Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Дата публикации: 2017-11-28 14:59:19
Статью разместил(а):
Осадчая Виктория Владимировна

Логопедическая работа с неговорящими детьми

Автор: Осадчая Виктория Владимировна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №17», г.Воронеж

 

В настоящее время возрастает количество детей, у которых отсутствует речь. К группе неговорящих относятся дети, имеющие различные нарушения развития: речевые (алалия, временная задержка речевого развития), эмоционально-личностные (ранний детский аутизм); нарушения слуха и интеллекта, комплексные (сочетанные) нарушения в развитии и др. Овладение речью является одним из главных достижений в развитии ребенка. Речь является сложной системой знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка. Слушая сказки, стихи, песни, малыш с ранних лет приобщается к истокам народного творчества, знакомится с произведениями детских писателей и поэтов, у него формируется интерес к книге. Учитывая важность данной проблемы, в детском учреждении необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей раннего возраста.

Основной целью логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона. Обратим внимание, что логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка. Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-й уровень речевого развития по Р.Е. Левиной) на начальном этапе (состояние речи, когда у ребенка появляются фразы в самостоятельной речи):

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения со взрослым, развитие понимания речи

3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию — эхолалии), переходить от отдельных слов к словосочетаниям и отдельным фразам.

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.

5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

  Реализация задач логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:

·  Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;

·  Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;

·  Самостоятельной игровой деятельности;

·  Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);

·  Особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;

·  Организованным семейным воспитанием детей.

Таким образом, вызвать речь у неговорящего ребенка можно только задействовав работу как всех анализаторных систем, так и целенаправленное воздействие родителей и специалистов.

Поставленные цель и задачи достигаются на основе целого ряда общедидактических и специальных принципов логопедии. Рассмотрим значимые принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми. Основными принципами логопедической работы, определенными еще Р.Е. Левиной, являются принципы системности и комплексности. Следуя им, уже на начальных этапах работы логопед на каждом занятии работает над всеми компонентами речевой деятельности в комплексе с другими видами деятельности при контакте со специалистами разного профиля (невропатологом, психологом, специалистом ЛФК и др.).

Систематичность проведения занятий с неговорящим ребенком 2-3 раза в неделю, при ежедневных занятиях родителей с ребенком по рекомендациям логопеда. Усвоение материала происходит при этом постепенно: от совместных развернутых игровых и речевых действий логопеда и ребенка к самостоятельным свернутым действиям ребенка. Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) - полимодальный подход, с целью формирования большего количества межанализаторных, ассоциативных связей в головном мозге. Экспрессия педагога (родителя) на каждом из этапов занятия с безречевым ребенком. Она способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство. Ребенок всегда обратит внимание не неожиданные действия логопеда, если они будут для него яркими, необычными. Необычность действий взрослого для ребенка помогает поддерживать интерес к занятию.

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и логопеда обеспечивает познавательный интерес к логопедическим занятиям. Так использование музыкального сопровождения усиливает эмоциональную окраску занятий, повышает интерес к ним. Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия. Важно, чтобы ребенок самостоятельно (либо с помощью руки педагога: педагог помогает ребенку выполнить и ощутить действие) выполнял все действия в процессе занятия. За выполнением ребенком действий должно быть содержание, чтобы действие не осуществлялось механически. Логопедическая работа с безречевыми детьми также основывается на ряде общепринятых принципов: наглядности, индивидуализации, постепенного повышения требований, доступности и др.

К основным направлениям логопедической работы по формирования речевой деятельности относятся формирование:

·         коммуникативной и обобщающей функций речи;

·         планирующей и регулирующей функций речи;

·         артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания;

·         звукослоговой структуры слова;

·         внутреннего и внешнего лексикона;

·         начальных навыков грамматического оформления высказывания;

·         внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2-3 слов).

 

Необходимость преодоления несовершенства детской речи:

1. Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения, если ребёнок к четырём годам по каким-то причинам не усвоил речь, то процесс обучения будет происходить с гораздо большим трудом, дольше и без того успеха, который достигается в обычные сроки.

2. Задержка в речевом развитии тяжело сказывается на памяти, работоспособности.

3. Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в характере ребёнка: замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, маскирующие или облегчающие речь уловки.

4. Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении или замаскировать их могут вызвать чувство собственной неполноценности, депрессивные состояния, негативизм; порождают чувства обиды, досады, иногда озлобленность и раздражение.

5. У детей с расстройствами речи часто наблюдается нарушение не только речевой моторики - парезы языка, губ (неполные параличи), но и общей: дискоординация, неточность и слабость движений, их замедленность или, наоборот, двигательная расторможенность.

Всё это, в свою очередь, порождает особенности поведения детей в играх и общеобразовательных занятиях: нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны; они чаще выступают зрителями или берут на себя в игре подчинённые роли.

7. У некоторых детей действия с игрушками не носят развёрнутого игрового характера, не имеют смысла и целенаправленности (например, ребёнок берёт куклу, снимает с неё платье и бросает, долго смотрит на куклу, потом и её оставляет).

8. Звуки, исправленные только в старшем школьном возрасте, с трудом вводятся в самостоятельную речь. Дети, даже став взрослыми, научившись правильному произношению, продолжают произносить прежние, искажённые, но более привычные для них звуки.

Основная задача логопедического воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки; части тела; предметы одежды; предметы туалета; предметы домашнего обихода, с которыми ребёнок ежедневно соприкасается ; отдельные названия предметов и явлений из окружающей его жизни; названия животных, которых ребёнок часто видит.

  Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребёнок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идёт, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовёт, рисует, несёт, везёт, падает). Кроме того, ребёнок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди. Этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребёнок неоднократно наблюдал, или действий, совершающихся дома, на улице. У детей с недоразвитием речи глагольный пассивный словарь может быть намного меньше предметного пассивного словаря. Поэтому необходимо как можно скорее начать обучать их понимать названия действий, а также понимать вопросы, задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? кому? откуда? для кого?

Таким образом, можно сделать выводы: речевые расстройства отрицательно влияют на воспитание психических функций, в том числе на умственное развитие и на формирование характера ребёнка, в результате общество получает неполноценных личностей; необходимо в работе с такими детьми предусматривать не только коррекционные приёмы, направленные на преодоление собственно речевых недостатков, но и ряд обучающих и воспитательных мероприятий.

 

Литература:

1.                  Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. - 128 с.

1.                  Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребёнок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. –М.: Центр лечебной педагогики,1999. –Вып.2 -44–52с.

2.                  Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс,2004.-48с.

3.                  Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.- М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.- 88с.

2.                  Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана- Графф, 2003. — 304 с.

4.                  Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий : методическое пособие / М.И. Лынская ; под ред. С.Н. Шаховская. - М. : Парадигма, 2012. - 128 с.  

3.                  Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000

4.                  Максаков, А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье / А.И. Максаков. - 2-е изд. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 109 с.

5.                  Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. - М.: А.П.О., 1993г. - с. 36 -  43.

6.                  Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2000. - 152 с.

7.                  Рузская, А.Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста / А.Г. Рузская, С.Ю. Мещерякова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007. - 64 с.

8.                  Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. - 80 с.

9.                  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.

.  .  .