Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы "Гуси-лебеди"

Дата публикации: 2024-02-29 22:03:58
Статью разместил(а):
Петрушина Ольга Александровна

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы "Гуси-лебеди

Автор: Петрушина Ольга Александровна

ГБДОУ Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга 

 

Участники: дошкольники 5-6 лет.

Количество детей: подгруппа 8-10 человек.

Цель: осознание каждым ребёнком необходимости сохранения природы, воспитание экологической культуры учащихся и бережное отношение к природе.

Задачи:

1. Образовательные:

- Познакомить с проблемами загрязнения окружающей среды.

- Показать влияние окружающей среды на жизнь птиц.

- Формировать личностное отношение дошкольников к природе.

2. Развивающие:

- Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования

- Развивать внимание, память

- Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы

- Развивать умение внимательно слушать взрослых и своих товарищей 

3. Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, природе

- Способствовать формированию активного природоохранного сознания учащихся

- Воспитывать интерес к объектам неживой и живой природы

- Воспитывать ответственное отношение к делу охраны природы; хозяйственный подход к использованию природных богатств.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках за живой и неживой природой; беседы, загадывание загадок; создание картотек и дидактических игр по экологическому воспитанию; знакомство с правилами поведения на природе, со свойствами воды, камня; чтение русской народной сказки «Гуси - лебеди», разучивание физминутки «Обитатели леса». 

Материалы к занятию: Презентация к занятию, аудиозапись голосов яблони, речки, гусей. Игра «Расскажи сказку по картинкам», ширмы, макет избушки, гуси-лебеди, запутанные в нитках и пакетах, крупа, вода, миски, яблони, речка (из ткани), мусор (бумага, бутылки), ленты, пластилин, камни. 

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Проходите, присаживайтесь на эти мягкие подушки. Давайте поделимся друг с другом теплом и добротой, подарим друг другу наши улыбки.

Да.

Мотивация

Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки, а вы должны узнать её? (Чтение отрывка из русской народной сказки «Гуси - Лебеди») Узнали? 

Давайте вспомним, какие действия происходили в этой сказке!

Молодцы ребята! Правильно!

  А вы бы хотели оказаться в сказке и помочь Машеньке?  

Ответы детей 

Игра «Расскажи сказку по картинкам» 

Дети расставляют карточки в хронологическом порядке, затем рассказывают.

Да

Проблематизация.

Ребята, смотрите, к нам на почту пришло письмо, на нём красный восклицательный знак, наверно оно очень важное!  Давайте откроем и прочитаем!

«Дорогие ребята, помогите спасти Гусей-лебеди, они стали друзьями нашими верными. Баба-Яга узнала об этом и теперь держит их в заточении, голодом морит, а вот-вот первые холода придут, а они, птицы наши верные, не смогут в теплые края улететь, умрут от холода и голода!  

Как вы думаете, кто нам его прислал?

Воспитатель: Что же делать ребята? Поможем Маше спасти Гусей-лебедей? 

Предположения детей.

Ответы детей.

Да.

Целеполагание

Ребята, что нам нужно сделать?

Куда нам с вами надо отправиться?

А как же нам добраться до избушки Бабы-Яги?

Точно, они помогут нам найти дорогу и спасти Гусей-лебедей, что бы они смогли улететь в тёплые края.  

Нужно спасти Гусей-лебедей.

В сказочный лес к Бабе-Яге.

Найти печку, яблоньку и речку, они помогут нам.

Планирование будущей деятельности.

Ребята, давайте дружно еще раз проговорим по порядку, что мы будем делать?

Отправиться в сказочный лес

Найти печку

Найти яблоньку

Найти речку

Добраться до избушки Бабы-Яги

Спасти Гусей-лебедей.  

Реализация плана

Физминутка

Вы готовы отправиться в путешествие в сказочный лес?

(Звучит музыка, на экране появляется слайд №1 с изображением леса, дети отправляются в путь)

«ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА» 

Добрый лес, старый лес. 

Полон сказочных чудес! 

Мы идём гулять сейчас 

И зовём с собою вас! 

(Широко разводим руки в стороны. 

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба.) 

Ждут вас на лесной опушке 

Птички, бабочки, зверюшки, 

Паучок на паутинке, 

И кузнечик на травинке! 

(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками. 

Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз. 

Пальцами левой, руки от плеча правой руки, перебирающие движения вниз).

(попадают в сказочный лес, видят печку (слайд №2)) 

Печка-голубушка, подскажи пожалуйста, как нам избушку Бабы-Яги отыскать?  Баба-Яга Гусей-лебедей в заточении держит, голодом морит, если мы их не спасём, не смогут они в теплые края улететь, умрут от холода и голода!

Звучит голос печки:

Я вам, дети, помогу

И дорогу укажу.

Но и вы мне помогите – пироги-ка испеките!

Тесто я уж замесила и поленья положила,

Помогите мне быстрей, разожгите поскорей!

Ребята напечем пирожков в печке? Поможем разжечь огонь?

Как мы можем добыть огонь?

Я вам предлагаю добыть огонь с помощью камней!

 Как вы думаете, что нам нужно делать, чтобы высечь искры - огонь?

Правильно, но прежде чем высечь огонь при ударе камня о камень, давайте вспомним правила поведения с огнем на природе! (слайд №3 «Правила поведения с огнем на природе»)

Молодцы! Давайте попробуем высечь огонь при ударе камня о камень. Только стучать надо аккуратно, чтобы не пораниться.

Потрогайте камни, они стали тёплыми. Видите, оказывается не так-то легко высекать искры камешками, нужно долго тренироваться.

(в печке вместо поленьев, появляется огонь

Голос печки:

Попало наше тесто

В горячее место,

Попало – не пропало

Румяной булкой стало!

Посмотрите, у нас получилось, и печка испекла нам пирожки! (в печке вместо огня, появляются пирожки.

Голос печки:

Спасибо за подмогу,

Укажу я вам дорогу!

Прямо вы быстрей идите,

Яблоньку вы отыщите!

Спасибо, печка!

«ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА» 

Добрый лес, старый лес. 

Полон сказочных чудес! 

Мы идём гулять сейчас 

И зовём с собою вас! 

(Широко разводим руки в стороны. 

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба.) 

Ждут вас на лесной опушке 

Птички, бабочки, зверюшки, 

Паучок на паутинке, 

И кузнечик на травинке! 

(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками. 

Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз. 

Пальцами левой, руки от плеча правой руки, перебирающие движения вниз).
(открывается ширма №1, видят яблоньку) 

Яблонька- голубушка, подскажи пожалуйста, как нам избушку Бабы-Яги отыскать?  Баба-Яга Гусей-лебедей в заточении держит, голодом морит, если мы их не спасём, не смогут они в теплые края улететь, умрут  от холода и голода!

Звучит голос яблоньки:

Я вам, дети, помогу

И дорогу укажу.

Но и вы мне помогите –

Веточки мне подвяжите!

Бабка-Ёжка сук срубила,

Рану мне не залечила!

Помогите мне быстрей, Полечите поскорей!

Ребята вылечим яблоньку? Подвяжем ей веточки?

Как нужно ухаживать за деревьями? («Как нужно ухаживать за деревьями») 

Как мы можем помочь яблоньке?

Правильно! Давайте подвяжем веточки ленточками, а сук замажем специальной замазкой – садовым варом, состоящий из смолы и пчелиного воска.

Голос яблоньки:

Вот спасибо, дорогие!

Буду вам подружкой милой,

Яблочками угощу

И в дорогу отпущу!

Прямо вы быстрей идите,

Реченьку вы отыщите!

Спасибо, яблонька!

«ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА» 

Добрый лес, старый лес. 

Полон сказочных чудес! 

Мы идём гулять сейчас 

И зовём с собою вас! 

(Широко разводим руки в стороны. 

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба.) 

Ждут вас на лесной опушке 

Птички, бабочки, зверюшки, 

Паучок на паутинке, 

И кузнечик на травинке! 

(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками. 

Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз. 

Пальцами левой, руки от плеча правой руки, перебирающие движения вниз).
(открывается ширма № 2, видят речку) 

-Реченька- голубушка, подскажи пожалуйста, как нам избушку Бабы-Яги отыскать?  Баба-Яга Гусей-лебедей в заточении держит, голодом морит, если мы их не спасём, не смогут они в теплые края улететь, умрут от холода и голода!

Звучит голос речки:

Я вам, дети, помогу

И дорогу укажу.

Но и вы мне помогите –

Всю бумагу уберите!

И бутылки поскорей!

Что б журчалось веселей!

Ребята очистим речку от мусора?

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения на водоёмах! Как нужно вести себя на речке? (слайд №7 «Правила поведения на водоёмах»)

Как мы можем помочь речке?

А мусор мы будем складывать в одну корзину?

Правильно! Теперь давайте очистим речку от мусора.

Голос речки:

Вот спасибо, вам друзья!

Стала чище, прежней, я!

Вас умою поскорей

И в дорогу побыстрей!

Прямо вы быстрей идите,

И избушку отыщите!

Спасибо, речка!

«ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА» 

Добрый лес, старый лес. 

Полон сказочных чудес! 

Мы идём гулять сейчас 

И зовём с собою вас! 

(Широко разводим руки в стороны. 

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба.) 

Ждут вас на лесной опушке 

Птички, бабочки, зверюшки, 

Паучок на паутинке, 

И кузнечик на травинке! 

(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками. 

Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз. 

Пальцами левой, руки от плеча правой руки, перебирающие движения вниз).

(открывается ширма №3, видят избушку, а рядом Гуси-лебеди запутались в мусоре, миски пустые)

Вот мы с вами ребята и отыскали наших прекрасных птиц!

Звучит голос гусей:

Скорей на помощь дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от вас!

Покормите нас, согрейте!

Отпустите, пожалейте!

Ребята, что мы можем с вами сделать?

Как мы можем помочь гусям?

Правильно! Давайте же скорее поможем, а то становится совсем холодно, и Баба-Яга скоро вернется.

Голос гусей:

Вот спасибо, вам родные!

Напоили, обогрели!

Отпустили, пожалели!!!

Нам лететь уже пора,

До свидания друзья!

Какие вы молодцы ребята, смелые, умные, отзывчивые, помогли всем героям сказки.

Давайте еще раз вспомним, как же нужно ухаживать за птицами?

(«Как ухаживать за птицами»)

Да

Выполняют движения

Да!

Ответы детей.

Бить камни друг о друга.

Дети перечисляют правила поведения с огнем на природе.

Дети пробуют стучать.

Трогают камни.

Дети радуются!

Спасибо!

Выполняют движения.

Да.

Дети рассуждают.

Подвязать веточки, вылечить рану.

Дети берут ленты и подвязывают веточки и замазывают срубленный сук белым пластилином.

Спасибо!

Выполняют движения.

Да.

Рассуждения детей.

Убрать мусор с берега, очисти воду от мусора.

Нет. В одну корзину бумагу, а бутылки в другую корзину.

Убирают и сортируют мусор.

Спасибо!

Выполняют движения.

Помочь птицам распутать их крылья, накормить гусей.

Дети освобождают птиц, кормят.

Рассуждения детей

Рефлексия

Понравилось ли вам наше путешествие в сказку «Гуси-лебеди»?

Ребята, а как вы думаете, почему вам помогла печка?

А почему нам помогла яблонька?

А речка?

А как вы думаете, какие качества человека помогли вам справится со всеми заданиями.

Ребята, что вам больше всего понравилось?

Предлагаю нарисовать то, что вам больше всего понравилось!

Да

Потому что мы помогли ей разжечь огонь и приготовить пирожки.

Потому что мы ей подвязали веточки и залечили рану.

Потому что мы очистили её и берега от мусора.

Отзывчивость, доброта, поддержка и т.д.

Ответы детей.

.  .  .