Устный счет на уроках - способ повышения качества знаний учащихся
Устный счет на уроках как один из способов повышения качества знаний учащихся
Авторы: Хлуднева Татьяна Ивановна
(учитель МКОУ «Тимирязевская СОШ», п. Тимирязево),
Хлуднев Николай Викторович
(учитель МКОУ «Гор-Высельская ООШ», с. Горенские Выселки),
Хлуднев Максим Николаевич
(учитель МКОУ «Отрадненская СОШ», п. Отрадное)
В данной статье рассматривается организация и методика проведения устных вычислений, теоретические основы и свойства математики на которых строится тот или иной приём вычислений, роль устных вычислений в процессе преподавания предметных областей: «Математика и информатика» и «Естествознание». Для развития интереса к предметам рассматриваются различные формы и приёмы устного счёта с применением наглядности и средств ИКТ.
Применять устные вычисления для сознательного усвоения законов и свойств математики необходимо, и это не вызывает ни у кого сомнений. Такой подход вызывает интерес к предмету, дисциплинирует детей, позволяет колоссально экономить время, развивает и наблюдательность, и смекалку, и внимание и что самое главное: повышает математическую культуру. Математическое творчество – высшая форма самостоятельности мышления учащихся и в устных упражнениях ее проявление так очевидно.
Место устных вычислений в классно-урочной форме преподавания математики можно и нужно применять практически на каждом этапе урока. Рассмотрим некоторые из них:
1. Изучение нового материала
На данном этапе желательно использовать подборку таких устных упражнений, которые учащихся подготавливают и помогают усвоить новый материал, например:
· на основе родственных и аналогичных понятий, указывающих на проблему, для того чтобы учащийся смог предложить гипотезу её реализации;
· с известным дидактическим принципом «от простого к сложному», для более полного изложения материала;
· от известного к неизвестному;
· применение метода противопоставления;
· обобщения;
· соединение анализа и синтеза;
· взаимосвязь индукции и дедукции и др.
2. Закрепление изученного материала.
На данном этапе урока особо ярко выражается понимание только что изученного материала и проводится корректировка знаний. Здесь нам больше всего нравиться применять метод «обратных задач». Т.е работу над задачей нецелесообразно завершать получением ответа к ней; нужно по исходной составить новую (одну или две), обратную, поменяв условие на заключение, а заключение на условие. Тем самым извлечь дополнительную информацию.
Очень важно понимать, что во многих задачах фигурируют несколько составляющих: 1) сюжет; 2) числовые характеристики; 3) математические модели, посредством которых решается задача. Вот на третью составляющую и желательно ориентироваться при составлении обратных задач, даже если знаний по математике не совсем достаточно. Например, квадратное уравнение и извлечение корня квадратного.
Идея обращения всегда приносит ощутимый результат. Такие задачи плавно переходят из устных в письменные и записываются рядом. Открытый банк заданий ГИА и ЕГЭ – это большое подспорье в подборке такой информации, а в век ИКТ проблем для демонстрации не существует. Важно здесь то, что вторая задача – это продукт творчества учащихся, вот где проявляется становление зачатков диалектического мышления.
3. Обобщение и систематизация знаний
Нам думается, что здесь целесообразно использовать парные аналогичные знания, которые образуют единую целостную структуру. Как, например:
· Все геометрические интерпретации уравнения x-5=0 могут означать: и точку К на оси Ox и перпендикулярную прямую к оси Ox и плоскость α, перпендикулярную той же оси.
· Решение всех типов задач на проценты и пропорции по единому алгоритму
· Параллельное исследование обоих видов прогрессий, показывающее аналогию формул n-го члена, определения и сумму n-первых членов прогрессий.
· Однообразные приёмы решения уравнений различной природы.
· Изучение свойств и признаков параллелограмма по одному алгоритму и (или) доказательство прямых и обратных утверждений и пр.
4. Система контроля знаний учащихся и домашние задания.
В нашей практике прижились устные (домашние/классные) контрольные работы. Вот, где поле деятельности, как для учителя-экзаменатора, так и для ученика-консультанта. Поясняем: дома дети готовят устные контрольные в форме интерактивных презентаций для другого ученика по конкретному количеству заданий конкретной темы и 1-2 упражнений на повторение. Естественно у учителя всегда есть заготовки, на случай если ученик не готов. В классе друг друга экзаменуют.
Тесты. Можно конечно и в бумажном варианте и такое мы практикуем, если ребёнку не хочется сидеть за компьютером, однако, интерактивные тесты разработаны для 5-7 класса по математике. Часть таких тестов лично нашей учительской династии, а часть интеллектуальная собственность заслуженных учителей.
Всё это существенно обогащает математические знания учащихся.
Используемая литература:
1. П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
2. Я.Ф. Чекмарев. Методика устных вычислений. Пособие для учителей I-V классов и преподавателей педагогических училищ. М., «Просвещение», 1970.
3. Л.В. Голомирова, С.В.Бобкова. Домашнее задание. Проверка и оценивание. Воронеж. ВОИПК и ПРО, 2008.