Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мимио-игры и проекты в парциальной программе "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"

Дата публикации: 2024-02-29 13:48:57
Статью разместил(а):
Подковцева Елена Владимировна,

Мимио-игры и проекты в парциальной программе "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"

Авторы: Копанова Ольга Александровна

и Подковцева Елена Владимировна

ГБДОУ Детский сад № 4 Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о потенциале Мимио-игр и проектов в конструктивно-модельной деятельности, в том числе и при апробации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

 

Современные реалии жизни направляют педагогов на решение образовательных задач, активно применяя интерактивное оборудование. Актуальным остается вопрос рационального сочетания его использования с другими технологиями, предотвращения замены продуктивного взаимодействия субъектов деятельности им, соблюдая нормативно закрепленные нормы и правила по его использованию, раскрывая его развивающий потенциал и возможности использования как игровой практики в работе с современными детьми.

В процессе апробации парциальной модульной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» нами были предприняты поиски наиболее оптимальных способов решения поставленных задач. Практика трехлетней работы в рамках реализации содержания парциальной модульной программы подтвердила, что использование интерактивного оборудования может рассматриваться как способ сопровождения и развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Следует стремиться к тому, что педагог инициирует это развитие, а дети становятся активными деятелями, которые играя, познают и развиваются.

В зависимости от решаемых задач педагоги обеспечивают поступательное развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, когда интерес постепенно сменяется воспроизводящей познавательной активностью, потом интерпретирующей, а далее творческой преобразующей. Одним из побудителей в поддержке познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе, возможность осуществления взаимодействия в формате игровых практик.

Красочное оформление используемых материалов интерактивного оборудования активизирует внимание детей, развивает ассоциативное мышление, способствует развитию познавательной и речевой активности дошкольников. Хорошо известные приёмы в сочетании с применением интерактивного оборудования дают возможность детям стать непосредственными участниками событий, позволяют разнообразить способы подачи информации, использовать не только картинку, но и различные спецэффекты.

Педагогами детского сада для решения разного рода задач и поддержки познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, на первоначальном этапе создавались и использовались Мимио-игры с использованием программы (MimioStudio), а позже были разработаны тематические проекты, которые стали хорошим помощником в достижении высоких результатов освоения не только парциальной модульной программы, но и образовательной программы дошкольного образования. Раскрывая сущность проводимой педагогами работы, остановимся на том, как Мимио - игры и Мимио – проекты стали действенным инструментом решения разных задач. Воспитатели очень часто сталкиваются с проблемой выбора диагностического инструментария, который корректно бы помог собрать информацию и определить уровень развития ребенка. Ведь это даст возможность понять, какой вектор развития и педагогической помощи, поддержки и сопровождения будет наиболее оптимальным.

В медиатеке дошкольной образовательной организации есть разработанные игры, которые активно используются в качестве диагностического инструментария, способа осуществления совместной деятельности, как средство реализации задач индивидуальной работы с детьми, как возможность самостоятельного проявления детей при создании и преобразовании игр с использование интерактивного оборудования.

Первоначально, реализация парциальной модульной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» была связана с желанием сделать совместную конструктивно-модельную деятельность в формате игровой практики, что повлекло за собой создание игр и объединение их в блоки, решающие определенные задачи: - речевые игры наряду с общепринятыми задачами, активизируют технический словарь детей, правильное использование технических терминов в соответствии с содержанием парциальной модульной программы (например, общеизвестная и простая игра «Один-много», которая позволяет в игровой форме дает ребенку возможность преобразовать название строительного материала, например, во множественное число, «Из чего сделано», когда ребенок стилусом выбирает предмет и определяет материал из которого он сделан, переносит в соответствующий ряд, при этом, он не автоматически выполняет данные манипуляции, а рассуждает, опираясь на имеющийся опыт (дома бывают каменные, деревянные, панельные и т.д.), предлагая педагогу добавить недостающие материалы; «Собери дом и назови его части» – ребенок стилусом берет часть конструкции (фундамент, стены, крыша, окна и двери), называет её и ставит на нужное место (ребенок актуализирует ранее полученные представления, демонстрирует их в игре и предлагает свое дополнение к игре: добавить балкон, колонны и т.д.).

Знакомство с разными видами конструкторов дают детям возможность делать самостоятельный выбор того материала, с которым в последующем будет реализовано конструктивное решение по образцу или замыслу (например, «Разбери конструкторы по коробкам» – ребенку необходимо навести порядок в комнате, разложив детали конструкторов в соответствующие коробки, называя их; если ребенок ошибается, то части конструктора не попадают в коробку, важно, что дети отмечают особенности деталей того или иного конструктора: есть движущиеся механизмы, можно сконструировать часы, мельницу, аттракционы и т.д.; «Четвертый – лишний» – ребенку необходимо выбрать из предлагаемого ряда лишнее изображение и т.д.)

Работа со схемами развивает у детей умения читать, изображать схемы (напр., «Собери танк» – ребенок последовательно собирает изображение танка из предложенных частей; «Дополни схему» – перед ребенком стоит задача определить недостающие элементы и заполнить квадрат, если это необходимо; «Помоги собрать автомобиль» – ребенок вставляет в правильном порядке недостающие элементы схемы; игру можно усложнять, убирая элементы технического объекта и т.д.).

Знакомство с видами соединений расширяет представления детей о прочности и подвижности конструкций в зависимости от вида соединения и выбора материала (напр., «Назови соединения» – детям предлагается выбрать деталь конструктора, назвать соединения и соединить детали конструктора между собой; «Найди подвижные соединения» - ребенку необходимо найти изображение с нужным соединением и, если он выбрал правильно, то появляется галочка, если ошибся – крестик; «Разбери конструкторы по видам соединения» – перед ребенком стоит задача в определении вида соединения и распределения конструкций по данному основанию и т.д.).

Игры по технике безопасности направлены на обеспечение осознанного создания знаков безопасности и их выбора детьми для решения разного рода задач в ходе предстоящей конструктивно-модельной деятельности (напр., «Придумай знак» – ребенок из предложенных частей собирает знак по технике безопасности и дает ему объяснение. В последствии эти знаки можно использовать при работе с инженерной книгой; «Собери безопасный знак» – ребенок подбирает к каждому знаку элементы и, таким образом, конструирует запрещающий или разрешающий знак; «Разбери знаки по назначению» – задача игры в том, чтобы разобрать знаки безопасности для работы с конструктором или другими материалами, а также те, которым следует придерживаться при работе на производстве и т.д.).

Игры-конструирование развивают у детей умения работать по схеме, соблюдать последовательность предлагаемых действий, работать по образцу (например, «Создай свое мороженое» – ребенок создает мороженое, используя геометрические фигуры, соответствующие Дарам Фрёбеля; «Собери робота» – ребенок собирает робота из деталей Lego, исходя из назначения робота. При выборе неправильной детали она не закрепится на изображении, ребенок вынужден искать другой вариант решения; «Кто быстрее построит дом» - на секундомере каждого игрока засекается время, затем сравнивается, кому удалось это сделать правильно и быстрее, играть дети могут в паре или, если нет второго стилуса, то поочередно, презентуя свой технический объект в конце игры и т.д.).

Наряду с играми, особое место отводится реализации Мимио – проектов, которые нашли свое место в непрерывной образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей, как при реализации образовательной программы дошкольного образования, так и при освоении содержания парциальной модульной программы. В каждом проекте детей встречает какой-либо знакомый и любимый ими персонаж, который сопровождает их во всех играх и заданиях. Это привлекает и сосредотачивает внимание детей на проведении разного рода поисково-исследовательских задач, они с удовольствием играют с любимыми героями и проводят эксперименты (напр., в рамках проекта «Волшебное движение», дети подготовительной группы опытным путем знакомились с физическим свойством предметов - инерцией).

Эксперимент, проведённый детьми в данном проекте, вызвал у детей огромный интерес. В самостоятельной деятельности они ещё много раз его проводили и обсуждали свои наблюдения. Большой эмоциональный и познавательный отклик к проекту у детей выражался и тем, как активно они делились с родителями новыми полученными представлениями о свойствах предметов и впечатлениями. Помогают Мимио – проекты и в решении задач дистанционного взаимодействия, когда появляется возможность совместить познавательное и деятельностное, создавая, например, виртуальный музей космонавтики.

Использование Мимио – технологий в работе с детьми является понятной и близкой для детей игровой практикой в эпоху информатизации. Игры и проекты имеют свои преимущества: используется современный картинный материал, соответствующий субкультуре детства; моделируются ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни; игры имеют разные уровни сложности; есть возможность проверять правильность решения и предлагать своё, возвращаться к понравившейся игре в самостоятельной деятельности; создание своих игр, преобразование имеющиеся; поддержка познавательного интереса детей и многое другое, в зависимости от решаемых задач, реализуемого содержания, особенностей развития детей, их интересов и предпочтений.

Информационно-коммуникативные технологии в организации совместной деятельности педагогов и детей, использование практик сопровождения и поддержки познавательного развития старших дошкольников посредством реализации Mimio игр и проектов подтверждают необходимость и целесообразность их использования в работе педагога дошкольной образовательной организации, а имеющийся опыт демонстрирует их эффективность.

 

Список литературы:

1. Акулова О.В. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста: к постановке проблемы //Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2021. – Т. 16. – № 2. –С. 6-13.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.: ил.

 

.  .  .