Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Влияние среды на формирование речи ребёнка 3-5 лет

Дата публикации: 2024-02-14 11:53:37
Статью разместил(а):
Столярова Надежда Юльевна

Влияние среды на формирование речи ребёнка 3-5 лет

Автор: Столярова Надежда Юльевна

 

В сензитивные периоды развития дети особо восприимчивы к речи окружающих. В возрасте 3-5 лет у ребенка активно формируется вся языковая система. Происходит усвоение большего количества новых слов и понятий, складываются навыки словообразования и словоизменения, формируется умение оречевлять свои мысли и желания. Часто артикуляционная моторика ребенка оказывается недостаточно подготовленной к воспроизведению большого количества звуков, из-за чего происходят искажения и замены, которые закрепляются из-за не полностью сформированного фонематического слуха. Вследствие чего возникает функциональная дислалия. Ребенок произносит звуки неправильно, но не замечает этого, так как схожие по своим артикуляционным укладам звуки, кажутся ему акустически одинаковыми.

Как только его фонематический слух развивается в достаточной мере для того, чтобы различать звуки в сплошном речевом потоке, а речевые зоны коры головного мозга (Брока и Вернике) созревают до возможности воспроизведения услышанных звуков, начитается период лепетной речи.

На данном этапе ребенок еще не понимает значение слов, но уже может повторить звуки и звукосочетания. Примечательно то, что на самых ранних этапах формирования экспрессивной речи, ребенок произносит фонемы, относящиеся к совершенно различным языковым группам. Постепенно, не слыша ряд фонем в речи окружающих, они исчезают и остаются только те, которые присущи языку, на котором разговаривают окружающие. Здесь надо отметить негативное влияние двуязычия в семье на развитие фонематического восприятия малыша. У детей, воспитывающихся в двуязычной среде, не происходит точной фиксации на фонемах какого-то одного языка, вследствие чего потом наблюдаются звукозамены в словах, а в дальнейшем и сложности при усвоении грамматики как одного, так и другого языка. По возможности, лучше говорить с ребенком на одном языке. А к освоению второго приступать, когда у ребенка уже четко сформируется фразовая речь.

Конечно, в первую очередь, на формирование речи ребёнка влияют самые близкие люди – родители, братья, сестра, бабушки, дедушки. Речь близких людей ребенок слышит с самого рождения.

Для детей, посещающих детский сад, не менее важным является речь воспитателей, различных педагогов и сверстников. К сожалению, дети общаясь друг с другом иногда не осознано, а иногда в шутку, во время игры перенимают искаженное звукопроизношение своих товарищей. На моей практике встречались дети, которые сначала играли «в заикание» или «картавость», а потом от последствий этих игр смогли избавиться только с помощью специалиста.

Надо помнить, что ребенок воспринимает речь окружающих его людей, даже если эта речь к нему не обращена. Есть примеры того, что ребенок учился говорить, даже если к нему вообще никто не будет обращался и не учил специально повторять слова. Конечно, словарный запас такого ребенка будет не велик, и фразы он будет использовать самые простые. Но при сохранном физиологическом слухе и отсутствии органических поражений  речевых зон коры головного мозга, ребенок научиться говорить, просто слушая речь окружающих его людей.

Об этом нужно помнить всем родителям и стараться следить за своей речью, говорить культурно и грамотно в присутствии ребенка. Когда родители часто используют нецензурные выражения в общении друг с другом, а потом слышат от своего ребенка точно такие же выражения в свой адрес, они конечно приходят в ярость и часто наказывают ребенка, не разобравшись в причинах таких его неподобающих высказываний. Ребенок же, слыша каждодневно такую речь от родителей не понимает, как неуместно она будет звучать от него. В силу возраста, он не может еще оценить ситуацию и просто повторяет, то, что услышал. 

Также негативно влияет на формирование речи ребенка, явление, называемое в просторечье «сюсюканьем», когда взрослые намеренно искажают слова, делая таким образом свою речь, как им кажется, более ласковой. Не в коем случае нельзя повторять в шутку за ребенком неправильно произнесенные слова, какими бы забавными они не казались. Наоборот, нужно каждый раз поправлять ребенка, тем самым помогая ему освоить навыки словоизменения и словообразования. Важно говорить с спокойным голосом с одинаковой громкостью, не повышая его, и не делая утрированно ласковым. Иначе у ребенка может неправильно сформироваться просодическая сторона речи.

Желательно по возможности ограничить просмотр мультфильмов, где персонажи говорят с неправильным звукопроизношением, искажая слова. Это касается и детских песенок. Не нужно давать ребенку в период формирования фонематического восприятия слушать песни, исполняемые другими детьми с не очень хорошей дикцией или взрослыми, «подделывающими «голоса под детей или каких-то сказочных персонажей.

Для обогащения словарного запаса очень важно именно читать ребенку книжки, а не только давать слушать аудиозаписи. Потому что, при живом чтении, ребенок имеет возможность спрашивать значение всех непонятных ему слов. Взрослым следует, не раздражаясь, каждый раз прерывать чтение  и пояснять значение того или иного слова. Нельзя забывать, что ребенок в возрасте 4-5 лет задает большое количество вопросов, потому что изучает окружающий его мир. А одну из основных сторон полноценного развития ребенка занимает речь.

 

.  .  .