Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Дата публикации: 2017-10-21 15:37:45
Статью разместил(а):
Яськив Наталья Васильевна

Викторина о природе для детей старшего дошкольного возраста

«Знатоки природы» 

Авторы: Яськив Наталья Васильевна и Яковлева Татьяна Юрьевна

ГБОУ "Школа № 2010 ДО "Радость", г. Москва
 

Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формулируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, насекомых, Красная книга, эмблемы командам,  песочные часы.

Оборудование: карточки с загадками, 4 картинки на формате А-4 для игры «Четвертый лишний, два  нарисованных дерева  на формате А-3, телевизор, презентация « Сохраним природу!» с музыкальным сопровождением «Гимн экологов», 2 тарелочки для фишек, фишки.
Методические приёмы: игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, конкурсное соревнование, физкультминутка, подведение итогов.

 

Ход:

Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину о природе.

                           «Здесь знает каждый, ты и я,

                             Природу обижать нельзя!»

 

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. И об этом обо всем вам расскажет Валерия Топунова в стихотворении « Чему учит природа?»

 

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению, паучок-терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце- доброте.

Учит снег нас –чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Знатоки природы». В викторине примут участие две команды.
Первая команда – «Ягодки », вторая команда – «Солнышко».

Дорогие участники ! Сегодня вам необходимо  показать свои знания, навыки и умения. Вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь, а болельщики вам помогут.
Их мы тоже разделим на две команды. Первая команда помогает «Ягодкам», а вторая «Солнышкам». За каждый дополнительный ответ, балл получает команда, за которую они будут болеть.

Я узнал, что у меня есть огромная страна 

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок 

Речка, небо — голубое - это всё моё родное 

Всех люблю на свете я 

Это Родина моя!

Прежде, чем начать нашу викторину, хочу представить вам ,ребята, наше жюри, которое будет внимательно следить за вашими ответами, награждать баллами за правильные ответы. Ну а в заключении викторины, объявит Победителя.( знакомятся с членами жюри) 

Итак, готовы? Тогда начнём!
                     

                         1 Конкурс «Разминка»: 

Представляет собой блиц опрос. За одну минуту (песочные часы) нужно ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Солнышко»:

• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?(перелетные)

• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)

• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
• Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «Ягодки»:

• На каком дереве растут желуди? (на дубе)

• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

• Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
• Когда земляника поспевает? (летом)


Дополнительные вопросы (для болельщиков):
• Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
• Что такое зеленый покров Земли? (трава)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

Итак, объявляю следующий конкурс:

                                2 конкурс  «Загадки о природе». (загадываются по очереди командам «Ягодка» и «Солнышко») За каждый правильный ответ получаете жетон!.

Воспитатель 1: Припрятала орешки
                             И сушит сыроежки-
                             Зимой в её дупле- Что хочешь на столе (белка)

 

2: Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса)

3: В одежде богатой,

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца( крот)


4: Носит на макушке-
Длинные ушки,
Шубку на зиму меняет,
Кто зверька такого знает? (заяц)

5: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока,
А зовут её …(сорока).

6: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой.(дятел)

7: Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.(сова)

8: Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел

Красну шапочку нашел (гриб)

Игра с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:

- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)

- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)

- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)

- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)

- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)

- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)

             

Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «Море»).

Воспитатель: Для следующего конкурса я приглашаю снова участников команд к столу.

                          

                   3 конкурс « Четвертый лишний».

: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».

Подводим итог конкурса. У кого правильно отмечены на картинках «лишние» варианты.

 

Воспитатель: Скажите, ребята, что нужно сделать, чтобы животные, растения не гибли и не исчезали с нашей планеты? (ответы детей). Но люди не всегда относятся бережно к тому, что подарила нам природа. И дошло до того, что некоторые виды стали исчезать .Поэтому стали образовывать охранные заповедники и редкие виды животных и растений заносить в Красную книгу (показать макет Красной книги). А сейчас послушайте стихотворение «Про панду» (читает ребенок ).

Наша с вами задача-учиться защищать «братьев наших меньших»: птиц, животных, растения. Без них жизнь на Земле скучна и однообразна. Давайте посмотрим с вами презентацию о некоторых  животных, которых вы, возможно, знаете, а если не видели, то познакомитесь . (на экране телевизора показ презентации «Сохраним природу» и попутно звучит гимн экологов «Планету сохраним». 

4 Конкурс «Укрась дерево»

И в завершении нашей викторины-коллективная работа для двух команд.

 Задание: Необходимо украсить осеннее дерево. Украсим мы его путем примакивания смятого кусочка бумаги ,обмакнув его в гуашевую краску желтого, либо оранжевого или зеленого цвета, сделать отпечаток на бумаге, где нарисовано дерево. (участники команд «Ягодка» и «Солнышко» выполняют задание. Заранее необходимо приготовить для двух команд три емкости с краской желтого, оранжевого и зеленого цветов, разрезать на части бумагу, чтобы дети сами сминали ее (массаж пальцев рук) и делали отпечатки с краской на заготовку- дерево). 

 

Работы готовы, можно показать болельщикам. Думаю детям понравятся выполненные картины « Осеннее дерево». В завершении викторины всем детям и участникам и болельщикам вручаются памятные подарки. 

.  .  .