Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Пропавшая улыбка или выше радуги"

Дата публикации: 2024-04-02 13:06:50
Статью разместил(а):
Медникова Надежда Вацлавасовна

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Пропавшая улыбка или выше радуги"

Автор: Медникова Надежда Вацлавасовна

ГБДОУ Детский сад № 33 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

Цель: развитие эмоциональной компетентности детей, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обучение положительному самоотношению и принятию других людей;

- Знакомство детей с чувством «обида»;

- Закрепление знаний о базовых эмоциях: грусть, радость, злость, страх, удивление.

Коррекционно-развивающие:

- Формирование способности анализировать, выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемные ситуации;

- Развитие двигательной сферы (мелкой моторики рук, сноровки, соразмерности движений);

- Формирование произвольности психических процессов (внимание, мышление, память, воображение);

- Формирование адекватной самооценки.

Воспитательные:

- Формирование нравственных качеств личности (способности регулировать своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, соблюдение отношений партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки);

- Воспитание общечеловеческих ценностей (любови и заботы о близких, дружбы, честности, ответственности);

- Формирование коммуникативных способностей (умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое разитие.

Технологии:

- личностно-ориентированные технологии (детская инициатива, самореализация);

- технологии сотрудничества («взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок»);

- игровые технологии (персонажи, «волшебные предметы»);

- проблемно-поисковые технологии (ребусы, зеркальное чтение);

- здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, игры на развитие мелкой моторики; динамическая пауза);

- арт-педагогические технологии (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия).

Подготовка к занятию.

Предварительная работа:

- Знакомство с базовыми эмоциями: радость, грусть, страх, злость, удивление.

- Мимическая гимнастика с использованием индивидуальных настольных зеркал.

- Слушание сказки «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» Лилиан Муур.

- Слушание музыки «Улыбка» сл. Пляцковского М., муз. Шаинского В.

- Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками на тему чувств, эмоций, взаимоотношений; изготовление творческой работы, по выбранной пословице, совместно с родителями, презентация работы в группе сверстников.

- Игры с катушками и клубками (большими и малыми).

Материалы и оборудование:

- Оборудование: аудиосистема (колонка), настольная ширма, макет радуги, магнитная доска с магнитами;

- Демонстрационный материал:

- игрушки коты – 2 шт.;

- «чудесный мешочек»;

- «волшебная шкатулка»;

- фотографии персонажей (котов);

- конверты с «подсказками»;

- картинки-слова (ОБИДА, ССОРА, БАТОН);

- коробка для катушек;

- сумочка для кота;

- клубок.

Раздаточный материал:

- папка с зеркалом и зашифрованным словом/ребусом (на каждого ребёнка);

- пиктограммы эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, спокойствие);

- катушки с неаккуратно намотанной пряжей (по количеству детей и для педагога);

- картинка-раскраска «Радуга-улыбка» (формат листа А5);

- набор цветных карандашей (7-12 цветов);

- катушки малые (по количеству детей).

Ход занятия

До начала занятия:

- Кот Батон (с сумкой, в которой клубок и катушечки) сидит за настольной ширмой, рядом с ним макет радуги и музыкальная колонка.

- «Волшебная шкатулка» на столике напротив детских столов;

- На столах папки, внутри которых настольные зеркала и зашифрованные слова (папка на каждого ребёнка);

- Фотографии персонажей в конверте;

- У педагога за спиной «Чудесный мешочек», в котором Кот Тиша, коробка с катушками, цветные карандаши.

Ход занятия:

Деятельность педагога / Виды заданий

Деятельность детей 

I. Организационная часть 

Приветствие  

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Предлагаю поиграть в игру «Приветствие по кругу»: каждый из вас, по очереди, вспомнит «волшебное слово», которым люди приветствуют друг друга и назовёт своё имя.  

Ритуал начала занятия – «Гроздь винограда».

- Давайте представим, что мы с вами «гроздь винограда», я – веточка, а вы – ягодки. Ягодки аккуратно и мягко обнимают друг друга, прислонившись к веточке.

- Замечательно! Теперь, давайте присядем на ковер.

Введение в сюжет

- Я хочу вас познакомить с моими друзьями.

 Педагог демонстрирует фотографию кота Тиши и кота Батона и раздаёт по одной фотографии на пару детей.

- Посмотрите на фотографию, кто это?

Это – кот Тиша и кот Батон. Они очень похожи друг с другом, но есть у них и отличия. Чем отличаются коты?

- Молодцы! Вы назвали внешние отличия. Как вы думаете, почему котов так зовут?

Какой характер у Тиши? У Батона?

- Спасибо за ваше мнение! Итак:

- Тиша застенчивый, тихий и очень скромный кот. Он любит, чтобы всё было на своих местах, боится шума и незнакомцев.

- Батоша – шустрый, активный, любознательный. Очень любит подвижные игры, веселье и часто наводит беспорядок во время игр.

- Оба кота ласковые и добрые, Тиша тихо урчит, а Батоша громко тарахтит, когда им хорошо.

- А ещё, это не простые коты, а сказочные и они умеют разговаривать, но слышат их только те люди, которые верят в чудеса… А вы верите в чудеса?

- Ой, ребята! Что-то в «Чудесном мешочке» странное происходит, как будто всхлипывает кто-то…

Педагог достает из рюкзака кота Тишу, на мордочке которого пропала улыбка (маска).

- Вы узнали кто это?

- Странный он сегодня какой-то! Не пойму, что не так?

- Давайте поздороваемся с Тишей! Можно погладить его по голове или по животику, или пожать лапку.

Педагог держит кота и предлагает каждому ребенку погладить его.

- Тиша, что случилось, почему пропала улыбка? Педагог прикладывает Кота к уху.

- Ребята, он совсем не может говорить, только тихо вздыхает. Какое настроение у нашего друга?

- Как вы думаете, что надо сделать, если мы видим, что рядом с нами кому-то грустно?

- Давайте скажем добрые слова и поддержим Тишу.

- Спасибо, ребята за поддержку. Предлагаю помочь Тише и вернуть ему пропавшую улыбку, согласны?

- Давайте обратимся за помощью к «волшебной шкатулке».

Педагог, вместе с детьми, встаёт и подходит к «волшебной шкатулке». Кота Тишу сажает рядом со шкатулкой.

- Вспомните, какие «волшебные слова» мы используем, когда обращаемся за помощью?

 

- Здравствуйте!

Предполагаемые ответы детей:

- Доброе утро, меня зовут…

- Привет, меня зовут…

- Здравствуйте, меня зовут…

Педагог – веточка, воспитанники – ягодки. Обнимаем друг друга так, чтобы не давить «ягодки».

Дети садятся на подушечки или на стулья полукругом.

Дети рассматривают фотографии.

Предполагаемые ответы детей:

- Коты, котята, кошечки…

- Батон больше, хвост длинный и прямой, полоска на животе другая, у него оранжевый шарф. Тиша чуть меньше и хвост загнутый и т.д.

- Тиша – тихий, спокойный и т.п.

- Батон - шустрый, беспокойный.

- Да!!!

- Да!!! Кот Тиша!!!

- У Тиши улыбка пропала!

- Давайте!

Дети гладят и приветствуют кота.

Предполагаемые ответы детей:

- Грустное, печальное и др.

- Помочь, развеселить, пожалеть, обнять и пр.

- Не переживай Тиша, не грусти, всё будет хорошо и пр.

- Да!!!

- Давайте!

Дети вместе с педагогом подходят к столу, на котором стоит шкатулка и встают полукругом.

- Помоги пожалуйста, будь добра, мы просим и т.п.

II. Основная часть 

Педагог открывает шкатулку, достаёт конверт с подсказкой.

- Смотрите, здесь какой-то конверт! Что это на нём изображено?

- Посмотрю, что внутри – подсказка!

Читает стихотворение:

Друга за руку возьми

И за парту с ним пройди.

В папке ты найдешь ответ

Вспомнив зеркала/ребуса секрет.

- Давайте аккуратно откроем папки и посмотрим, что в них?

- Наверно, это зашифрованное слово, надо его расшифровать. В подсказке сказано про секрет зеркала. Вы знаете какой у зеркала секрет?

- Поставьте аккуратно зеркала перед собой, поверните листок буквами к зеркалу и попробуйте прочитать слово, которое отражается в зеркале.

Зеркальное чтение 

Педагог достает из конверта карточки со словами БАТОН, ССОРА, ОБИДА и прикрепляет их в произвольном порядке на магнитной доске.

- Молодцы! Все справились с загадкой! Давайте поблагодарим зеркала за помощь и аккуратно сложим их в коробку.

Педагог подходит к детям, собирает зеркала и зашифрованные слова.

Последовательность: «Что сначала? Что потом?»

- Вы догадались, что случилось с Тишей?

- Как вы думаете, что было сначала?

- Правильно! Педагог крепит к доске картинку со словом «БАТОН».

- Что было дальше? Кто готов выложить события по порядку?

Игра «Когда я это чувствую?»

- Молодцы! Послушайте, в шкатулке какой-то шорох…

Педагог открывает коробку достаёт конверт с пиктограммой (внутри пиктограммы эмоций).

- Ребята, шкатулка нам предлагает ещё задание!

- Как вы думаете, про что задание? (указывает на смайл)

- Правильно! Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Покажи эмоцию». Я расскажу вам правила: в конверте шесть карточек с разными эмоциями, каждый возьмёт по одной карточке. Нужно показать ту эмоцию, которая попалась вам на карточке мимикой так, чтобы другие ребята догадались. Готовы?

Педагог, поддерживает детей во время демонстрации эмоций.

- Здорово! Как вы думаете, когда наши друзья коты могли чувствовать эти эмоции?

- Давайте прикрепим пиктограммы к расшифрованным словам!

Загадка

- Интересно, из-за чего же поссорились Тиша и Батон!?

- Возможно, давайте обратимся за помощью к «Волшебной шкатулке»? 

Педагог достаёт конверт из шкатулки. Читает загадку: 

Салки, прыгалки, скакалки,

Мячики и догонялки,

Но любимые игрушки

Наших котиков …

Достаёт фотографию котов с катушками.

-Точно! Посмотрю в «Чудесном мешочке».

Педагог достает коробочку с неаккуратно намотанными катушками.

- Любимые катушки наших котиков! Но что-то с ними не так!?

- Кто же из котов мог так намотать нитки?

- Как вы думаете, Батон специально это сделал, чтобы огорчить и обидеть Тишу?

- Как же исправить ситуацию?

Наматывание ниток на катушки (мелкая моторика) 

Педагог выполняет задание вместе с детьми.

Пословицы

- Пока мы делаем с вами доброе дело, давайте вспомним народную мудрость, пословицы, которые могут рассказать об этой ситуации! Я буду начинать, а вы заканчивать.

- Поспешишь…

- Будет терпение…

- Сделал дело…

- Умнички! Очень красивые катушки получились! Давайте поставим их рядом со шкатулкой!

- Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

- Ребята!!! Посмотрите на катушки, на их цвет, что они вам напоминают?

- Правда! А порядок цветов правильный?

- Кто может поставить катушки в нужном порядке?

- Посмотри, пожалуйста (педагог обращается к ребенку, выставлявшему катушки), в шкатулке снова что-то происходит…

- Спасибо (имя ребёнка)!

Достаёт конверт с заданием-подсказкой (на конверте рисунок улыбки)

Слушание стихотворения

Речка у радуги как-то спросила:

«Скажи, дорогая, что это за сила

Цвета воедино как клеем слепила?»

Улыбнулась радуга реченьке в ответ:

«Милая сестрица, в ДРУЖБЕ весь секрет!

Дружат краски в радуге, излучая свет…

А когда мы рядышком, вместе веселей,

Радостной улыбкой из семи друзей

Становлюсь я, реченька, в чистоте твоей.»

- Ребята, о чём это стихотворение?

- Здесь, ещё что-то есть! Ой-ой! Что же это?

- Только каждой радуге чего-то не хватает!

- Давайте исправим ошибку, чтобы все друзья были на месте!?

Раскрашивание «Радуга-улыбка»  

Во время раскрашивания педагог освобождает магнитную доску от картинок.

- Замечательно! Чудесные, радостные радуги у вас получились! Теперь все цвета-друзья на месте! Переверните свой рисунок, на что похожа радуга?

- И правда! Давайте прикрепим рисунки на доску, пусть у нас будет много радости! 

Предполагаемы ответы детей:

- Зеркало и др.

Дети берут друг друга за руку, проходят и садятся за столы.

Аккуратно открывают папки (папка на каждого ребенка), в которых лежит зеркало и листок с зашифрованным словом (БАТОН, ССОРА, ОБИДА написанные в зеркальном изображении).

Предполагаемые ответы детей:

- Зеркала!!! Бумажки с непонятными буквами и т.п.

- В зеркале всё наоборот!

Дети читают: обида, ссора, Батон.

- Спасибо! Благодарю!

Дети аккуратно складывают зеркала и зашифрованные слова в коробку.

Предполагаемые ответы детей:

- Тиша поссорился с Батоном, Тиша обиделся и др.

- Тиша играл с Батоном.

- Коты поссорились, Тиша обиделся.

Дети выкладывают слова на доске.

БАТОН, ССОРА, ОБИДА

Предполагаемые ответы детей:

- Про эмоции, про чувства, настроения и т.п.

Дети выходят из-за столов, берут пиктограммы эмоций (злость, радость, грусть, удивление, страх, спокойствие).

- Да!

Каждый ребёнок демонстрирует эмоцию, остальные дети угадывают.

Предполагаемые ответы детей:

- Когда играли – радость, удовольствие, когда ссорились – злость и т.д.

Дети магнитами крепят карточки к доске с изображениями последовательности событий.

Предполагаемые ответы детей:

- Из-за игрушек и пр.

- Давайте!

Дети говорят «волшебные» слова.

- Катушки!

Предполагаемые ответы детей:

- Нитки спутаны, неаккуратно намотаны!

- Кот Батон!

- Нет! Батон, наверное, поспешил!

- Намотать нитки аккуратно!

Дети разматывают нитки с катушек и наматывают их аккуратно, не спеша.

- Да, давайте!

- Людей насмешишь!

- Будет и умение!

- Гуляй смело!

Дети выставляют катушки рядом со шкатулкой и Тишей.

Садятся на места.

Возможные ответы детей:

- Радугу! Цвета радуги!

- Нет! Перепутаны и т.д.

Ребёнок расставляет катушки.

Ребёнок открывает шкатулку и достаёт конверт-подсказку. Отдаёт педагогу.

Дети слушают стихотворение.

Предполагаемые ответы детей:

- О дружбе, об улыбке и др.

- Маленькие радуги!

- Цветов не хватает!

- Давайте!

Дети определяют и раскрашивают недостающие цвета.

- На улыбку!

- Давайте!

Дети прикрепляют рисунки на магнитную доску.

Когда все работы прикреплены к доске, звучит песня «Улыбка» и педагог с детьми идут на звуки музыки. Видят макет радуги, кота Батона с сумочкой. В это время с кота Тиши спадает маска, и дети видят его улыбку. Коты обнимаются. Дети хлопают в ладоши.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

Ну вот, мы с вами помогли нашим друзьям встретиться! Как вы думаете, почему «пропавшая» улыбка смогла снова появиться?

А как вы думаете, что случилось с обидой?

Что вам запомнилось больше всего из нашего приключения?

Какие эмоции вы бы хотели оставить себе?

Ой, ребята! Батон и Тиша хотят что-то сказать…

Коты «шепчут» на ухо педагогу.

Наши друзья, просили сказать, что они оба очень благодарны вам за помощь!  

И, конечно, в благодарность вам за помощь Батон попросил для вас у радуги вот эти маленькие радужные катушечки!

 

Предполагаемые ответы детей:

- Тиша помирился с Батоном и пр.

- Она исчезла, сбежала, растаяла и т. п

- Коты, катушки и др.

- Радость, счастье и т.п.

Дети получают каждый по катушечке.

- Спасибо! Благодарю!

Ритуал прощания - все в кругу берутся за руки, поднимают их вверх, хором произносят «Какие мы все молодцы!», одновременно опускают руки и хлопают в ладоши.

 

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – (Сказки-подсказки).

2. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И.А. Пазухина – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Крюкова С.В., Донскова Н.И. Удивляюсь, злюсь, боюсь… Программы групповой психологической работы с дошкольниками. – М.: Генезис, 2014.

4. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы: 2-е изд., испр. и доп. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – (Психологическая служба).

5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 8-е изд., испр. – М.: Генезис, 2022.

6. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова; под ред. Н.Ю. Куражевой. – Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2022.

7. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – (Вместе с детьми).

8. Шорыгина Т.А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – (Сказки-подсказки).

9. Шорыгина Т.А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – (Сказки-подсказки).

 

.  .  .