Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Музыкально-математический калейдоскоп

Дата публикации: 2017-11-30 16:22:07
Статью разместил(а):
Филоненко Маргарита Владимировна

Музыкально-математический калейдоскоп

Авторы: Филоненко Маргарита Владимировна,

учитель математики

и Шаповалова Татьяна Анатольевна,

учитель музыки

МБОУ «Лицей № 10», Белгород

 

Учащиеся заходят в класс под музыку и располагаются по противоположным сторонам кабинета командами, разделенными заранее.

Учитель1: Сегодня наше мероприятие мы назовем «Музыкально-математический калейдоскоп», потому что будем использовать много различных видов деятельности: пение, сканворд, решение задач и примеров  и многое другое. Один вид деятельности будет сменять другой, как те яркие стекляшки в детском калейдоскопе меняют друг - друга.

Ребята, вы со мной согласитесь, а мы об этом немало с вами говорили, что по жизни нас сопровождает  очень много различной по характеру музыки. Невозможно представить нашу жизнь без музыки. Как обойтись без нее, если столько праздников в году? Что за дискотека без музыки?  А если взгрустнулось, что, как не музыка поможет развеять печальные мысли? А можете себе представить парад на Красной площади без праздничного марша? А малыш, который ждет  колыбельную мамы, чтобы заснуть поскорей?...

Вспомните, как называется род произведений одного какого-то вида искусства? (Жанр). Правильно!

Сегодня в качестве жюри участвуют девочки 9 класса, которые будут оценивать ваши ответы.

Первым поединком двух команд будет конкурс                                                 

I. «Музыкальные и литературные жанры».  

(Команды по очереди называют жанры в музыке и литературе. Побеждает та команда, которая последней назовет жанр).

Учитель1: Я не сомневаюсь, что ваш интеллектуальный уровень достаточно высок. Сейчас проведем музыкальную викторину. Необходимо назвать композитора и произведение, фрагмент которого прозвучит. Отвечаем только по поднятой вами руке.

II. Музыкальная викторина:

1. П.Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»

2. Мендельсон. «Свадебный марш»

3. Л.Бетховен. Соната №14 («Лунная») 1ч.

4. Л.Бетховен. Симфония №5 1ч.

5. И.С.Бах. Токката и фуга ре минор.

6. Э.Григ. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».

7. В.Моцарт. Симфония №40.

Учитель1: Я думаю, что вам будет интересно знать, что сочиняют музыку не только композиторы-профессионалы. Например, Александр Порфирьевич Бородин, который написал и известную оперу «Князь Игорь», был еще и известным ученым-химиком. Известный писатель Александр Сергеевич Грибоедов (написал «Горе от ума») был хорошим пианистом и написал несколько фортепианных пьес.

Учитель1: Композиторы часто признаются, что их метод немногим отличается от математического. О том же пишет выдающийся дирижер Эрнест Ансерме: «Между музыкой и математикой существует безусловный параллелизм. И та и другая представляют собой действие в воображении, освобождающее нас от случайностей практической жизни». Он подчеркнул абстрактный, не имеющий прямых и реальных аналогов характер музыкальной и математической материи, ее обобщенность.

Многие выдающиеся музыканты блистали математической одаренностью: только что упомянутый Эрнест Ансерме – профессиональный математик и лучший исполнитель Стравинского, Леонид Сабанеев – выпускник математического факультета Московского университета, прекрасный пианист, композитор и друг Скрябина… Композитор Эдисон Денисов преподавал математику в Томском университете. Выдающийся виолончелист К.Давыдов закончил физико-математический факультет, и как вспоминают современники, имел «блистательные способности к чистой и прикладной математике: в квартире его долго сохранялась модель железнодорожного моста, им изобретенного и, по словам специалистов вполне достойного внимания».

Учитель2: Сегодня мы с вами погрузимся в тайну математических загадок и не только… Еще в прошлом веке выдающийся математик и писатель Софья Ковалевская на вопрос, как она совмещает две профессии, ответила: "Я понимаю, что вас удивляет, что я могу одновременно заниматься литературой и математикой. Многие, которым не представляется случай более узнать математику, смешивают ее с арифметикой и считают ее наукой сухой и бесплодной. В сущности, это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в тоже время поэтом в душе. Только, разумеется, чтобы понять верность этого определения надо уметь видеть то, что не видят другие, видеть "глубже" других. И это же должен и математик".

О загадках математических и не только о них наш рассказ.

III. Устная разминка: "Математика - гимнастика ума".

1.                Загадка связана с известным числом. Отгадайте его.

Двадцать две совы скучали

На больших сухих суках.

Двадцать две совы мечтали

О семи больших мышах,

О мышах довольно юрких,

В аккуратных серых шкурках,

Слюнки капали с усов

У огромных серых сов.

Ответ: это Архимедово приближение числа π: 22/7 и одна из важнейших математических констант в математическом анализе.

2.                 Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число,  которое больше 2, но меньше 3? (Запятая)

3.                В каком числе столько же цифр, сколько и букв? (Сто)

4.                Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень)

5.                Про какой многоугольник сложена русская поговорка: «Что вдоль, что поперёк?» (Квадрат)

IV.  Учитель1: А сейчас вернемся к музыке и  проведем блиц-опрос «Весь алфавит в музыке»

1. «Г» Духовой музыкальный инструмент, для которого в музыкальной сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк» написана тема утки. (Гобой)

2. Великий русский композитор, который создал классические образцы русской оперы, балета и симфонии. (Глинка)

3. Струнный музыкальный инструмент, самый популярный в современных рок – операх. (Гитара)

4. Музыкальный инструмент с мехами и кнопочной клавиатурой. (Гармонь)

5. «В». Один из самых популярных бальных танцев. (Вальс)

6. Музыкальная пьеса или упражнение для голоса. (Вокализ)

7. Струнный музыкальный инструмент, размером немного больше скрипки. (Виолончель)

8. Одаренный ребенок. (Вундеркинд)

9. «Д». Ансамбль из 2 исполнителей. (Дуэт)

10. Вид развлекательной музыки, который пришел к нам из Америки. (Джаз)

11. Духовой музыкальный инструмент. (Дудка)

12. Руководитель оркестра. (Дирижер)

13. «К». На что надо нажать, чтобы извлечь звук на рояле. (Клавиша)

14. Музыкальный инструмент, который есть не только в оркестре, но и в звонницах. (Колокол)

15. Исполнение музыкального произведения перед зрителем. (Концерт)

16. Полная фамилия композитора Римский-…(Корсаков)

17. Самая большая «скрипка» в оркестре. (Контрабас)

18. Автор, создающий музыкальные произведения. (Композитор)

19. Высшее музыкальное учебное заведение (Консерватория)

20. «П». Что чаще всего мы поем. (Песня)

21. Музыкальный инструмент, родственник роялю. (Пианино)

22. Сборник песен. (Песенник)

23. «С». Натянутая нить во многих инструментах (Струна)

24. На ней выступают в театре. (Сцена)

25. Крупное произведение для симфонического оркестра. (Симфония)

26. Палочка с натянутым на нее конским волосом, с помощью которого играют на скрипке. (Смычок)

27. «Т». Ансамбль исполнителей из трех человек. (Трио)

28. Скорость движения в музыке. (Темп)

29. Высокий мужской голос. (Тенор)

30. Медный духовой инструмент, который не только присутствует в оркестре, но которым ранее подавались боевые команды в армии. (Труба)

V. Музыкальная пауза. Исполнение песни «Сколько нас».

VI. Конкурс капитанов.

Проводит учитель1. «Вспомни ноты» (К каждой букве написать название ноты)

М       Е       Л       О        Д       И       Я

VII. Исполнение заключительной песни «Мальчишки и девчонки» на музыку А.Островского, слова И. Дика, во время которой жюри подводит результат и объявляет его.

.  .  .