Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений как источник конфликтов

Дата публикации: 2024-03-01 07:52:19
Статью разместил(а):
Неустроева Ирина Анатольевна

Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений как источник конфликтов

Авторы: Неустроева И.А. и Бикбаева М.В.

МБДОУ № 41

 

Детские конфликты и их логико-структурный анализ.

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту от двух лет (японские воспитатели, например. Предлагают начинать работу по обучению эффективному поведению в конфликтах именно с этого возраста).

При непосредственном наблюдении за игровой деятельностью детей в группах разного возраста и последующем анализе выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста Полученные данные подтверждают описанную Д.Б.Элькониным динамику: у младших детей конфликты чаще возникают из – за игрушек, у детей среднего возраста- из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Таким образом, причины возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу тог насколько правильно действует тот или иной ребенок в игре.

На примере свое педагогической практики мы можем сказать, что детские конфликты возникают по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины(поведения), трудностей в общении(отношений), ценностей и потребностей (физиологических и психологических).

Протекают конфликты непостоянно, без четких границ, очень изменчивы, импульсивны, могут то усиливаться, то резко затухать.

Факторами, обостряющими протекание конфликта в детском коллективе являются:

· Повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование).

· Проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт.

· Отсутствие попыток на установление и поддержание отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта- детей.

· Эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону.

· Вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликтов:

· Уход на нейтральную сторону.

· Беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их.

· Уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов

· Сохранение и укрепление межличностных отношений.

В анализе детских конфликтов вполне возможно рассматривать способы и формы их разрешения, динамику протекания, содержание конфликта, его фазы и стадии, участников, их мотивацию и субъективную интерпретацию конфликта.

Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы принимаются практически всеми. При анализе конфликтных ситуаций и непосредственно конфликтов с нашими детьми, особенно старшего возраста также все элементы четко прослеживаются.

Начало всему - проблема, конфликтная ситуация, участники конфликта и их позиции, объект, инцидент (повод для выяснения отношений, пусковой механизм), конфликт (начало активного процесса, развитие и разрешение). Эти элементы могут вести себя различно в зависимости от типа конфликта: ресурсный (предметный, связанный с расширением игровой территории) или отношений.

Объектом конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь и др.) или духовно- нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.

Субъекты конфликта – дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, несмотря на свою специфику и многообразие, имеют в общем общие стадии протекания:

· Стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм (в игровом взаимодействии, общении детей).

· Стадию перехода потенциального конфликта в реальный (фрустрация, осознание, что нарушена его территория или ущемлены личные интересы).

· Стадию конфликтных действий и эмоциональных проявлений 9обида, гнев, оскорбления, агрессивные насильственные действия, потасовка и пр.)

· Стадию снятия или разрешения конфликта.

Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально- личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождения во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т.п.

При непосредственном наблюдении за игровой деятельностью детей подготовительной группы мы увидели практически все формы и степени столкновений: были открытые противоборства (спор, ссоры, даже крики), закрытые (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е. спонтанно возникшим, преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Причем в разных формах и степени столкновения может выступать один и тот же ребенок, в зависимости от ситуации и собственного эмоционального настроения.

Такие конфликты оказываются неизбежными, в известной степени закономерными, либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.

Тем не менее конфликты в детском коллективе выполняют самые разные функции, как позитивные, так и негативные.

Позитивные

Негативные

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте

Получение новой информации о конфликтующей стороне (другом ребенка, сверстнике)

Снижение дисциплины, ухудшение эмоционального самочувствия детей и социально – психологического климата в детском коллективе

Стимулирование к изменениям и развитию через воспитательные воздействия

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия идет в ущерб воспитательно-образовательному процессу

Снятие агрессивности, осознание норм поведения

Оказывает дезорганизующее влияние на совместную деятельность

Выработка наиболее осознанного и целесообразного решения проблемы

Уменьшает степень сотрудничества в различных видах детской продуктивной деятельности

Разрешение конфликтной ситуации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия

 

 

Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском коллективе.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой, - желания и права других детей.

Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т.д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны.

Отношения зависимости от других детей возникают в дошкольном возрасте в игровом взаимодействии и классифицируются:

· Как игровые, которые определяют взаимоотношения детей по сюжету и роли.

· Реальные, отражающие взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, договаривающихся о сюжете игры, распределении ролей, обсуждающих вопросы по поводу игры. Такие взаимоотношения характеризуются переходом реальных отношений в игровые и наоборот.

Реальные отношения могут осложняться игровыми, если инициатор игры берет подчиненную роль, но реально руководит игрой. Если дети не умеют договариваться между собой - игра распадается. В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети, как правило, это - ловкие, умелые, смышленые, опрятные. К непопулярным причисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. В общении с непопулярными детьми может возникать конфликтная напряженность, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные и неумелые.

Для 5-6-летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, даже восхищение. Они очень придирчиво относятся к роли (так бывает или так не бывает), стараются соответствовать ожиданиям играющих (понимая вину, говорят: я больше не буду), отрабатывают нужные для игры действия. Дети испытывают потребность получить интересную роль в игре и проявить себя при этом, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи.

Так, в ситуации успеха их переполняет чувство радости, но они могут и злорадствовать при неудаче другого. В ситуации неудачи часто огорчаются, чувствуют зависть и досаду.

Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Однако воспитатель не должен целиком брать на себя решение детских конфликтов в игре- это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.

Самостоятельно разрешая конфликтные ситуации при распределении ролей, дети учатся находить культуросообразные, социально одобряемые пути взаимоуступок при очередности в исполнении наиболее привлекательных ролей. Кроме того, они приобретают опыт доброжелательности при распределении на команды, группы, осваивают компромиссную стратегию, позволяющую им не переходить границы между игровым азартом и агрессией, мстительностью при реагировании на командный проигрыш или выигрыш и т.д.

Таким образом, педагог должен знать, уметь распознавать причины возникновения конфликтных ситуаций в детском коллективе, а также владеть знаниями и практикой в области основных подходов в разрешении конфликтов в детском коллективе.

 

.  .  .