Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рекомендации по обучению детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей

Дата публикации: 2017-11-20 19:36:25
Статью разместил(а):
Карпова Елена Михайловна

Рекомендации по обучению детей старшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития музыкальных способностей

Автор: Карпова Елена Михайловна

музыкальный руководитель

МКДОУ Елизаветовский д/сад

Павловского р-на Воронежской области

 

Дети дошкольного возраста очень подвижны. И мы предлагаем систему развития музыкальных способностей старших дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности. Мы считаем, что занятия ритмикой, организованные по принципам ее основателя Э. Ж. Далькроза, способствуют эффективному развитию музыкальных способностей детей. При правильной организации занятий многие ведущие педагоги страны добивались колоссальных результатов в развитии музыкального слуха, чувства ритма, восприятия именно в процессе занятий ритмикой.

Занятия ритмики достаточно проводить один раз в неделю по 40 минут.

В начального этапа с детьми следует проводить упражнения, направленные на развитие музыкального слуха в сочетании с общими движениями, играми. На развивающем этапе упражнения усложняются, в процессе их выполнения перед детьми ставится несколько задач, итоговый этап направлен на закрепление полученных знаний, умений и навыков. При проведении этапов используются группы следующих упражнений:

1.     упражнения, нацеленные на разучивание отдельных видов движений, которые ребенок может использовать в дальнейшем для выразительной передачи эмоционально-образного содержания музыки;

2.     упражнениям на координацию рук и ног, динамику развития образа, сочетание различных видов движения;

3.     упражнения, связанные с внезапным прерыванием движения, развивающие способность сохранять устойчивость тела при положениях различной степени трудности;

4.     «упражнения на accelerando»;

5.     игровые музыкально-речевые упражнения;

6.     ритмодекламации;

7.     игры с пением;

8.     пластические импровизации;

9.     упражнения на ориентировку в пространстве;

10. упражнения на тактовые деления.

Особое внимание следует обращать на то, что, несмотря на комплексность подхода в обучении, каждое чувство, каждая способность развиваются свободно, не заглушая другие. Также необходимо следовать такому принципу обучения Далькроза, как систематизм – и в построении занятий, и в выборе форм работы, упражнений.

«Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка радость, он наиболее охотно отдается этому чувству и душа его открыта для воспитательного воздействия», - писал Эмиль Жак-Далькроз. Поэтому на занятиях необходимо создать для детей психологически комфортную среду, стремится, чтобы занятие ритмики приносил им радость и положительные эмоции.

Помимо перечисленных выше педагогических принципов, необходимо учитывать в своей работе важность игры как проявления естественной потребности к деятельности, выражения детской радости и непосредственности. Задания, упражнения, используемые на занятиях, имеют преимущественно игровую форму или обязательно содержат игровые элементы.

Формы музыкальной работы с детьми на занятиях ритмики, задания и упражнения необходимо заимствовать непосредственно из системы Э.Жака-Далькроза, в опоре на его авторские рекомендации, но нотный и методический материал подбирать из сборников и пособий современных авторов.

На первом, начальном этапе внимание уделяется созданию целостного представления о музыке и движении, используемом для передачи её эмоционально-образного содержания. На втором этапе обучения ритмике внимание акцентируется на развитии самостоятельности детей в выполнении музыкально-ритмических движений, ведется работа над уточнением и отработкой элементов движения, их выразительностью и соответствием характеру музыки, а также целостностью музыкального образа, плавностью перехода одного элемента движения в другой. На третьем этапе обучения осуществляется закрепление и совершенствование музыкально-двигательных навыков, ведется работа над качеством целостного исполнения. В течение всего процесса обучения нужно побуждать детей к творческому самовыражению в движении в процессе восприятия музыки.

В подготовительной группе используются следующие методы работы: наглядный, игровой, метод упражнения. В ходе освоения навыков и умений, постоянно упражняются дети в движениях. При разучивании игр, хороводов, плясок последовательно усложняются задания, неоднократно повторяется выученный материал, закрепляются полученные знания.

Чтобы активизировать творческую деятельность детей, используются музыкальные игры. Они могут быть сюжетные, где присутствуют определенные персонажи (например: «Сапожник», «Садовник»), и несюжетные - двигаться в соответствии с характером, содержанием и формой музыкального произведения.

Выполнение творческих заданий стимулирует творческую самостоятельность ребят. Например: музыкальная игра И.Насауленко «Звездочет», развивает мышление и фантазию. Задание: придумать движение звездочета (думают, считают звезды, записывают подсчеты). Музыкальная игра Е.Ремизовской «Веселые нотки»: приучать детей слушать внимательно музыку, приседать точно в такт, выдержав паузу.

Неотъемлемой частью занятия является игра на детских музыкальных инструментах. Это ударные (треугольник, барабан, бубен), духовые (дудочки, триолы, рожки), звуковысотные (металлофон, ксилофон). В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть, петь и подыгрывать себе и т.д. Все эти виды деятельности развивают детей и дают хорошую базу для исполнения танцев, упражнений.

В работе с детьми используются разнообразные и разнохарактерные пляски, танцы, хороводы, упражнения, перестроения. Так же используются элементы бальных, классических танцев, комбинированных плясок, имеющих зафиксированные движения и свободную импровизацию. Например: пляска-игра «Собери друзей». Звучат две контрастные мелодии: первая - «От улыбки» В.Шаинского (отрывок куплета), дети идут спокойным шагом по кругу; другая - задорная, живая «Чунга-чанга» Шаинского, свободная пляска. Обращается внимание детей на то, чтобы движения у каждого были разные, не повторялись.

Музыка с раннего возраста занимает важное место в жизни ребенка. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.

Когда мы изучали работы Э.Жака-Далькроза, наше внимание обратила на себя следующая мысль известного педагога: Далькроз пишет о том, что самосознание человека формируется и крепнет на почве духовной работы. Чувство ритма подчинено аналогичному закону: оно развивается путем ритмических упражнений. К пяти годам сознание и мышцы ребенка уже готовы для ритмической работы и усвоению ритмики. Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве. Жизненная задача каждого мускула состоит в том, чтобы выполнить ряд движений с определенной силой, в определенном времени и пространстве. Логическое распределение этих трех элементов движения способствует укреплению в мозгу ритмических впечатлений: каждый мускул укрепляет своей работой эти впечатления. Сумма данных впечатлений, претворенных в волю, создает ряд правильных привычек, воспитывая способность быстро реагировать на впечатления и полную свободу сознания.

«Две главные ошибки в деле ритмического обучения, - писал Далькроз, - могут быть выражены кратко словами: «слишком много» или «слишком мало». Поэтому произвольное усиление и ослабление нервной энергии, распределенное на правильные промежутки времени, прекрасно способствует развитию мышечного чувства, которое, в свою очередь, пробуждает в ребенке сознание своей физической силы.

Следуя данным рекомендациям Далькроза, следует постепенно учить детей контролировать распределение силы, энергии, затрачиваемых на выполнение тех или иных движений (что зависело от характера музыки), кроме того, стремится научить ребят не делать ненужных, лишних движений при выполнении упражнений.

Итак, на начальном этапе обучения особое внимание уделяется развитию у дошкольников мышечного чувства различной силы, энергии. С этой целью выбираются упражнения, развивающие разные группы мышц, для разных частей тела. Это, прежде всего, упражнения, нацеленные на разучивание отдельных видов движений, которые ребенок может использовать в дальнейшем для выразительной передачи эмоционально-образного содержания музыки. В данных упражнениях используются основные (ходьба, бег, прыжки); общеразвивающие (на развитие плавности, пластичности и гибкости, точности и ловкости движений; махи; упражнения с предметами); имитационные движения (разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ – воспроизведение действий людей, имитация поведения животных, движения транспорта, отражение в движении состояний природы и т.д.).

В качестве примеров можно привести упражнения  «Грустный зайчик и веселый зайчик», «Птички», «Игра в домики», «Каблучок», «Лошадки», «Море и волны», «Легкие и тяжелые руки», «Рисование на песке», «Игра с водой», «Упражнение с мячом», «Ходьба вперед и отступая назад», «Упражнение с хлопками», «Пожатие руки», «Ходьба змейкой», «Цветок растет, цветок качается, цветок увядает», «Качели», «Сгибание и разгибание туловища», «Ходьба приставным шагом»; «Ходьба на носках», упражнения на различные виды ходьбы, бега, поскоки, пружинки; перекатывание, ловля и бросание мяча, отбивание мяча об пол, «Качание куклы», «Лягушки», «Поработаем» и другие.

Кроме того, что в процессе выполнения перечисленных упражнений у учащихся развиваются отдельные группы мышц, они учатся их контролировать, также выполняемые движения из сознательных переходят в статус автоматических движений, непроизвольных. Главное преимущество автоматических движений, по мнению Далькроза, заключается в том, что они оставляют свободу заняться чем-нибудь другим. Это дает возможность сочетать автоматические движения  с сознательными.

Таким образом, когда дети усвоили основные виды движений, научились контролировать действия отдельных частей тела без участия других, можно приступать к следующему этапу: упражнениям на координацию рук и ног, динамику развития образа, сочетание различных видов движения.

На решение данных задач направлены упражнения «Солдатики и куклы», «Роботы и бабочки», «Жуки», «Воробушки», «Качание рук и мельница», «Козочки и волки», ходьба с движениями рук, ходьба и бег с хлопками, «Сбор ягод», ходьба и бег с одновременным бросанием мяча, упражнения с воображаемыми предметами.

Один из разделов ритмической гимнастики Э.Жака-Далькроза составляют упражнения, связанные с внезапным прерыванием движения, развивающие способность сохранять устойчивость тела при положениях различной степени трудности. Данные упражнения развивают также самостоятельность и волю. Музыкальный ритм всегда состоит из движения и пауз (остановок в движении). Музыкальная неритмичность обычно происходит от того, что мускульная система спешит или запаздывает осуществлять приказания нервной системы, следовательно, человек при перемене движения не умеет вовремя остановится или останавливается преждевременно, потому что не умеет подготовить ни задержку, ни импульс.

Для развития навыка внезапного или постепенного прекращения движения используются упражнения, разработанные Далькрозом:

1. Учащиеся маршируют и по команде останавливаются, по команде возобновляют движения.

2. Учащиеся выполняют основные движения (ходьба, бег, прыжки) и по команде прыгают вперед, ложатся наземь и встают.

3. Учащиеся внезапно изменяют направление движения.

Данные упражнения выполняются детьми в сопровождении уже знакомой, пройденной на первых занятиях, музыки. Также в работу включаются следующие упражнения: игры «Сова», «Кот и мыши», «Черепахи», «Фея - волшебница», «Клоуны» и другие.

По мысли Жака-Далькроза, чрезвычайно важным фактором во всякого рода мышечной деятельности является работа дыхательного аппарата. Нервы, влияющие на движение легких, то есть на дыхание, имеют, как и все другие нервы, свой центр в спинном мозгу и через него сообщаются с головным мозгом. В нормальных условиях органы, участвующие в процессах дыхания, утомляются гораздо быстрее, чем другие части тела. Повышая энергию и волю ученика в общем, легче можно приучить его к равномерному вдыханию-выдыханию, даже при усиленной мышечной деятельности. Лучше всего влияют на регулярную деятельность легких механические ритмические движения – ходьба, бег  и т.д. Данные упражнения были описаны нами выше. Наряду с гимнастикой тела необходимо делать особую гимнастику дыхания. На занятиях ритмикой применяются дыхательные упражнения, рекомендуемые Э.Жаком-Далькрозом:

1. Выдыхания на беззвучные согласные (ф, с, х) одновременно с маршировкой.

2. Выполнение вдохов-выдохов в определенном темпе, ритме в сочетании с ритмическими упражнениями.

Для развития навыков правильного дыхания на занятиях дети выполняют также игровые музыкально-речевые упражнения, как, например, «Тигр», «Маскарад», «Язычок», «Маленький шарик», «Чайник», «Солнышко», «Мячик», «Котенок» и другие. Данные игры основаны на синтезе музыки, движения и слова. В основе их лежат специальные рече-двигательные упражнения, имеющие большое значение для детей дошкольного возраста, и выразительное декламирование стихотворения под музыку в сочетании с определенными движениями.

Еще одна группа упражнений, которые дети выполняют с удовольствием и интересом – это «упражнения на accelerando» (термин Далькроза). Их цель – довести до сознания детей различные степени скорости, с которыми может совершаться всякое движение. Иными словами, это упражнения, развивающие чувство темпа и чувство устойчивости в темпе. В качестве таких применялись: игра в «Поезд», «Прогулка», «Поедем на каток», «Вышивание», «В гости», «Люди работают».

На занятиях ритмикой ребенок научается различать разные тактовые деления. Далькроз рекомендует для этого использовать следующие виды работы:

1)     Маршировка в заданном темпе, отмечая притопыванием сильную долю такта. Движения рук сопровождают каждый шаг, причем сильная доля отмечается мускульным напряжением всей руки. По команде (всегда неожиданно) дети должны уметь внезапно остановиться; в другой раз по команде они должны топнуть ногой, или напрячь мускулы руки, или вместо движения ногой сделать движение рукой и т.д.

2)     Во время проигрывания фрагмента на фортепиано, дети прислушиваются и, как только начинают ощущать ударение, сильные доли, в такт музыке поднимают и опускают сначала палец, потом кисть, затем всю руку и, наконец, маршируют.

3)     Дети маршируют на 2/4 и отмечают притопыванием левой ноги первую сильную долю; по команде они удерживают левую ногу от притопывания и таким образом прибавляют третью, слабую, четверть к предыдущим двум: получается такт на 3/4; то же самое повторяется до размера 9/4. Начиная с 9/4, команда производится на предпоследнюю четверть, которая, таким образом, становится первой четвертью нового, более короткого такта и т.д. – до возвращения к размеру 2/4.

Все долгие длительности состоят, как известно, из длительностей коротких. В ритмике каждой музыкальной четверти соответствует один шаг. Более долгая длительность делится на четверти, то есть учащийся производит по одному движению на каждую четверть, причем не двигаясь с места. В системе Жака-Далькроза таким образом половинная нота изображается так: шаг и одно движение на месте, половинная с точкой – шаг и два движения на месте и т.д. Возможно и другое пластическое воплощение длительностей: восьмые – хлопками, четверти – вертикальный взмах рукой, половинная – рука ставится на пояс. Ритмический рисунок воспроизводился детьми также с помощью похлопывания и прохождения ногами.

Следует отметить, что дети старшего дошкольного возраста не готовы еще к осознанному, теоретически осмысленному восприятию и воспроизведению длительностей. Они воспринимают длительности только относительно друг друга (короче, длиннее, еще длиннее и т.д.). Поэтому данные упражнения развивают также внутренний слух, память. Соответствует данному возрасту упражнение «ритмическое эхо» - повторение ритма за педагогом на шумовых инструментах.

Для того, чтобы приучать тело одновременно воспринимать и ощущать, Далькроз рекомендует упражнения на пластический контрапункт и полиритмию. Они представляют собой не что иное, как перенесение обычных музыкально-технических движений в область телодвижений. Из предлагаемых автором упражнений нами применялись лишь некоторые, соответствующие возрасту детей:

1. Дети контрапунктируют четвертями, восьмыми, шестнадцатыми, триолями к проигрываемому произведению движениями рук и ног.

Аналогичные упражнения («Кисонька», «Лягушки и аист», «Веселые кукушата», «Воробушки» и т.д.

2. Полиритмические упражнения: дети шагают, бегают, прыгают ровными длительностями, одновременно воспроизводя руками простейший ритмический рисунок.

Далькроз неоднократно в своих лекциях отмечал большое влияние на музыкальное развитие ребенка упражнений, сочетающих в себе движение, музыку и поэзию. Следуя этим идеям, в своей работе можно применять ряд упражнений-игр с пением, речевым сопровождением. Одной из подобных форм работы стала ритмодекламация – синтез поэзии и музыки, ритмизация текста при выразительном интонировании.

Поэтическая звуковая ткань здесь взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз. Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить), а с другой - направлено на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым. Дети в течение учебного года с большим интересом и удовольствием выучили ритмодекламации «Бармалей» (сл.К.Чуковского, муз. О.Хромушина), «Пять обезьянок», «Мы охотимся на льва» (слова и музыка Т.Боровик), «Ну-ну-ну!» (сл. Т.Боровик, муз. С.Разоренова,), «Антошка» (сл. Т.Боровик, муз. В.Гаврилина), «Колыбельная» (сл. Т.Боровик, муз. Г.Гладкова) и др.

Игры с пением (хороводы, инсценирование песен) являются неотъемлемым компонентом музыкального развития ребенка дошкольного возраста. В играх под пение ребенок учится передавать движениями содержание песни, общий характер музыки. Выразительные средства музыки усваиваются легко и непринужденно. В игровых движениях формируется музыкальный слух, чистота интонирования. По аналогии с играми, предлагаемыми Жаком-Далькрозом, мы использовали на занятиях игры: «Горошина», «Что нам нравится зимой», «Качание куклы», «Ежик и мыши», «Хэй, хэй» и др.

В дошкольном возрасте у детей важно развивать умение ориентироваться в пространстве. Для этого используются следующее упражнение на ориентацию: бег под музыку, по команде образуют заранее заданную геометрическую фигуру, завершив ее формирование за определенное количество тактов. Эти движения комбинируются с другими заданиями: встать на колени, наклониться, согнуться и так далее. Помимо выше описанного упражнения, на занятиях ритмики дети выполняют игры, развивающие навык ориентации в пространстве: «Чей отряд быстрее cоберется», «Игра с погремушками», «Козочки и волки».

Эмиль Жак-Далькроз неоднократно подчеркивал, что занятия ритмикой призваны развивать все музыкальные способности, нацелены на восприятие, осознание и пластическое воплощение всех средств музыкальной выразительности. Кроме описанных выше упражнений и форм работы, нами на занятиях используются задания, игры, направленные на осознанное восприятие и передачу в движении динамики («Бегите ко мне», «Танцуйте с нами»), регистровой высоты мелодии (изменять движение в соответствии со сменой регистра, «Дедушка и внук», «Шествие кукол»), а также музыкальной формы (показ окончаний фраз хлопком, прыжком, остановкой; смена направления, вида движения в соответствии со сменой частей произведения).

Большое значение Далькроз придавал пластической импровизации -  как способу развития творческих способностей и воспитания в учениках творящего начала. Для ребенка вообще свойственно богатое воображение и фантазия. Поэтому игры, свободные импровизации, пластические спектакли вызывают у них интерес, увлеченность, выполняются легко и непринужденно. Сначала это сюжетные импровизации, со стихотворным или прозаическим сопровождением («Последний летний ветерок», «Осенние листья», «Снежинки», «Цветы», «Солнечный луч», «Бабочки», «Пьеро», фрагменты ритмопластических спектаклей). Затем, когда учащиеся привыкнут к подобного рода заданиям, станут свободно и непринужденно импровизировать, проявлять творческую самостоятельность и активность, можно вводить свободные импровизации с предметами и без них («Нежность», «Море», «Птицы», «Белое и черное», «Ночное небо и звезды» и другие). Подчеркнем, что каждая импровизация исполняется только один раз, так как, по мнению Э.Жака-Далькроза, если композиция повторяется, она теряет характер творчества и импровизационности.

.  .  .