеспечивает всестороннее развитие личности.
Цель данного проекта:
Создание условий для духовно-нравственного развития младших школьников в тесном взаимодействии МОУ СОШ с семьями и объектами социума.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию ребят начальной школы.
2. Повысить уровень компетентности родителей учащихся МОУ СОШ по вопросам духовно-нравственного воспитания.
3. Расширять представления у детей о культуре, православных праздниках, традициях, обычаях русского народа.
4. Развивать у ребят чувство гордости за свою страну, свой род, принадлежности к русскому народу.
5. Вызывать восхищение культурой и творчеством русского народа.
6. Привлечь объекты социума, общественные организации к тесному взаимодействию по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.
7. Организовать проведение совместных акций, мероприятий вне МОУ СОШ.
Принципы работы МОУСОШ:
по духовно- нравственному развитию младших школьников
1. Принцип проблематизации реализуется во взаимосвязи образовательных областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
2. Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
3. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
4. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и учащегося как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
5. Принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс культуры, достопримечательностей Приморского края.
6. Принцип учета возрастных и индивидуальных возможностей и способностей.
7. Принцип цикличности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
8. Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, культуре и обычаям.
9. Принцип системности направлен на развитие системы отношений: начальная школа – семья – общественные организации.
10. Принцип преемственности предполагает взаимодействия: детский сад – начальная школа.
В результате реализации проекта по духовно нравственному воспитанию учащиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни г. Находка обращаются к содержанию:
- истории России, своего родного края, города;
- жизненного опыта родителей, членов семьи;
- произведений литературы и искусства отечественной и мировой культуры.
Таким образом, проект «Мой дом - Россия, и этим я горжусь!», реализуемый в СОШ способствует совершенствованию системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по вопросам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.