Конспект коррекционно-развивающего занятия "Пропавшая улыбка или выше радуги"
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Пропавшая улыбка или выше радуги"
Автор: Медникова Надежда Вацлавасовна
ГБДОУ Детский сад № 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Цель: развитие эмоциональной компетентности детей, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
- Знакомство детей с чувством «обида»;
- Закрепление знаний о базовых эмоциях: грусть, радость, злость, страх, удивление.
Коррекционно-развивающие:
- Формирование способности анализировать, выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемные ситуации;
- Развитие двигательной сферы (мелкой моторики рук, сноровки, соразмерности движений);
- Формирование произвольности психических процессов (внимание, мышление, память, воображение);
- Формирование адекватной самооценки.
Воспитательные:
- Формирование нравственных качеств личности (способности регулировать своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, соблюдение отношений партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки);
- Воспитание общечеловеческих ценностей (любови и заботы о близких, дружбы, честности, ответственности);
- Формирование коммуникативных способностей (умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое разитие.
Технологии:
- личностно-ориентированные технологии (детская инициатива, самореализация);
- технологии сотрудничества («взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок»);
- игровые технологии (персонажи, «волшебные предметы»);
- проблемно-поисковые технологии (ребусы, зеркальное чтение);
- здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, игры на развитие мелкой моторики; динамическая пауза);
- арт-педагогические технологии (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия).
Подготовка к занятию.
Предварительная работа:
- Знакомство с базовыми эмоциями: радость, грусть, страх, злость, удивление.
- Мимическая гимнастика с использованием индивидуальных настольных зеркал.
- Слушание сказки «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» Лилиан Муур.
- Слушание музыки «Улыбка» сл. Пляцковского М., муз. Шаинского В.
- Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками на тему чувств, эмоций, взаимоотношений; изготовление творческой работы, по выбранной пословице, совместно с родителями, презентация работы в группе сверстников.
- Игры с катушками и клубками (большими и малыми).
Материалы и оборудование:
- Оборудование: аудиосистема (колонка), настольная ширма, макет радуги, магнитная доска с магнитами;
- Демонстрационный материал:
- игрушки коты – 2 шт.;
- «чудесный мешочек»;
- «волшебная шкатулка»;
- фотографии персонажей (котов);
- конверты с «подсказками»;
- картинки-слова (ОБИДА, ССОРА, БАТОН);
- коробка для катушек;
- сумочка для кота;
- клубок.
Раздаточный материал:
- папка с зеркалом и зашифрованным словом/ребусом (на каждого ребёнка);
- пиктограммы эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, спокойствие);
- катушки с неаккуратно намотанной пряжей (по количеству детей и для педагога);
- картинка-раскраска «Радуга-улыбка» (формат листа А5);
- набор цветных карандашей (7-12 цветов);
- катушки малые (по количеству детей).
Ход занятия
До начала занятия:
- Кот Батон (с сумкой, в которой клубок и катушечки) сидит за настольной ширмой, рядом с ним макет радуги и музыкальная колонка.
- «Волшебная шкатулка» на столике напротив детских столов;
- На столах папки, внутри которых настольные зеркала и зашифрованные слова (папка на каждого ребёнка);
- Фотографии персонажей в конверте;
- У педагога за спиной «Чудесный мешочек», в котором Кот Тиша, коробка с катушками, цветные карандаши.
Ход занятия:
Деятельность педагога / Виды заданий |
Деятельность детей |
I. Организационная часть |
|
Приветствие - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Предлагаю поиграть в игру «Приветствие по кругу»: каждый из вас, по очереди, вспомнит «волшебное слово», которым люди приветствуют друг друга и назовёт своё имя. Ритуал начала занятия – «Гроздь винограда». - Давайте представим, что мы с вами «гроздь винограда», я – веточка, а вы – ягодки. Ягодки аккуратно и мягко обнимают друг друга, прислонившись к веточке. - Замечательно! Теперь, давайте присядем на ковер. Введение в сюжет - Я хочу вас познакомить с моими друзьями. Педагог демонстрирует фотографию кота Тиши и кота Батона и раздаёт по одной фотографии на пару детей. - Посмотрите на фотографию, кто это? Это – кот Тиша и кот Батон. Они очень похожи друг с другом, но есть у них и отличия. Чем отличаются коты? - Молодцы! Вы назвали внешние отличия. Как вы думаете, почему котов так зовут? Какой характер у Тиши? У Батона? - Спасибо за ваше мнение! Итак: - Тиша застенчивый, тихий и очень скромный кот. Он любит, чтобы всё было на своих местах, боится шума и незнакомцев. - Батоша – шустрый, активный, любознательный. Очень любит подвижные игры, веселье и часто наводит беспорядок во время игр. - Оба кота ласковые и добрые, Тиша тихо урчит, а Батоша громко тарахтит, когда им хорошо. - А ещё, это не простые коты, а сказочные и они умеют разговаривать, но слышат их только те люди, которые верят в чудеса… А вы верите в чудеса? - Ой, ребята! Что-то в «Чудесном мешочке» странное происходит, как будто всхлипывает кто-то… Педагог достает из рюкзака кота Тишу, на мордочке которого пропала улыбка (маска). - Вы узнали кто это? - Странный он сегодня какой-то! Не пойму, что не так? - Давайте поздороваемся с Тишей! Можно погладить его по голове или по животику, или пожать лапку. Педагог держит кота и предлагает каждому ребенку погладить его. - Тиша, что случилось, почему пропала улыбка? Педагог прикладывает Кота к уху. - Ребята, он совсем не может говорить, только тихо вздыхает. Какое настроение у нашего друга? - Как вы думаете, что надо сделать, если мы видим, что рядом с нами кому-то грустно? - Давайте скажем добрые слова и поддержим Тишу. - Спасибо, ребята за поддержку. Предлагаю помочь Тише и вернуть ему пропавшую улыбку, согласны? - Давайте обратимся за помощью к «волшебной шкатулке». Педагог, вместе с детьми, встаёт и подходит к «волшебной шкатулке». Кота Тишу сажает рядом со шкатулкой. - Вспомните, какие «волшебные слова» мы используем, когда обращаемся за помощью? |
- Здравствуйте! Предполагаемые ответы детей: - Доброе утро, меня зовут… - Привет, меня зовут… - Здравствуйте, меня зовут… Педагог – веточка, воспитанники – ягодки. Обнимаем друг друга так, чтобы не давить «ягодки». Дети садятся на подушечки или на стулья полукругом. Дети рассматривают фотографии. Предполагаемые ответы детей: - Коты, котята, кошечки… - Батон больше, хвост длинный и прямой, полоска на животе другая, у него оранжевый шарф. Тиша чуть меньше и хвост загнутый и т.д. - Тиша – тихий, спокойный и т.п. - Батон - шустрый, беспокойный. - Да!!! - Да!!! Кот Тиша!!! - У Тиши улыбка пропала! - Давайте! Дети гладят и приветствуют кота. Предполагаемые ответы детей: - Грустное, печальное и др. - Помочь, развеселить, пожалеть, обнять и пр. - Не переживай Тиша, не грусти, всё будет хорошо и пр. - Да!!! - Давайте! Дети вместе с педагогом подходят к столу, на котором стоит шкатулка и встают полукругом. - Помоги пожалуйста, будь добра, мы просим и т.п. |
II. Основная часть |
|
Педагог открывает шкатулку, достаёт конверт с подсказкой. - Смотрите, здесь какой-то конверт! Что это на нём изображено? - Посмотрю, что внутри – подсказка! Читает стихотворение: Друга за руку возьми И за парту с ним пройди. В папке ты найдешь ответ Вспомнив зеркала/ребуса секрет. - Давайте аккуратно откроем папки и посмотрим, что в них? - Наверно, это зашифрованное слово, надо его расшифровать. В подсказке сказано про секрет зеркала. Вы знаете какой у зеркала секрет? - Поставьте аккуратно зеркала перед собой, поверните листок буквами к зеркалу и попробуйте прочитать слово, которое отражается в зеркале. Зеркальное чтение Педагог достает из конверта карточки со словами БАТОН, ССОРА, ОБИДА и прикрепляет их в произвольном порядке на магнитной доске. - Молодцы! Все справились с загадкой! Давайте поблагодарим зеркала за помощь и аккуратно сложим их в коробку. Педагог подходит к детям, собирает зеркала и зашифрованные слова. Последовательность: «Что сначала? Что потом?» - Вы догадались, что случилось с Тишей? - Как вы думаете, что было сначала? - Правильно! Педагог крепит к доске картинку со словом «БАТОН». - Что было дальше? Кто готов выложить события по порядку? Игра «Когда я это чувствую?» - Молодцы! Послушайте, в шкатулке какой-то шорох… Педагог открывает коробку достаёт конверт с пиктограммой (внутри пиктограммы эмоций). - Ребята, шкатулка нам предлагает ещё задание! - Как вы думаете, про что задание? (указывает на смайл) - Правильно! Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Покажи эмоцию». Я расскажу вам правила: в конверте шесть карточек с разными эмоциями, каждый возьмёт по одной карточке. Нужно показать ту эмоцию, которая попалась вам на карточке мимикой так, чтобы другие ребята догадались. Готовы? Педагог, поддерживает детей во время демонстрации эмоций. - Здорово! Как вы думаете, когда наши друзья коты могли чувствовать эти эмоции? - Давайте прикрепим пиктограммы к расшифрованным словам! Загадка - Интересно, из-за чего же поссорились Тиша и Батон!? - Возможно, давайте обратимся за помощью к «Волшебной шкатулке»? Педагог достаёт конверт из шкатулки. Читает загадку: Салки, прыгалки, скакалки, Мячики и догонялки, Но любимые игрушки Наших котиков … Достаёт фотографию котов с катушками. -Точно! Посмотрю в «Чудесном мешочке». Педагог достает коробочку с неаккуратно намотанными катушками. - Любимые катушки наших котиков! Но что-то с ними не так!? - Кто же из котов мог так намотать нитки? - Как вы думаете, Батон специально это сделал, чтобы огорчить и обидеть Тишу? - Как же исправить ситуацию? Наматывание ниток на катушки (мелкая моторика) Педагог выполняет задание вместе с детьми. Пословицы - Пока мы делаем с вами доброе дело, давайте вспомним народную мудрость, пословицы, которые могут рассказать об этой ситуации! Я буду начинать, а вы заканчивать. - Поспешишь… - Будет терпение… - Сделал дело… - Умнички! Очень красивые катушки получились! Давайте поставим их рядом со шкатулкой! - Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. - Ребята!!! Посмотрите на катушки, на их цвет, что они вам напоминают? - Правда! А порядок цветов правильный? - Кто может поставить катушки в нужном порядке? - Посмотри, пожалуйста (педагог обращается к ребенку, выставлявшему катушки), в шкатулке снова что-то происходит… - Спасибо (имя ребёнка)! Достаёт конверт с заданием-подсказкой (на конверте рисунок улыбки) Слушание стихотворения Речка у радуги как-то спросила: «Скажи, дорогая, что это за сила Цвета воедино как клеем слепила?» Улыбнулась радуга реченьке в ответ: «Милая сестрица, в ДРУЖБЕ весь секрет! Дружат краски в радуге, излучая свет… А когда мы рядышком, вместе веселей, Радостной улыбкой из семи друзей Становлюсь я, реченька, в чистоте твоей.» - Ребята, о чём это стихотворение? - Здесь, ещё что-то есть! Ой-ой! Что же это? - Только каждой радуге чего-то не хватает! - Давайте исправим ошибку, чтобы все друзья были на месте!? Раскрашивание «Радуга-улыбка» Во время раскрашивания педагог освобождает магнитную доску от картинок. - Замечательно! Чудесные, радостные радуги у вас получились! Теперь все цвета-друзья на месте! Переверните свой рисунок, на что похожа радуга? - И правда! Давайте прикрепим рисунки на доску, пусть у нас будет много радости! |
Предполагаемы ответы детей: - Зеркало и др. Дети берут друг друга за руку, проходят и садятся за столы. Аккуратно открывают папки (папка на каждого ребенка), в которых лежит зеркало и листок с зашифрованным словом (БАТОН, ССОРА, ОБИДА написанные в зеркальном изображении). Предполагаемые ответы детей: - Зеркала!!! Бумажки с непонятными буквами и т.п. - В зеркале всё наоборот! Дети читают: обида, ссора, Батон. - Спасибо! Благодарю! Дети аккуратно складывают зеркала и зашифрованные слова в коробку. Предполагаемые ответы детей: - Тиша поссорился с Батоном, Тиша обиделся и др. - Тиша играл с Батоном. - Коты поссорились, Тиша обиделся. Дети выкладывают слова на доске. БАТОН, ССОРА, ОБИДА Предполагаемые ответы детей: - Про эмоции, про чувства, настроения и т.п. Дети выходят из-за столов, берут пиктограммы эмоций (злость, радость, грусть, удивление, страх, спокойствие). - Да! Каждый ребёнок демонстрирует эмоцию, остальные дети угадывают. Предполагаемые ответы детей: - Когда играли – радость, удовольствие, когда ссорились – злость и т.д. Дети магнитами крепят карточки к доске с изображениями последовательности событий. Предполагаемые ответы детей: - Из-за игрушек и пр. - Давайте! Дети говорят «волшебные» слова. - Катушки! Предполагаемые ответы детей: - Нитки спутаны, неаккуратно намотаны! - Кот Батон! - Нет! Батон, наверное, поспешил! - Намотать нитки аккуратно! Дети разматывают нитки с катушек и наматывают их аккуратно, не спеша. - Да, давайте! - Людей насмешишь! - Будет и умение! - Гуляй смело! Дети выставляют катушки рядом со шкатулкой и Тишей. Садятся на места. Возможные ответы детей: - Радугу! Цвета радуги! - Нет! Перепутаны и т.д. Ребёнок расставляет катушки. Ребёнок открывает шкатулку и достаёт конверт-подсказку. Отдаёт педагогу. Дети слушают стихотворение. Предполагаемые ответы детей: - О дружбе, об улыбке и др. - Маленькие радуги! - Цветов не хватает! - Давайте! Дети определяют и раскрашивают недостающие цвета. - На улыбку! - Давайте! Дети прикрепляют рисунки на магнитную доску. |
Когда все работы прикреплены к доске, звучит песня «Улыбка» и педагог с детьми идут на звуки музыки. Видят макет радуги, кота Батона с сумочкой. В это время с кота Тиши спадает маска, и дети видят его улыбку. Коты обнимаются. Дети хлопают в ладоши. |
|
III. Заключительная часть. |
|
Рефлексия. Ну вот, мы с вами помогли нашим друзьям встретиться! Как вы думаете, почему «пропавшая» улыбка смогла снова появиться? А как вы думаете, что случилось с обидой? Что вам запомнилось больше всего из нашего приключения? Какие эмоции вы бы хотели оставить себе? Ой, ребята! Батон и Тиша хотят что-то сказать… Коты «шепчут» на ухо педагогу. Наши друзья, просили сказать, что они оба очень благодарны вам за помощь! И, конечно, в благодарность вам за помощь Батон попросил для вас у радуги вот эти маленькие радужные катушечки! |
Предполагаемые ответы детей: - Тиша помирился с Батоном и пр. - Она исчезла, сбежала, растаяла и т. п - Коты, катушки и др. - Радость, счастье и т.п. Дети получают каждый по катушечке. - Спасибо! Благодарю! |
Ритуал прощания - все в кругу берутся за руки, поднимают их вверх, хором произносят «Какие мы все молодцы!», одновременно опускают руки и хлопают в ладоши. |
Список литературы:
1. Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – (Сказки-подсказки).
2. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А. Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Крюкова С.В., Донскова Н.И. Удивляюсь, злюсь, боюсь… Программы групповой психологической работы с дошкольниками. – М.: Генезис, 2014.
4. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы: 2-е изд., испр. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – (Психологическая служба).
5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 8-е изд., испр. – М.: Генезис, 2022.
6. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова; под ред. Н.Ю. Куражевой. – Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2022.
7. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – (Вместе с детьми).
8. Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – (Сказки-подсказки).
9. Шорыгина Т.А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – (Сказки-подсказки).