Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Совместная КМД с детьми старшего дошкольного возраста в формате игровых практик

Дата публикации: 2024-03-25 09:02:58
Статью разместил(а):
Щемелинина Галина Викторовна

Совместная конструктивно-модельная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в формате игровых практик с использованием продуктов конструктивно-модельной деятельности и самостоятельно созданных технических объектов

Авторы: Коскина Юлия Анатольевна,

Таратухина Мария Сергеевна, канд. пед. наук, 

Щемелинина Галина Викторовна

ГБДОУ Детский сад № 4 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о совместной конструктивно-модельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, об игровых практиках. 

 

Осознание роли игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста требует насыщения ею всего педагогического процесса детского сада. Она является важнейшим способом организации непрерывной образовательной деятельности детей. Получаемые ребенком представления влияют на формирование игровых интересов, находят отражение в различных играх детей, способствуют повышению познавательной активности у детей, стимулируют проявление творчества. Наряду с этим, в практике работы многих дошкольных образовательных организаций наблюдаются другие тенденции.

А.А. Фенькина на основе анализа имеющихся исследований в области организации игровых культурных практик и существующей практики работы детских садов приводит выдержку из статьи Е. Смирновой «Как вернуть детям игру», обращая внимание на реалии жизни в детском саду: «перегруженность программ организованными занятиями, неумение и нежелание воспитателей учиться играть, непонимание важности игровой деятельности родителями и, как следствие, не востребованность этой деятельности, недостаточно разработанный механизм «измерения» игры, неконтролируемость данного вида деятельности управляющими органами». При этом, автор делает вывод, что все эти проблемы возникают от того, что занятие провести куда легче, чем игру (если видеть в последнем понятии глубокий смысл).

А.А. Фенькина отмечает, что «часто ребенок дошкольного возраста ограничен рамками реалий повседневности, к которым относятся режим дня, правила поведения, настроения взрослых, ограниченная свобода, беспомощность». Опираясь на результаты разных авторов, она справедливо отмечает проблемы, связанные с неполноценным качеством организации игровой деятельности детей в дошкольных образовательных организациях.

Именно поэтому, актуальным является изучение лучших практик, имеющегося опыта в детских садах, где игровые практики занимают особое место в профессиональной деятельности воспитателя и в жизни дошкольника. Важно искать ответ на вопрос: есть ли оптимальные инструменты организации игровых практик в детском саду. Игровые практики, используемые в ходе апробации парциальной модульной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» являются действенным развивающим стимулом для детей старшего дошкольного возраста. Они выполняют свои разноплановые функции, которые нельзя недооценивать. К ним можно отнести: создание естественных условий для расширения представлений об окружающей действительности и предметах окружения, о труде взрослых и роли разных профессий в жизни людей, создание продуктов технического конструирования и их дальнейшее использование для разворачивания игры, возможность детям находить собственные решения на предложенную проблемную или игровую ситуацию, поддержка инициативы и стимулирование обсуждения разных решений задачи, создание разноплановых технических объектов, помогающих им опытным путем пробовать и избегать ошибок, обогащение опыта и игровых сюжетов, развитие коммуникативных навыков у детей, умений договариваться и продуктивно взаимодействовать, работая на общее дело и проявляя себя, давая оценку собственным действиям т.д.

За время апробации парциальной модульной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» неоднократно происходили профессиональные поиски оптимальной реализации технологии организации конструктивно-модельной деятельности. Уже на этапе встраивания парциальной модульной программы и при планировании предстоящей деятельности, было очевидно, что решение задач познавательного характера будет тесно связано с организацией игровой деятельности. Игровая ситуация будет основой для начала конструктивно-модельной деятельности, получения определенного, заранее задуманного продукта технического творчества и станет отравной точкой в разворачивании самостоятельной игровой деятельности детей.

Практика работы подтвердила, что детское техническое конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Особенностью и того, и другого является наличие игрового замысла, позаимствованного из реальной жизни, включение детей в воображаемую ситуацию, коллективный и творческий характер деятельности и многое другое. Дети осознано принимают условность происходящего, но при этом полностью включены в процесс создания различных технических объектов как самостоятельно, так и совместно друг с другом, начиная играть уже в процессе создания той или модели, перестраивая, достраивая, наделяя её различными функциями, чтобы потом была возможность использовать это для реализации сюжетных линий игровой деятельности.

В свою очередь, роль педагога – создавать условия и новые возможности для поддержки познавательного интереса, развития инициативы, активности и самостоятельности детей, обогащения сюжетных линий и разворачивания игровой деятельности. Реализация парциальной модульной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» создает для этого все необходимое предпосылки. Следует отметить, что проводимая предварительная работа, специально организованная совместная конструктивно-модельная деятельность и её последействия, не всегда имеют прямой перенос от созданной игровой ситуации к ее логичному продолжению. В этом большой потенциал осуществляемой деятельности, когда у педагога есть возможность выявить игровые предпочтения и интересы детей и удовлетворить их в предстоящей деятельности.

Своеобразно преломляют дети развитие сюжета через опыт, замысел игры, их отношение к отображаемым в игре предметам и явлениям. Созданные продукты конструктивно-модельной деятельности детей используются ими в сюжетно-ролевых играх, в качестве атрибута, частичного продукта деятельности, или как основной объект разворачивания сюжетно-ролевой игры. Организация конструктивно – модельной деятельности в рамках реализации программы решает не только задачи познавательного характера, но всегда предполагает создание разных продуктов технического конструирования, макетов производств, объектов инфраструктур («Речной вокзал», «Железнодорожный вокзал», «Хлебозавод», «Зоопарк», «Катапульта», «Роботы помощники» и др.). Они чаще всего находят место в сюжетно-ролевых играх, обогащают игровую среду, дают возможность возвращаться к созданным объектам, модернизировать их, достраивать необходимые для игры, использовать уже имеющийся конструктивный опыт.

Так в процессе конструктивно-модельной деятельности по теме «Спецтранспорт» были созданы модели трактора, цементовоза, пожарной и полицейской машины, скорой помощи. Всё это нашло продолжение в сюжетно-ролевых играх «Стройка» и «Больница». Развитием игровой ситуации было то, что накопленный опыт детей позволил им развернуть игру, используя строительные виды транспорта. Дети начали строительство домов, детских садов, поликлиник (котлованы, фундамент); для возведения стен, был сконструирован подъемный кран. На следующий день в микрорайоне, который они создали произошло чрезвычайное происшествие – пожар. Тут же детьми были проложены дороги, по которым спецтранспорт быстро прибыл на место происшествия: пострадавшие были доставлены в больницу, где им была оказана первая медицинская помощь. Для решения актуальных задач игровой деятельности некоторые дети решили создать роботов-помощников (для разгребания завалов и проведения сложных операций).

Нельзя не отметить такой эффект реализации парциальной модульной программы как расширение представлений о профессиях взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети взяли на себя роли различных профессий: строитель, кровельщик, проектировщик, крановщик, водители, врачи и медсестры, пожарные, полицейские и другие. Понимают они уже и о роли роботов в жизни человека, и об облегчении труда взрослых, и о возможностях роботизации в современном мире. Большой интерес у детей подготовительной группы вызвала организация конструктивно-модельной деятельности по созданию «Космодрома». Она была логичным завершением тематической недели. Мобильная башня обслуживания, стартовая площадка, железная дорога, командный пункт, вышки управления и связи, ракеты - всё это явилось основанием для разворачивания разных сюжетов развития игры.

Дети распределяли роли, взяли дополнительные атрибуты (скафандры, специальную еду, космическую карту) и отправились исследовать космическое пространство. Выбирая тематику конструктивно-модельной деятельности, не стоит опасаться, что она не найдет отражения в игровой деятельности детей, потому что представляет из себя однообразные объекты (например, сумка-холодильник).

В сюжетно-ролевой игре «Пикник на природе» дети активно использовали «сумки-холодильники» созданные ранее в процессе конструктивно-модельной деятельности. Она явилась атрибутом для разворачивания этой игры. Дети совершали покупки в магазине, определяли продукты, которые необходимо положить в сумку-холодильник, чтобы они не испортились. Приятно было слышать их высказывания об особенностях сумки-холодильника и сравнительных характеристиках его с устройством холодильника, который тоже был объектом художественного конструирования детей.

Создавая макет завода по производству кабачковой икры, который состоит из отдельных цехов, дети самостоятельно распределили роли и взяли на себя профессиональные функции людей, которые работают на заводе. Часть детей «собирали» кабачки, морковь, загружали их в машины. Привезенные овощи ссыпали в бункеры, затем передавались в моющие щеточные машины. Работники протирочного цеха их измельчали и выпаривали. В накопительном цехе икру дозировано распределяли по банкам, которые тоже подвергались проверке. Водители-экспедиторы загружали продукцию в машины и везли в магазин, где можно было приобрести баночку кабачковой икры.

Созданные в процессе конструктивно-модельной деятельности объекты бесспорно обогащают, обновляют, дополняют сюжетно-ролевую игру, позволяют успешнее решать поставленные задачи, делают ярче игровой образ и разнообразнее игру. Как нельзя лучше помогает организация конструктивно-модельной деятельности и в решении других задач интеграционного характера. Созданный макет «Речного вокзала» (причал, катера, кассы) стал объектом не только новой сюжетно-ролевой игры «Путешествие по рекам и каналам Санкт-Петербурга», но и помог в реализации регионального компонента – вариативной части образовательной программы дошкольного образования. Сюжет этой игры заключался в проведении экскурсий по рекам и каналам. После создания макета, у детей появилось желание продолжить игру, ими были проложены реки, каналы, построены мосты, катера. В процессе игры дети проводили экскурсии по Санкт-Петербургу, делились своими представлениями о нашем городе, о своих прогулках по нему, рассказывали о достопримечательностях и культурном наследии. Они самостоятельно распределяли роли в игре: кто-то был капитаном, кассиром, гидом, пассажиром катера и др.

Важнейшими эффектами решения образовательных и воспитательных задач в ходе апробации парциальной модульной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» являются поддержка познавательного интереса, воспитание у детей положительного отношения к продуктивной и игровой деятельности, естественное, активное включение детей в деятельность и возможность использования продуктов конструктивно-модельной деятельности в различных играх. Практика апробации парциальной модульной программы раскрывает потенциал предложенной разработчиками технологии организации совместной конструктивно – модельной деятельности, который имеет действенное развивающее начало.

Грамотно организованная педагогами совместная деятельность сопряжена с предоставлением новых возможностей развития игровой деятельности с использованием продуктов конструктивной. Она включает в себя и осуществление познавательно-исследовательской деятельности на подготовительном этапе. Возможно и возникновение проектной деятельности как способа организации совместной деятельности с детьми и результата познания в рамках отдельных тем с учетом интересов детей старшего дошкольного возраста и развитие игр-проектов.

Игровые практики позволяют ввести детей в мир познания естественным путем, соответствуют природе ребенка, развивают его «самость», дают возможность эмоционально насыщенно входить в жизнь взрослых на основе воспроизведения объектов инфраструктуры и социальных отношений, несут радостное самоощущение и получение удовольствия как от процесса, так и от результатов индивидуальной и совместной деятельности.

Организация совместной конструктивно-модельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в формате игровых практик создает возможности разворачивания разных игровых сюжетов с использованием самостоятельно созданных технических объектов и продуктов конструктивно-модельной деятельности, что подтверждено практикой работы в данном направлении, результатами диагностики развития детей и оценкой эффективности использования технологии организации конструктивно-модельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы:

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил.

2. Фенькина А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника. – Педагогическое образование в России. – 2014. – № 5. – С. 23-27.

 

.  .  .