Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Пути коррекции нарушений грамматического строя речи у детей с тяжелым недоразвитием речи

Дата публикации: 2024-01-26 17:00:22
Статью разместил(а):
Благирева Татьяна Борисовна

Пути коррекции нарушений грамматического строя речи у детей с тяжелым недоразвитием речи

Автор: Благирева Татьяна Борисовна 

ГБДОУ Детский сад № 18 Московского района Санкт-Петербурга

 

Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи заключается в развитии у детей навыков использования в речи грамматических категорий существительного, глагола, прилагательного, но единицей связной речи является предложение, представляющее собой словесное оформление мысли. Здоровый ребёнок усваивает грамматическую и морфологическую системы языка, овладевая различными типами предложений. Это естественный процесс. А.Н. Гвоздев (1961) указывал, что овладение родным языком в основном протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением.

Руководствуясь этим, мы попытались создать систему игр и  упражнений, способствующих развитию связной речи у детей 5-6 лет. В основу предлагаемой системы положена работа по формированию структуры предложения (простого). Материал предлагается детям в доступной игровой форме, представляет  собой систему и хорошо усваивается. Кроме того, разработанная система игр и упражнений отвечает основным требованиям современных программ обучения и воспитания дошкольников, развивает самостоятельную творческую и речевую активность детей.

Работа по развитию связной речи начинается с формирования структуры простого двусоставного предложения по модели «предмет – действие». На этом этапе работы дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности в подборе нужного глагола. Их предикативный словарь беден и включает лишь глаголы, обозначающие самые распространённые действия (спит, ест, сидит, ходит, бегает, смотрит, одевается, слушает, гуляет, играет, стоит). Между тем, глаголы имеют особое значение при переходе ребёнка к фразовой речи. Известный логопед-практик Л.Н. Ефименкова подчеркивает то, что глагол – основа предложения.

Г.А. Волкова считает, что при формировании лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности. Предикат – это основа фразы и основа внутренней речи.

Многие логопеды-практики пробуют создать свою систему работы над формированием и пополнением глагольного словаря. Наиболее полно этот раздел логопедической работы изложен в книге Жуковой Н. С. Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Время, прошедшее с момента издания книги, выявило у этого пособия один недостаток в методическом плане – пассивное восприятие материала ребёнком, что возможно объясняется изменением подходов к методике обучения и воспитания дошкольников.

В книге Л.Г. Парамоновой «Стихи для развития речи» (2004) имеется речевой материал, насыщенный различными глаголами.

Интересную методику по формированию фразовой речи и закреплению грамматических категорий существительного и глагола предлагает Л.Н. Ефименкова. Но данный материал предназначен для работы с младшими школьниками и требует адаптации для использования в детском саду.

В книге Н.В. Новотворцевой «Учимся читать» (1998) приведены игры и упражнения, которые целесообразно использовать для закрепления навыка согласования глагола и существительного.

Но для успешной работы нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка. То есть, необходим материал, который позволял бы решать учебно-познавательные задачи и был доступен для дошкольника. Безусловно, самой интересной деятельностью ребёнка является игра. Именно поэтому целесообразно использовать на занятиях различные варианты игр.

Игры должны обеспечивать максимальную двигательную активность ребёнка, манипулирование руками и мыслительно-познавательную деятельность. Необходимы на занятиях фланелеграф или магнитная доска, так как эти приспособления избавляют ребёнка от пассивного восприятия картинного материала, учат самостоятельно манипулировать картинкой, перемещая её с одного игрового поля на другое, и при этом комментировать, проговаривать свои действия, ориентироваться на плоскости и создавать из частей (предметных картинок) целостную (сюжетную) картину.

В данной методике представлены игры, которые способствуют формированию глагольного словаря и развитию навыка употребления глагола в предложении.

Далее представлены разнообразные игры, которые помогают формировать грамматический строй речи дошкольников с ТНР.

Игра «Что делают предметы?»

Цели:

- Знакомить детей со словами, обозначающими действия предметов;

- Закреплять умение распознавать графические символы действий;

- Закреплять в речи согласование существительных с глаголом;

- Закреплять порядок следования слов в предложении по модели «предмет – действие» (□→).

Оборудование:

1. Большое и малое игровые поля (фланелеграфы, различающиеся по цвету, или магнитные доски);

2. Картинки-символы  действий: стоит, идёт, сидит, лежит и т.д.;

3. Картинки с изображением предметов.

Описание игры: Логопед объясняет детям, что они ежеминутно совершают действия. «Что ты делаешь?» – спрашивает логопед ребёнка. «Сижу, стою и т.д.» – отвечают дети.

На большое игровое поле переносятся картинки-символы действий. Логопед поясняет, что каждый предмет в данный момент производит какое-нибудь действие. «Вот книга. Что она делает?» – «Книга лежит». На игровое поле наклеиваются изображение книги и символ соответствующего действия. Другие предложения дети составляют по аналогии: Стол стоит. Часы идут и т.д.

Игра « Кто что делал, расскажи…»

Цели:

- Учить детей отвечать на вопросы: Кто (что) это? Что он (она) делает?

- Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет – действие» (□ →);

- Закреплять навык согласования существительного с глаголом.

Оборудование:

1. Три игровых поля, различающихся по цвету;

2. Картинки-символы с изображением действий: стоит, идёт, прыгает, лежит, бежит, сидит, едет, летит и т.д.;

3. Картинки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов: девочки, собаки, самолёта, машины, жука, черепахи, корабля и т.д.

Описание игры: На одном игровом поле – картинки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов, на другом – картинки-символы действий. Работа проводиться на третьем игровом поле. Детям предлагается выбрать предмет, правильно задать вопросы  «Кто (что) это? ,Что он (она) делает?» и определить максимально возможное количество действий для выбранного предмета при помощи картинок-символов с изображениями действий с другого игрового поля. Например: Что это? – Это машина. Машина что делает? – Машина стоит, едет.

Игра «Найди нужный предмет»

Цели:

- Учить детей называть действие предмета;

- Закреплять навык согласования существительного с глаголом;

- Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет – действие» (□ →).

Оборудование:

1. Три игровых поля, различающихся по цвету;

2. Картинки-символы действий, картинки с изображением предметов (стол, собака, самолёт, коты, девочки, мальчик, стулья, медведь, птицы, машина, автобусы, дерево, женщина, жираф, велосипед, мячи).

Описание игры: На одном игровом поле – картинки-символы действий, на другом - картинки с изображением предметов. На третьем игровом поле из данных картинок и символов составляются схемы предложений. Например: Стол стоит. Ребёнок подбирает к данному действию все возможные предметы, которые могут совершать данное действие и составляет предложения: Мальчик стоит. Стулья стоят и т.д.

Игра «Что происходит?»

Цели:

- Совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным, изменяя их окончания;

- Совершенствовать умение грамотно строить предложения по модели «предмет – действие» (□ →);

- Активизировать глагольный словарь.

Оборудование:

1. Картинки с изображениями одного и нескольких предметов (стол – столы; медвежонок – медвежата; мяч – мячи; слон – слоны; куст – кусты; дождь – дожди; бык – быки; грач – грачи);

2. Картинки-символы действий: стоит, спит, лежит, трубит.

Описание игры: Логопед предлагает детям посмотреть, что происходит на игровом поле. Он наклеивает картинку с изображением стола и символ действия «стоит», а затем составляет предложение «Стол стоит». Рядом прикрепляется картинка, изображающая несколько столов, и символ действия «стоит». Дети, опираясь на рисунки, составляют предложение «Столы стоят». Далее дети самостоятельно строят предложения по предлагаемым картинкам, изменяя окончания существительного и глагола. Затем без опоры на символ действия.

Игра «В зоопарке»

Цели:

- Совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным;

- Активизировать глагольный словарь;

- Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему.

Оборудование:

1. Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска);

2. Картина «Зоопарк», составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Описание игры: Логопед предлагает детям отправиться в «зоопарк» и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает. И т.д.

Сначала педагог выясняет, название каких действий запомнили дети. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картину. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия ещё раз, употребив глаголы во множественном числе.

Игра «Кто как передвигается?»

Цели:

- Расширять предикативный словарь;

- Совершенствовать умение называть действие, которое может производить данный предмет;

- Закреплять структуру простого предложения;

- Развивать умение опираться на полученные знания и наблюдать.

Оборудование:

1. Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска);

2. Изображение леса, пруда; картинки с изображениями животных, насекомых, обителей водоемов.

Описание игры: На игровом поле создается картина леса и водоема. Здесь же размещаются картинки с изображениями животных, птиц, обитателей водоема. Дети распределяются на две команды и отправляются «на прогулку в лес». Они, как настоящие натуралисты, должны уметь наблюдать за жизнью животных и понимать ее. Каждому участнику игры предлагается выбрать (найти) животное, назвать его и определить, как оно передвигается. Например: Это улитка. Она ползёт и т.д. После того, как основное задание будет выполнено, логопед предлагает детям быстро снять с игрового поля всех животных, которые ползут (летят, скачут, плывут т. д.), сопровождая свои действия словами.

Игра «Кто больше?»

Цели:

- Пополнять предикативный словарь;

- Закреплять навыки согласования существительного с глаголом.

Оборудование:

1. Игровое поле (фланелеграф или магнитная доска);

2. Картинки с изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Описание игры: Картинки размещаются на игровом поле. Детям предлагается выбрать картинку и назвать как можно больше действий, которые способен произвести предмет, изображённый на ней. Например: Берёза растёт, зеленеет, шумит, качается, сохнет и т.д. Выигрывает ребёнок, который набрал наибольшее количество фишек (фишка даётся за каждое названное действие).

Игра «Найди ошибки»

Цели:

- Уточнять и пополнять предикативный словарь;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным;

- Формировать умение находить лишние звено в цепочке предметов, объединённых одним символом действия.

Оборудование:

1. Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска);

2. Картинки с изображениями одушевленных и неодушевлённых предметов: бабочки, самолета, неба, вороны; рыбы, моря, плота, лебедя, поезда, дороги, велосипеда, автобуса; человека, дождя, земли, слона.

3. Картинки-символы действий: летит, плывет, едет, идет.

Описание игры: Логопед составляет на игровом поле цепочку из картинок, т. е. подбирает нужные предметы к картинке-символу действия, но при этом умышленно ошибается. Дети хором произносят получающиеся предложения, проверяют педагога, находят ошибку, убирают лишнее изображение и объясняют почему.

Игра «Кто кого?»

Цели:

- Закреплять конструкцию простого предложения;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным.

Оборудование:

1. Два игровых поля, отличающихся по цвету;

2. Картинки с изображением лисы, зайца, девочек, кукол, собаки, кошки, мальчиков, машинок;

3. Изображение условного знака – символа действия ( стрелки →).

Описание игры: На одном игровом поле – картинки, расположенные парами: лиса-заяц, куклы-девочки, собаки-кошки, мальчиков-машинок и условные знаки - символы действий. Логопед предлагает детям выбрать любую пару картинок, расположить на свободном игровом поле и составить с ними предложение. Слово действие необходимо заменить стрелкой. Например: Лиса-заяц. Лиса ловит зайца. Лиса → зайца. Куклы-девочки. Девочки играют в куклы. Девочки → куклы.

Игра «Необычные цветы»

Цели:

- Развивать предикативный словарь;

- Закреплять дифференциацию предметов по способу действия;

- Закреплять конструкцию простого предложения по модели «предмет – действие»;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным.

Оборудование:

1. Игровое поле, на котором представлены цветы с крупными лепестками. В центре цветов изображены символы действий: светит, скачет, катится, летает, плывёт.

2. Цветные лепестки, на которых изображены предметы: мяч, зайцы, рыба, машины, солнце, лампы, свеча, лягушка, кузнечик, хлопушка, лошадь, фонарь, корабли, самолёт, луна, птицы.

Описание игры: Дети садятся вокруг игрового поля, выбирают картинку с действием, а затем прикрепляют лепестки с изображением предметов, способных производить данное действие. Дети объясняют подбор картинок, грамотно составляя предложение.

Игра «Угадай задуманное слово»

Цели:

- Развивать предикативный словарь;

- Закреплять умения узнавать птицу или животное по характерым действиям;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным;

- Закреплять конструкцию простого предложения по модели «предмет – действие».

Оборудование:

1. Игровое поле (фланелеграф, магнитная доска);

2. Картинки с изображением птиц и животных.

Описание игры: Картинки с изображением различных птиц и животных располагаются на игровом поле. Логопед предлагает угадать птицу или животное по названиям действий. Например: бегает, клюёт, кукарекает (петух). Ребёнок, правильно определивший птицу или животное, берёт картинку с его изображением себе. Выигрывает тот, кто получит большее количество картинок.

Игра «Собери друзей»

Цели:

- Пополнять и уточнять предикативный словарь;

- Закреплять структуру простого предложения;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным;

- Расширять представления детей об окружающем мире.

Оборудование:

1. Два игровых поля, отличающихся по цвету;

2. Картинки с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей водоёма.

Описание игры: Картинки с изображением животных, птиц, насекомых, обитателей водоёма располагаются на одном игровом поле. На втором – четыре картинки действий: ползёт, летит, плывёт, скачет. Детям предлагается выбрать картинки с изображением животных, передвигающихся одинаково, но не опасных друг другу. Объяснить свой выбор и составить предложения.

Игра «Едем, плаваем, летаем»

Цели:

- Развивать предикативный словарь;

- Закреплять дифференциацию предметов по способу действия;

- Закреплять структуру простого предложения;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным.

Оборудование:

1. Два игровых поля, отличающихся по цвету;

2. Картинки с изображением самолёта (символа полёта); машины (символа передвижения); кораблика (символа плавания).

3. Картинки с изображением предметов: ласточки, бабочки, утки, лягушки, жука, рыбы, самоката, лодки, велосипеда, коляски, тачки.

Ход игры: Логопед напоминает детям, что предметы могут передвигаться различными способами, комментирует картинки-символы движения. Затем детям предлагаются картинки с изображением предметов, которые они должны распределить по рядам соответственно: все летающие – в первый, все плавающие – во второй, передвигающиеся – в третий. Одновременно дети составляют предложения: Ласточка летает. Коляска едет и т.д.

Игра «Волшебный мешочек»

Цели:

- Развивать предикативный словарь;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным;

- Закреплять конструкцию простого предложения по модели «предмет – действие».

Оборудование: Мешочек, в котором находятся предметные картинки: мяч, зайцы, рыба, машины, солнце, лампы, свеча, лягушка, кузнечик, хлопушка, лошадь, фонарь, корабли, самолёт, луна, птицы, велосипед, самолёт, жуки, бабочки.

Описание игры: Дети по очереди из мешочка достают картинки. К названию предмета, изображённого на выбранной картинки ребёнок подбирает действие, которое может совершать данный предмет. Составляет предложение. Например: Мяч катится. Зайцы прыгают и т.д.

Игра «Назови правильно»

Цели:

- Пополнять и уточнять предикативный словарь;

- Закреплять структуру простого предложения;

- Закреплять у детей навыки согласования глагола с существительным;

Оборудование: Игровое поле (настольная игра), составленное из 20-ти небольших сюжетных картинок.

Описание игры: Каждый ребёнок выбирает себе столбик картинок. Затем дети по очереди называют предмет, изображённый на картинке и действие, которое он совершает (Например: Солнце светит.) Если действие названо правильно, ребёнок закрывает картинку фишкой. Если ребёнок затрудняется ответить, он пропускает ход, оставляя клетку незакрытой. Побеждает тот, кто первым дойдёт до нижней картинки и закроет все картинки фишками.

Игра «Сочиним стихотворение»

Цели:

- Пополнять и закреплять предикативный словарь;

- Закреплять конструкцию простого предложения по модели «предмет – действие»;

- Закреплять согласование существительного с глаголом.

Оборудование: Предметные картинки с изображением животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросёнка, козлёнка, петуха.

Описание игры: Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные. Педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово – название действия.

Утка … крякает, а лягушка … квакает,

Лев … рычит, а корова … мычит,

Кошка … мяукает, поросёнок … хрюкает,

Козлёнок … мекает, а петух … кукарекает.

Можно предложить детям повторить весь текст целиком по картинкам с изображениями животных и птиц, предъявляемым по очереди. Демонстрация картинок облегчает воспроизведение текста.

Игра «Сколько?» (логопедическая мозаика на базе игрового набора «Дары Фрёбеля»)

Направление: развитие словоизменения и словообразования в экспрессивной речи; согласование числительного с существительным.

Содержание совместной деятельности: Логопед кладет на ладошку ребенка 3-5 кружков синего цвета. Спелые сливы в корзинку положи. Не ленись, не зевай! Сколько слив? Посчитай!

Ребенок выкладывает круги на стол, одновременно проговаривая: Одна слива, две сливы и т.д.

Упражнение «Где (что?) лежит?» (логопедическая мозаика на базе игрового набора «Дары Фрёбеля»)

Направление: развитие словоизменения и словообразования в экспрессивной речи; моделирование фразы с предлогом.

Содержание совместной деятельности:
Задача: развивать практические навыки ориентации на плоскости и в моделировании предлогов.
1) С помощью карты-схемы ребенок выкладывает с помощью набора дуб, ель, березу. Ребенок произносит предложение и размещает плоды и гриб на карте-схеме. Желудь лежит под дубом. Шишка лежит под елкой. Гриб растет под березой.

2) С помощью карты-схемы ребенок выкладываетпредметы, произносит предложение, употребляя предлог на.
Кастрюля и миска стоят на столе. Подушка и одеяло на кровати.

Игра «На рынке»

Цель игры: правильное употребление окончания существительных во мн. и ед.числе в Род.п., ед.числе в Род.п.

Правила: взрослый выбирает число и предмет. Ребенок четко проговаривает сочетание числа и предметов.
Один волк – много волков.

«Логопедические карточки»

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель игры: работа над изменением грамматической формы слова.

Ребенку предлагается посчитать «стекляшечки» (фигурки овощей, фруктов, цветов и т.д.). Например: одно яблоко, два яблока…, пять яблок. Для усложнения задания можно добавит признак предмета: одно зеленое яблоко, два зеленых яблока…, пять зеленых яблок.

Игра «Полочка» (по Е.О. Лиманской)

Цель игры: развитие словоизменения и словообразования в экспрессивной речи; моделирование фразы с предлогом.

Ход игры: логопед просит ребенка разложить картинки-предметы на полочки: «Положи барабан на верхнюю полку слева,
положи шарик на нижнюю полку между кроной и носорогом и т.д.». «Назови предмет, который находится между…., справа от …., слева от …, над…, под …».

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.

Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т.п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т.д.

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».

«Поваренок»

Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.
Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

«Кошкин дом»
Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.
Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.
Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем  говорящему ребенку предлагают прокомментировать свои действия.

"Два и две"

Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.
Оборудование: зеркало.
Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.

«Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый
помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

«Из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры: Педагог - ребёнок
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье.
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок.
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот.
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом.
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза.
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё?»

Цель: образование притяжательных прилагательных
Ход игры: Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье
Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т.д.

Игра «Кто самый наблюдательный»

Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
- Я вижу столы, окна, стулья …

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей. Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой) ; Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,
А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
Дополните предложение и повторите его полностью.
- Знайка рисует (что? чем)
- Пончик намазывает (что? чем)
- Винтик грозит (кому чем)
- Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)
- Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)
- Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Закончи предложения»
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Базой для формирования различных навыков и умений в области языка является развитие функции словоизменения и словообразования. Достаточно высокий уровень сформированности словообразовательных и словоизменительных навыков является тем условием, которое во многом определяет способность к овладению письменной речью и орфографией.  

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема нарушения грамматического строя речи часто встречается в структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи, и является актуальной. Усвоение ребёнком грамматического строя речи имеет большое значение, так как только грамматически правильно оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и со сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние и на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Анализ литературных данных показал, что недостаточная сформированность грамматического строя речи является одним из наиболее ярких проявлений общего недоразвития речи.  

На основе изученной психолого-педагогической литературы посвящённой проблеме нарушения грамматического строя речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи, был проведен констатирующий эксперимент, направленный на исследование функций словоизменения и словообразования у детей, имеющих общее недоразвитие речи и нормально развивающихся детей. При решении проблемы изучения уровня сформированности грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и у дошкольников с нормальным речевым развитием принимались во внимание психологические и речевые предпосылки овладения грамматикой, особенности овладения функциями словоизменения и словообразования при нарушенном и нормальном речевом развитие.  

 

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. Высшее. и среднее педагогическое учеб. заведений. - 3е изд., стереотип. - М.: Издательский центр
«Академия», 2009.

2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и
воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2007.

3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. - 2е изд., испр. и доп. - М.: МозаикаСинтез, 2008.

4. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: Сфера, 2008.

5. Ушинский К.Д. Об изучении грамматики. - М., 2008.

 

.  .  .