Экологическая викторина "Знатоки природы"
Викторина о природе для детей старшего дошкольного возраста
«Знатоки природы»
Авторы: Яськив Наталья Васильевна и Яковлева Татьяна Юрьевна
ГБОУ "Школа № 2010 ДО "Радость", г. Москва
Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формулируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, насекомых, Красная книга, эмблемы командам, песочные часы.
Оборудование: карточки с загадками, 4 картинки на формате А-4 для игры «Четвертый лишний, два нарисованных дерева на формате А-3, телевизор, презентация « Сохраним природу!» с музыкальным сопровождением «Гимн экологов», 2 тарелочки для фишек, фишки.
Методические приёмы: игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, конкурсное соревнование, физкультминутка, подведение итогов.
Ход:
Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину о природе.
«Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!»
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. И об этом обо всем вам расскажет Валерия Топунова в стихотворении « Чему учит природа?»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок-терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце- доброте.
Учит снег нас –чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Знатоки природы». В викторине примут участие две команды.
Первая команда – «Ягодки », вторая команда – «Солнышко».
Дорогие участники ! Сегодня вам необходимо показать свои знания, навыки и умения. Вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь, а болельщики вам помогут.
Их мы тоже разделим на две команды. Первая команда помогает «Ягодкам», а вторая «Солнышкам». За каждый дополнительный ответ, балл получает команда, за которую они будут болеть.
Я узнал, что у меня есть огромная страна
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок
Речка, небо — голубое - это всё моё родное
Всех люблю на свете я
Это Родина моя!
Прежде, чем начать нашу викторину, хочу представить вам ,ребята, наше жюри, которое будет внимательно следить за вашими ответами, награждать баллами за правильные ответы. Ну а в заключении викторины, объявит Победителя.( знакомятся с членами жюри)
Итак, готовы? Тогда начнём!
1 Конкурс «Разминка»:
Представляет собой блиц опрос. За одну минуту (песочные часы) нужно ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Солнышко»:
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?(перелетные)
• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
• Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «Ягодки»:
• На каком дереве растут желуди? (на дубе)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
• Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
• Когда земляника поспевает? (летом)
Дополнительные вопросы (для болельщиков):
• Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
• Что такое зеленый покров Земли? (трава)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
Итак, объявляю следующий конкурс:
2 конкурс «Загадки о природе». (загадываются по очереди командам «Ягодка» и «Солнышко») За каждый правильный ответ получаете жетон!.
Воспитатель 1: Припрятала орешки
И сушит сыроежки-
Зимой в её дупле- Что хочешь на столе (белка)
2: Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса)
3: В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца( крот)
4: Носит на макушке-
Длинные ушки,
Шубку на зиму меняет,
Кто зверька такого знает? (заяц)
5: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока,
А зовут её …(сорока).
6: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой.(дятел)
7: Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.(сова)
8: Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел
Красну шапочку нашел (гриб)
Игра с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:
- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «Море»).
Воспитатель: Для следующего конкурса я приглашаю снова участников команд к столу.
3 конкурс « Четвертый лишний».
: Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».
Подводим итог конкурса. У кого правильно отмечены на картинках «лишние» варианты.
Воспитатель: Скажите, ребята, что нужно сделать, чтобы животные, растения не гибли и не исчезали с нашей планеты? (ответы детей). Но люди не всегда относятся бережно к тому, что подарила нам природа. И дошло до того, что некоторые виды стали исчезать .Поэтому стали образовывать охранные заповедники и редкие виды животных и растений заносить в Красную книгу (показать макет Красной книги). А сейчас послушайте стихотворение «Про панду» (читает ребенок ).
Наша с вами задача-учиться защищать «братьев наших меньших»: птиц, животных, растения. Без них жизнь на Земле скучна и однообразна. Давайте посмотрим с вами презентацию о некоторых животных, которых вы, возможно, знаете, а если не видели, то познакомитесь . (на экране телевизора показ презентации «Сохраним природу» и попутно звучит гимн экологов «Планету сохраним».
4 Конкурс «Укрась дерево»
И в завершении нашей викторины-коллективная работа для двух команд.
Задание: Необходимо украсить осеннее дерево. Украсим мы его путем примакивания смятого кусочка бумаги ,обмакнув его в гуашевую краску желтого, либо оранжевого или зеленого цвета, сделать отпечаток на бумаге, где нарисовано дерево. (участники команд «Ягодка» и «Солнышко» выполняют задание. Заранее необходимо приготовить для двух команд три емкости с краской желтого, оранжевого и зеленого цветов, разрезать на части бумагу, чтобы дети сами сминали ее (массаж пальцев рук) и делали отпечатки с краской на заготовку- дерево).
Работы готовы, можно показать болельщикам. Думаю детям понравятся выполненные картины « Осеннее дерево». В завершении викторины всем детям и участникам и болельщикам вручаются памятные подарки.