Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2017-10-23 10:56:32
Статью разместил(а):
Сулейманова Гузель Рафаилевна

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Автор: Сулейманова Гузель Рафаилевна

 

Полное наименование 

Поликультурное образование детей дошкольного возраста (далее - Разработка)   

Правовая база программы 

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 

2. Концепция дошкольного воспитания 

3. Конвенции о правах ребѐнка 

4. Методические рекомендации Министерства образования Российской Федерации «Ориентиры   и требования к обновлению содержания дошкольного образования 

5. Федеральный государственный образовательный стандарт.

Разработчик 

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 23» Приволжского района г. Казани 

Период и этапы реализации 

Программа поликультурного образования предназначена для детей от 3 до 7 лет, срок ее реализации – 4 года. Освоение программы трехэтапное, первые два этапа рассчитаны на две возрастные группы:

1 этап – дети от 3 до 5 лет (первая младшая, вторая  

младшая и средняя группы); содержание работы определяется культурой народов своего региона и семьями воспитанников 

2 этап – дети от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная группы), содержание работ задается культурами народов Поволжья и России 

3 этап - подведение итогов и научное системное осмысление результатов использования разработки на семинарах и конференциях, тиражирование накопленного опыта.  

Цель   

Постановка новых стратегических задач в рамках реализации поликультурного воспитания дошкольников, формирование разносторонне творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной  среде,  обладающей  сформированным представлением о Родине, ее обычаях, традициях, истории, с    развитым чувством любви к российской цивилизации, уважением к другим культурам, умеющей жить в мире и согласии с людьми других национальностей. 

Задачи  

1. Формирование  представлений детей  о  родном  крае,  о достопримечательностях малой родины; 

2. Приобщение к культуре своего народа как непременное условие интеграции в другие культуры; 

3. Формирование многосторонних представлений детей  о Родине (первичная информация об истории, о геральдике, достопримечательностях, столице); 

4.  Воспитание  положительного  отношения  к  культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;

5. Ознакомление детей с бытом культурой и традициями зарубежных стран  (по выбору педагогов)

6. Воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения. 

Исполнители  

Педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 23 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г. Казани

Контроль и реализация

Заведующий ДОУ, старший воспитатель, творческая группа

Пояснительная записка. 

 

"Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях,то это означает начало смерти нации.". Г.Н. Волков 

 

Идея поликультурности стала предметом научного исследования в начале 20 века. Гурлитт Л., Гансберг Ф., Шанпельман Г. в это понятие включали этническую и мировую культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждающие идею о едином мире, не допускающем унификации культур.

Понятие поликультурного воспитания определяет как «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две и более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».

Поликультурность воспитания предполагает отражение в его содержании специфических особенностей различных культур, их диалога и взаимодействия в историческом и современном контекстах.

Поликультурность присуща человеческому сообществу на протяжении всей его истории. Однако в наши дни в России остро встал вопрос воспитания подрастающего поколения в рамках поликультурности. Концепция развития поликультурного образования говорит о том, что все граждане России, вне зависимости от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности, являются неотъемлемой частью великой российской нации.  

В концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15 июля 1996 г. N 909, отмечается необходимым «обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомления детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и внедрения их в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров». 

Поликультурное образование должно начинаться как можно раньше, в идеале - с рождения. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования положительного отношения к представителям других национальностей. Для маленького ребенка не существует понятия «свой» и «чужой» в национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и деятельностном уровнях.

Поликультурное воспитание дошкольников рассматривается как процесс формирования у детей национальной идентичности и представлений о многообразии культур в отдельном населенном пункте, стране и в мире, воспитания у них заинтересованного и позитивного отношения к разным культурам и их различиям, развития умений и навыков гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями других культур. Миссия дошкольного образования - сформировать основу, фундамент для успешной интеграции ребенка в многонациональное общество, его социализации в современном мире. 

 

Концепция разработки методических материалов  

Основная идея, лежащая в основе настоящей методической разработки не зависит от расовой, этнической, конфессиональной принадлежности всех граждан  России, которые должны осознавать себя единой гражданской нацией, которая вместе с тем является великой российской нацией.

Базисные положения   

Методическая разработка базируется на следующих основополагающих принципах: 

·        Принцип преемственности. 

·        Принцип дифференциации и разнообразия. 

·        Принцип креативности. 

·        Принцип культурной целостности. 

·        Принцип объемной (стереоскопической) картины мира.

Большое значение имеет и опора на основополагающие принципы развития личности: 

а) принцип историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ "культурных стереотипов", развитие целостного поликультурного мировоззрения; 

б) принцип самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире; 

в) принцип этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений. 

Базовое положение - учет возрастных особенностей в методах и технологиях ее реализации: 

- в младшем и среднем дошкольном возрасте – использование игровой деятельности, как средства формирования понятий «Я человек» и приобщения детей к культуре Татарстана; 

- в старшем дошкольном возрасте – формы и методы, направленные на формирование навыков социального поведения, чувства принадлежности к группе, становление гражданской позиции, на расширение знаний о культуре народов Поволжья  и  России, зарубежных стран и на основе чувственного познания жизни и узнавания ценностей культуры, эстетического и нравственного сопереживания. 

В основе содержания методических разработок лежит проектная деятельность, реализуемая в ходе интеграции образовательных областей, обуславливающий согласованность психолого-педагогической работы. 

Варианты интеграции с основной образовательной программой.

1 вариант: введение в расписание дополнительной непосредственно образовательной деятельности, посвящѐнной поликультурному образованию (современная направленность на комплексность позволяет не нарушать санитарные нормы к образовательной нагрузке на одного ребѐнка в неделю); 

2 вариант: изменение содержания непосредственно образовательной деятельности за счѐт введения тем поликультурного образования. 

3 вариант: насыщение поликультурной деятельностью режимных моментов (минусом этого варианта является уменьшения объема самостоятельной детской деятельности) 

4 вариант: методические разработки могут быть реализованы в системе дополнительного образования дошкольников: специалистами и руководителями кружков, студий и другими специалистами, учитывающими в воспитательном процессе поликультурный компонент в условиях работы ДОУ. 

Дополнительное образование может быть представлено следующими направлениями: 

·       изобразительное искусство (живопись, декоративно-прикладное); 

·       народные промыслы; 

·       хореография (национальные танцы); 

·       народные песни; 

·       музыка (национальные музыкальные инструменты); 

·       народные подвижные игры; 

·       национальные виды спорта; 

·       национальная кухня. 

Минусом данного варианта является невозможность работы со всеми детьми и узкая направленность методических разработок. 

Основные цели, на которые направлена методическая разработка 

ЦЕЛЬ: создание новой модели взаимодействия ребѐнка с окружающим миром: формирование любви и толерантного отношения к народам Поволжья и России, их быту и культуре. 

Наряду с традиционными задачами, решаемыми в рамках основной образовательной программы, мы предлагаем расширить спектр задач: 

·        Формирование у дошкольника адекватных способов общения с близкими взрослыми, социальной компетентности, или социальной зрелости, в единстве еѐ мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировки в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.  

·        Расширения представлений детей о родном крае: достопримечательности региона, котором живут дети.  

·        Воспитания любви к «малой Родине», гордость за достижения своего города, края. 

·        Формирования представлений детей о Родине – Татарстане, России: элементарные сведения об истории, геральдике и гимне, о Казани - столице Татарстана, традициях, обычаях, разнообразие народного искусства, художественных промыслах. 

·        Стимулирования интереса детей к событиям, происходящим в республике , воспитания чувства гордости за ее достижения. 

·        Познакомить детей с многонациональной культурой народов Поволжья и России. 

·        Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в Республике, стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. 

·        Познакомить детей с бытом, культурой (в том числе языковой), обычаями Народов Поволжья. 

·        Стимулировать и поощрять толерантное отношения к другим национальностям и народам.

Особенности освоения окружающего пространства детьми дошкольного возраста в рамках поликультурного образования: 

Общая характеристика и требования к ее реализации. 

Содержание методических разработок определено с учетом факторов: необходимость гармоничного включения процесса передачи уникального этнокультурного наследия в систему освоения личностью общечеловеческих нравственных, эстетических и культурных ценностей, что обеспечено следующей логикой: от восприятия культуры семьи, собственного народа к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры. 

Первая младшая группа (3 год жизни) 

Познакомить детей с: 

именами детей и взрослых группы, 

отличиями мальчиков и девочек в группе, 

со способами проявления заботы к членам семьи, 

элементарными правилами этикета; 

основными способами решения межличностных конфликтов, 

татарскими народными игрушками, 

устным и песенным народным творчеством, 

татарскими народными подвижными играми, 

татарскими народными праздниками. 

Воспитывать: 

стремление к налаживанию позитивных взаимоотношений с другими детьми, 

интерес к народным игрушкам, песенному и устному   народному творчеству, 

бережное отношение к игрушкам.

 

Вторая младшая группа (4 год жизни) 

Познакомить детей с: 

со способами общения со взрослыми и детьми, 

правилами и нормами поведения дома, в детском саду, 

татарскими народными игрушками, 

устным и песенным народным творчеством, 

татарскими народными подвижными играми, 

татарскими народными праздниками. 

Научить детей: 

употреблять в речи «волшебные» слова, 

приѐмам игры с народными игрушками  

выполнять правила татарских  народных игр, 

правильно называть народные игрушки, 

выразительно рассказывать  потешки, небольшие по объему сказки, 

петь народные песенки. 

Воспитывать: 

стремление к налаживанию позитивных взаимоотношений с другими детьми, 

интерес к народным игрушкам, песенному и устному русскому народному творчеству, 

бережное отношение к игрушкам.

СРЕДНЯЯ ГРУППА (5 год жизни). 

Познакомить детей с: 

способами проявления любви к близким, основными традициями семьи. 

татарским прикладным искусством (ковроткачество, лоскутное шитьѐ,  вышивание…) 

татарским пословицами и поговорками, 

с примерами   народной педагогики, 

с народным устным и музыкальным творчеством стран ближнего зарубежья. 

Расширить знания детей о: 

устном и песенном народном творчестве, 

татарских народных подвижных играх, 

русских народных праздниках. 

Научить детей: 

отличать и называть виды татарского прикладного искусства, народные инструменты, народные игрушки 

выполнять правила татарских народных игр, 

выразительно рассказывать потешки, небольшие по объему сказки, 

приѐмам игры на татарских народных инструментах; 

петь русские народные песенки. 

Воспитывать: 

интерес к истории семьи, 

умение устанавливать доброжелательные отношения в процессе взаимодействия посредством обсуждения и договора, 

интерес к народным игрушкам, песенному, устному и прикладному татарскому народному творчеству, 

бережное отношение к игрушкам, 

желание использовать народную атрибутику в самостоятельных играх. 

СТАРШАЯ ГРУППА (6 год жизни). 

Познакомить детей с: 

понятием «родословная», 

народами, проживающими в  Поволжье, 

Расширить представления детей о народном искусстве Татарстана  и народов Поволжья (прикладное искусство; народные росписи; музыкальное искусство; одежда, куклы и другие игрушки). 

Научить детей: 

называть столицу Татарстана и России, геральдику Татарстана и России, края, в котором проживает ребѐнок, 

отличать и называть особенности культуры народов, проживающих в Поволжье, на Юге и Севере России и в ближнем зарубежье: прикладное искусство, песенное, танцевальное творчество, 

народные музыкальные инструменты, народные игрушки, народные подвижные игры, 

выполнять правила народных игр, 

приѐмам игры на народных инструментах; 

петь народные песенки. 

Воспитывать: 

умение выстраивать бесконфликтные взаимоотношения со сверстниками различных национальностей. 

интерес к народным игрушкам, песенному, устному и прикладному татарскому народному творчеству, творчеству народов Поволжья и ближнего зарубежья, 

стойкий интерес к изготовлению игрушек, макетов с поликультурной тематикой, 

желание принимать участие в драматизации песенного и устного народного творчества. 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (7 год жизни). 

Познакомить детей: 

на основе сравнительного ознакомления Татарстана, Поволжья и России, с особенностями государственности, экологии, культуры, традиций, обычаев, современных достижений в спорте, музыке, литературе. 

с тем, что доброжелательность по отношению к другим людям – это стремление порадоваться вместе, посочувствовать, оказать помощь и поддержку в трудный момент, выражая это не только словами, но и конкретными поступками, 

со способами проявления доброжелательного отношения к другим: узнать об обычаях, традициях жизни и взаимодействовать с ними с учѐтом этого знания 

с тем, что в активной жизненной позиции в сообществе других людей важнейшее значение имеет адекватное отношение к чужим людям. 

Сформировать у детей: 

умение детей вступать в диалог, учитывая национальные, гендерные и возрастные особенности собеседника. 

умение доброжелательно относиться к пожилым людям независимо от их национальной принадлежности: уважительно говорить с ними, внимательно выслушивать, помогать по дому, принести лекарство, выполнить просьбу, рассказать о прошедшем дне, событиях в детском саду. 

опыт проявления доброжелательности в мелочах: улыбка, волшебное слово, жест приветствия, помощь и т.п. Доброжелательный человек умеет сочувствовать, проявлять внимание (выслушать, подать руку, принести стул, рассказать сказку и т.п.). 

Развивать: способность детей находить данные о культурах разных республик в информационном пространстве с помощью взрослых и самостоятельно. 

Стимулировать  детей: 

использовать в речи категориальные понятия, демонстрирующие ясность понимания разных культур («Общее в этих культурах…», «Русские и татарские игры отличаются…», «В татарских и русских  сказках есть общее и отличия» и др. 

желание употребления литературной лексики, символики цветов в коммуникациях с представителями разных культур. 

Воспитывать: 

отношение к культурным символам, формулам как основе для активного самопроявления себя в мире. 

доброжелательное отношение ребѐнка к Миру Культуры, основываясь на произведениях фольклора, 

умение проявлять доверие и дружелюбие по отношению к гостям из других стран  – 

радушно принимать их, даже если это незнакомые люди, и стремиться сделать так, чтобы они чувствовали себя уютно. Проявлять доверие – значит заботиться о человеке, даже если он тебя об этом не просит. Умение следовать правилам этикета, принятым в разных странах, позволит выразить доброжелательность и гостеприимство.  

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ: 

В основе образовательной системы - проектная деятельность.

·        Познавательный блок: музейная педагогика, презентации, фильмы, энциклопедии, живопись, дидактические игры, в том числе компьютерные, конструирование, проблемные ситуации… 

·        Коммуникативный блок: изучение татарского и русского языка, все виды бесед, рассказы педагогов, переписка с детьми детских садов Поволжья, интернет общение и онлайн общение с воспитанниками ДОУ Татарстана Поволжья и России. 

·        Социальный блок: внутрисадовское телевидение, детские мультипликационные студии, игровая и трудовая деятельность по изучаемым темам; коррекционно-развивающая работа социального педагога и педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в общении. 

·        Чтение художественной литературы: библиотека детского сада, презентации, медиа библиотека, литературные вечера, викторины, классическое чтение, театрализованная деятельность, медиа клуб. 

·        Художественное творчество: изучение творчества разных народов, художественная деятельность (изготовление народных игрушек, элементов костюмов, пейзажная лирика по впечатлениям от страны), 

·        Музыка: ознакомление с народными инструментами, все виды (приемлемые) музыцирования, музыкально-дидактические игры, презентации, развлечения и праздники. 

·        Физическое развитие: подвижные игры разных народов, праздники и развлечения, спартакиады, дошкольный туризм, ознакомление со спортивными достижениями разных стран. 

Темы для изучения: 

Государственность; 

Экология; 

Народно-прикладное искусство (народная игрушка, народный костюм, национальные предметы быта, национальная архитектура); 

Устное народное творчество; 

Классическая детская литература; 

Изобразительное искусство; 

Семейный традиции, национальный этикет и народная педагогика (речевой этикет, столовый этикет, гостевой и общественный этикет), права и обязанности дошкольника; 

Национальные подвижные игры; 

Достижения современного спорта, олимпийское движение. 

 Формы работы с родителями:

Детско-родительский клуб «Дети мира дружат вместе …». 

Участие родителей в медиа клубе детского сада. 

Активизация данной проблемы на сайте детского сада. 

Экскурсионные презентации родителей «Мы там были, мы это видели!» 

Организация дошкольного туризма выходного дня.

Выставки. Конкурсы.

Семинары-практикумы, мастер-классы. 

Медиа консультации по теме. 

Техническое и технологическое обеспечение: 

Организация мини-музея. 

Оборудование внутрисадовского телевидения. 

Организация студии детской мультипликации. 

Оборудование мобильного компьютерного класса. 

Медиа библиотека: фильмы, компьютерные игры, презентации, медиа энциклопедии, сборники татарской  народной и национальной музыки. 

Электронная энциклопедия: «Живопись татарских художников и художников зарубежных стран». 

Раздел «Литература народов Поволжья» в библиотеке детского сада. 

Татарская народная и национальная игрушка. 

Татарская народная и национальная посуда. 

Татарские народные и национальные костюмы.

Основными понятиями в рамках методических разработок  являются:

«поликультурное образование»,                      

«поликультурное воспитание»,                        

«этническая и межэтническая толерантность». 

§ Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поликультурное образование – это педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. 

§ Поликультурное воспитание понимается как психолого-педагогический процесс, предполагающий учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств и предусматривает: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми разных традиций; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. Процесс поликультурного воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и направлен на формирование, высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, самостоятельной выработке жизненной позиции, основанной на твердых нравственных убеждениях. 

Этническая толерантность как явление социальной перцепции, выражена в отсутствии негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее – в наличии позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. Это значит, что этническая толерантность не является следствием ассимиляции как отказа от собственной культуры, а является характеристикой межэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» или позитивное отношение к своей этнической культуре к этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое понимание адекватности группового восприятия базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой. 

Условиями эффективности являются: 

Личностная направленность: 

добровольность включения ребенка в ту или иную  деятельность; 

доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка; 

оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между детьми, предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия; 

дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с иными группами; 

учет интересов детей, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов. 

Содержательно-технологическая проработанность: 

соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме; 

координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентации ребенка; 

обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка; 

ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума; 

учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т. д.); 

коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций. 

предоставление возможности каждому для самореализации и самовыражения; 

определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; 

формирование позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической). 

Результативная и рефлексивная продуманность: 

Результативность предлагаемой разработки можно оценить, применяя следующие критерии: опора на возрастной подход; сформированность базовых компетентностей; концептуальность воспитательной работы; наличие целостного воспитательного пространства; кадровое обеспечение процесса воспитания; взаимосотрудничество педагогов, обучающихся, родителей в воспитании развивающейся личности; использование развивающих и информационных технологий, стимулирующих креативность, самостоятельность; вариативность применяемых технологий и др. 

Примерный план мероприятий по реализации методических разработок: 

- Ознакомление и обсуждение. 

- Заседание педагогического совета «Планирование работы по I этапу реализации». 

- Проведение цикла лекций для педагогов по вопросам поликультурного образования. 

- Анкетирование участников образовательного процесса «Мое отношение к носителям различных культурных, религиозных, этнических традиций». 

- Консультативная помощь детям в разрешении конфликтов с друзьями, родителями, педагогами. 

- Проведение тренингов по групповой сплоченности, снятию личностной и ситуативной тревожности. 

- Обучение умению выхода из конфликтной ситуации и ее предотвращения. 

- Проведение бесед по воспитанию терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. 

- Приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России. 

- Целесообразно  использование интерактивных технологий, которые содержат значительные возможности эмоционально-личностного воздействия на формирование личности, ее коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений.

Поскольку методическая разработка исходит из необходимости формирования у развивающейся личности общероссийской гражданской идентичности, становления полиэтнической и многонационально по составу, но единой по национально-государственному сознанию нации, что и выступает гарантией существования демократического государства и гражданского общества в Российской Федерации, то по своим целям и задачам это выступает важной составляющей общего образования личности. Поэтому для всех психических и ценностных установок личности, нуждающихся в изменении поведенческих стереотипов, данная разработка показана для применения. 

Показаниями к применению служат: 

- социальная заинтересованность и потребность в  поликультурном образования; 

- научная обоснованность и апробированность используемых технологий и методов; 

- возможность учета комплексного характера результатов поликультурного воспитания, в том числе его индивидуальной, средовой, культурной, социально-экономической составляющих, и уровневой организации: соматический, психический, психологический, духовный; 

- возможность учета максимально большего числа факторов, оказывающих влияние на результаты поликультурного воспитания; 

- возможность учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 

- возможность формирования в процессе реализации технологии общего положительного отношения детей к образовательному учреждению, положительного климата внутри педагогического коллектива, внутри детского коллектива, в отношениях педагогов и детей; 

- обоснованность условий последовательности и преемственности в реализации технологии; 

- возможность осуществления периодической оценки эффективности технологии; 

- обоснованность  участия родителей в работе по поликультурному воспитанию; 

- использование в технологии передовых теорий и принципов их построения (личностно-ориентированный подход, оптимизация пространства детства и др.); 

- практикование личностно-ориентированного стиля отношений с детьми; 

- обеспечение повышения квалификации педагогического коллектива по поликультурного образования; 

- взаимодействие со средствами массовой информации – освещение работы образовательного учреждения в указанном направлении, 

- организация взаимодействия с научными институтами и центрами, привлечение научных консультантов; 

- проектирование образовательной среды, обеспечивающей безопасные, комфортные условия жизнедеятельности и др. 

- рекомендуемые методы и средства воспитания и развития, которые предопределены физиологическими и психическими особенностями, установками, потребностями, склонностями, интересами воспитанников дошкольных учреждений, и способствуют мотивации, психологическому настрою конструктивного взаимодействия. 

Возможная схема трансляции результатов реализации методической разработки. 

Трансляция полученных в ходе реализации результатов может осуществляться следующим образом 

- обсуждение опыта работы и результатов на совещаниях, педсоветах, семинарах, круглых столах; 

- подготовка докладов и выступлений на научных и научно-практических конференциях разного уровня; 

- подготовка и раздача методических материалов на конференциях, семинарах, круглых столах; 

- разработка методических рекомендаций для педагогов образовательных учреждений и родителей, подготовка рекомендаций для печати; 

- публикация научных и практических материалов в журналах и сборниках, Интернете; 

- выступления на родительских собраниях, проведение тематических родительских собраний, индивидуальное консультирование родителей. 

Ожидаемый результат (конечные цели). 

Поликультурное образование детей дошкольного возраста ориентирована на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Результатом поликультурного воспитания является формирование поликультурного мышления, что в итоге способствует бесконфликтной гражданской идентификации личности в многокультурном обществе и ее интеграции в поликультурное мировое пространство. Как сопутствующий результат – повышение педагогической компетенции педагогов, рост их творческих способностей.

 

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. Педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях. 

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. 

Методическая помощь - это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов. Методическая деятельность - особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Взаимодействие педагога с методической службой - важное звено непрерывного образования педагогических кадров. 

На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами - это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых        компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы, являются дифференциация, непрерывность и адресность. 

Задача методической службы дошкольного учреждения в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения квалификации педагогов. Поэтому вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность по поликультурному образованию необходимо с использованием активных приемов и методов бучения, из которых можно применять следующие: 

традиционные: 

работа в едином образовательном пространстве 

проблемные семинары 

семинары-практикумы 

дни открытых дверей 

творческие микрогруппы 

наставничество 

эстафеты педагогического мастерства 

педагогические советы 

повышение квалификации 

смотры – конкурсы 

открытая НОД 

инновационные: 

«копилка» педагогического мастерства 

мастер-классы 

проектная деятельность 

создание банка инновационных идей 

стажерские площадки 

творческие конкурсы 

творческая лаборатория молодых специалистов 

издательская деятельность.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

Консультирование 

Консультации организуются как индивидуальные, так и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей и т.д. Тот, кто готовит консультацию, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий ему четко представить, какие новые знания получат воспитатели и к каким выводам они придут. 

При обмене опытом между воспитателями, выявлении знаний, анализе конкретных ситуаций может использоваться метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения прочитанной методической литературы, даются разъяснения по тем вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляется ошибочность их мнений и недостатки профессионального опыта, выявляется степень понимания и усвоения знаний, осуществляется ориентация на дальнейшее самообразование. 

Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избирать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Необходимо, чтобы воспитатели располагали достаточным запасом теоретических знаний и профессиональным опытом. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи новых знаний, требует серьезной подготовки и продумывания всего хода занятия. 

В ходе консультации используется метод дискуссии.

Семинары и семинары-практикумы 

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду. В годовом плане определяется тема семинара и в начале учебного года руководитель составляет подробный план его работы. 

Большую роль в результативности семинара играет правильно организованная подготовка к нему и предварительная информация. Тематика семинара должна быть актуальна для конкретного дошкольного учреждения и учитывать новую научную информацию. 

Тематические семинары проводятся старшим воспитателем, специалистами ДОУ или поручаются педагогам, работающим по данным тематикам. Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков. 

Открытый показ 

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются». 

Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом. 

Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт в воспитательно-образовательном процессе. 

Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу. 

Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.

Мастер классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества. 

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с тем, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью используются такие методы как, педагогические мастерские и наставничество. 

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их педагогической компетентности играет такая как, работа в паре, пару составляют педагог, владеющий поликультурными знаниями, и педагог со слабыми знаниями по этой теме. 

Деловые игры 

В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели. 

Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.  

Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы: 

— создание проекта деловой игры; 

— описание последовательности действий; 

— описание организации проведения игры; 

— составление задания для участников; 

— подготовка оборудования. 

«Круглый стол» 

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.

Творческие микрогруппы 

Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы. 

Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Как только поставленная цель достигнута — группа распадается. Главное внимание творческой группе уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.

Самообразование 

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. Самообразование выполняет следующие функции: расширяет и углубляет знания, полученные раннее; способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения. 

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. 

Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, можно выделить три уровня педагогического мастерства: 

-      низкий (интуитивный), 

-      средний (поисковый), 

-      высокий (мастерский). 

В   соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя разрабатывать индивидуальный вариант методической работы. 

Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня нужно ориентироваться на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по поликультурному образованию, через такие формы работы как: «Круглые столы», презентации, изучение опыта педагогов ДОУ. С такими воспитателями проводятся конкурсы на тему «Лучшая презентация образовательной деятельности» и т.д. В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.

Цели методической работы, с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаем педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности. 

Методическую работу с воспитателями высокого уровня строить на принципах стимулирования их творчества, интеграции деятельности с воспитателями – новичками.

 

.  .  .