Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Зимующие птицы"

Дата публикации: 2024-02-20 12:05:17
Статью разместил(а):
Ушенина Евгения Газинуровна

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Зимующие птицы"

Автор: Ушенина Евгения Газинуровна

ГБДОУ Детский сад № 73 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

 

Возрастная адресованность: воспитанники старшей группы общеразвивающей направленности.

Длительность мероприятия: 25 минут.

Цель: уточнение и систематизирование знаний детей о зимующих птицах.

Педагогический замысел:

  • совершенствовать умение работать в коллективе, выполнять общее дело;

  • продолжать обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками;

  • развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;

  • развивать логическое мышление, слуховое внимание, зрительное восприятие;

  • обогащать речь детей существительными, обозначающими названия зимующих птиц, их частей тела;

  • обогащать речь детей прилагательными, характеризующими размер и образ жизни птиц;

  • обогащать речь детей глаголами, характеризующими действия птиц;

  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

  • продолжать формирование чувства любви к природе, окружающему миру;

  • формировать умение детей координировать речь с движением;

  • совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах; чтение стихотворений, рассказов; рассматривание иллюстраций; отгадывание загадок; наблюдение за птицами на прогулке.

Материально-техническое обеспечение: магнитная доска, комплект магнитов, иллюстрации с изображением зимующих птиц, кормушка, корм для птиц.

Ход занятия

Вводная часть. 

Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Давайте мы с вами поздороваемся друг с другом».

Собрались все дети в круг.

Я твой друг

И ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Основная часть.

Воспитатель: «Сегодня утром я беседовала со снеговиком, и он пригласил нас в зимний лес погулять и познакомиться со своими друзьями - птицами. Но чтобы попасть в зимний лес нужно выполнить 2 задания».

Воспитатель: «Для начала, назовите зимние слова». (Ответы детей.)

Воспитатель: «Молодцы, а теперь к этим словам нужно придумать слова признаки. Например, зима какая?» (Ответы детей.)

Воспитатель: «Молодцы, все справились с заданием. А теперь все вместе скажем волшебные слова. Вертись, крутись в зимнем лесу окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя.

Воспитатель открывает на доске иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Воспитатель: «Кто изображен на этих картинках?» (Ответы детей.)

Воспитатель: «Как вы поняли, что это птицы?» (Ответы детей.)

Воспитатель: «Как, одним словом можно назвать всех этих птиц?» (Ответы детей.)

Воспитатель: «Чем похожи все птицы?» (Ответы детей.)

Воспитатель: «Чем они отличаются?» (Ответы детей.)

Воспитатель: «Давайте вспомним, как называется каждая птица?» (Ответы детей.)

Воспитатель: «Ребята, а давайте поиграем? Я буду называть птицу в единственном числе, а вы во множественном».

Игра «Один-много».

Воспитатель: «Давайте вспомним отличительные особенности каждой из этих птиц».

Игра «Расскажи о птице». (Название, какая по цвету и размеру, части тела, отличительные признаки)

Воспитатель: «Ребята, если у синицы желтая грудка, как можно про нее сказать, какая она?» (Ответы детей.)

Игра «Какая птица?»

Синица желтогрудая;

Сорока белобокая;

Ворона чернокрылая;

Голубь сизокрылый;

Дятел пестрокрылый;

Воробей коротколапый;

Снегирь красногрудый.

Воспитатель: «Ребята внимательно посмотрите и запомните тех птиц, которые нарисованы на картинках. Затем вы закроете глаза, а я уберу одну из птиц. Когда вы откроете глаза, вы должны сказать какой птицы не стало».

Игра «Птичка улетела».

Воспитатель: «Ребята, а теперь давайте отгадаем загадки, которые оставил нам снеговик».

1. Раздается громкий стук

Среди веток тук да тук.

Чистишь дерево, приятель?

Тук да тук ответил (Дятел)

2. Черная шапочка

и полоска шарфика

у желтогрудой птички

по имени (Синичка)

3. Выпал снег, метут метели,

а к нам гости прилетели,

на рябину посмотри-

там расселись (Снегири)

4. В серой шубке перьевой,

и в морозы он герой,

назови его скорей

кто там скачет? (Воробей)

5. Трещала с самого утра

Пор- р -ра, пор-р-ра.

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит (Сорока)

6. Всю ночь летает

Мышей добывает,

А станет светло

Спать летит в дупло (Сова)

7. Окраской сероватая

повадкой - вороватая,

крикунья хрипловатая,

кто она? (Ворона)

8. Эта птица рядом с нами

мы зовем их сизарями,

и зимой и в холод

не покинет город (Голубь)

Физкультмнутка.

Птички прыгают, летают. (Прыжки на месте, взмахи руками;)

Птички крошки собирают. (указательным пальцем стук по полу;)

Перышки почистили, (погладили руки;)

Клювики почистили. (погладили носик;)

И летают и поют, (взмахи руками;)

Снова зернышки клюют. (указательным пальцем стук по полу;)

Дальше полетели, (машут руками;)

Все на место сели. (садятся на свои места.)

Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что птицы непоседы? Они прыгают с места на место, перелетают с ветки на ветку. Вот и наши птицы перелетают с места на место в поисках пищи. Ребята, к нам прилетел воробей. Назовите те действия, которые проделывает воробей».

Игра «Что сделал воробей?»

Воспитатель: «Воробей, что сделал?» (Ответы детей - прилетел.)

Воспитатель: «Вокруг дерева, что сделал?» (Ответы детей - облетел.)

Воспитатель: «В гнездо, что сделал?» (Ответы детей- залетел.)

Воспитатель: «С ветки на ветку, что сделал?» (Ответы детей – перелетел.)

Воспитатель: «И на другое дерево, что сделал?» (Ответы детей – улетел.)

Воспитатель: «Ребята, наш друг снеговик очень любит рисовать. Вчера он рисовал зимующих птиц, но кажется, на картинках чего-то не хватает».

Игра «Что забыл нарисовать снеговик».

Воспитатель: «Ребята, а чем питаются птицы зимой?» (Ответы детей.)

Игра «Чем можно угостить птиц?»

Воробей любит хлебные крошки.

Снегирь любит ягоды рябины и боярышника.

Синичка любит сало.

Ворона, сорока – всеядные.

Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.

Воспитатель: «Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой?» (Ответы детей.)

Новая столовая.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Путешественник-скворец...

Вот и песенке конец.

Воспитатель: «Ребята, давайте, и мы с вами повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: «Снеговик очень рад, что в нашей группе дети такие добрые, храбрые и умные. Он всем лесным жителям расскажет о наших детках. А мы ему в мешок положим пшено, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц».

Воспитатель отдает мешок с пшеном снеговику.

Воспитатель: «Хорошо в зимнем лесу, но нам пора возвращаться в детский сад. Вертись, крутись, в детском саду окажись».

Заключительная часть.

Воспитатель: «Ребята, где мы сегодня побывали? Каких птиц мы с вами видели? Как называются эти птицы одним словом? Что вам больше всего понравилось?» (ответы детей).

 

.  .  .