Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Нарушение моторного планирования у детей с речевыми нарушениями и пути его преодоления

Дата публикации: 2024-01-24 22:16:23
Статью разместил(а):
Дмитриева Евгения Алексеевна

Нарушение моторного планирования у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и пути его преодоления в логопедической практике

Автор: Дмитриева Евгения Алексеевна

МАДОУ Детский сад № 6 «Звездочка», г.о. Долгопрудный Московской области

 

Аннотация: В статье представлен материал об актуальной проблеме дошкольного образования - моторном планировании, его влиянии на речь ребёнка, а также возможные пути преодоления данного нарушения. Статья адресована педагогам, учителям-логопедам, а также воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: моторное планирование, моторика, коррекционная работа, дети с речевыми нарушениями.

 

Моторное планирование включает в себя способность планировать, организовывать и контролировать сложные двигательные акты. Нарушение моторного планирования, в свою очередь, негативно сказывается на процессе переключаемости. При этом ребенку сложно переключиться с выполняемого задания на другое. Крупная моторика ребенка является базисом для формирования мелкой и артикуляционной моторики.

Ребёнок может испытывать такие трудности, как дискоординация движений или затруднение контроля над дыханием. И если малыш имеет проблемы с переключаемостью на уровне крупной моторики, то он будет иметь сложности и с переключаемостью артикуляционной моторки: в движении губ и языка. Это приводит к снижению качества произношения, а также к трудностям в формировании и развитии речи. Для выполнения верного алгоритма артикуляционных моторных схем детям с речевыми нарушениями требуются усилия для точного выполнения движений, многократные повторения для закрепления правильных движений, чтобы те перешли в автоматизированные речевые навыки. Влияние нарушения моторного планирования на развитие речи у детей с речевыми нарушениями является важным аспектом в процессе коррекции и реабилитации данных нарушений.

Нарушение моторного планирования может оказывать влияние на различные аспекты речевого развития, такие как фонологическая обработка, лексическая обработка и синтаксическая обработка. Фонологическая обработка включает в себя восприятие и различение звуков речи, лексическая - понимание и использование слов, а синтаксическая - способность к составлению и пониманию предложений.

Коррекция нарушения моторного планирования у детей с речевыми нарушениями включает различные методы, такие как логопедия, физиотерапия, нейропсихология и др. Важно работать над развитием координации движений, мелкой моторики, артикуляции, а также над формированием навыков восприятия и понимания речи.

Работа над моторным планированием производится по принципу от простого к сложному: крупная моторика — мелкая моторика — артикуляционная моторика.

Моторное планирование для крупной моторики — это процесс, при котором человек планирует и выполняет движения тела. Этот процесс включает в себя координацию движений, контроль над ними и их выполнение. Для развития крупной моторики важно заниматься физическими упражнениями, которые помогут улучшить координацию движений и контроль над телом. Помогут бег, прыжки, приседания, командные игры с мячом, «догонялки» и т.п. Максимально полезны здесь будут движения, выполненные под ритм музыки или под счёт: таким образом развивается в том числе и чувство ритма детей.

Моторное планирование для мелкой моторики включает в себя координацию мелких движений, контроль над ними и их выполнение. Развитие мелкой моторики важно для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и т.д. При этом развитие мелкой моторики следует рассматривать с разных аспектов, таких как развитие хватательной функции, развитие соотносящих действий, развитие движений пальцев рук. Поэтому для развития мелкой моторики оптимально подходят такие занятия, как лепка из пластилина или глины, рисование пальцами или мелками, сбор паззлов, различные мозайки и конструкторы, вырезание и складывание бумаги, игра на музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика, а также различные бытовые поручения и т.п.

Моторное планирование артикуляционной моторики - это процесс планирования и выполнения движений органов артикуляции (язык, губы, мягкое небо и т.д.). Развитие артикуляционной моторики важно для формирования правильного произношения звуков речи. Для развития артикуляционной моторики используются специальные упражнения, направленные на развитие подвижности органов артикуляции и координации их движений — артикуляционную гимнастику, которую можно проводить как традиционным, так и нетрадиционными способами.

Важно отметить, что принцип «от простого сложному» не ограничивается только выбором этапа работы над моторным планированием. Данный принцип распространяется и на сложность самих движений. Так, работа на каждом этапе начинается с максимально простых движений. Если ребёнку легко даются такие упражнения, стоит переходить к следующему более сложному заданию. Однако если движение не получается, требуются многократные повторения для перевода данного движения в автоматизированную зону.

Кроме того, для развития любого навыка требуется регулярность занятий. И работа по развитию моторного планирования не является исключением. Именно регулярность занятий даст максимальный результат в данной коррекционной работе. Поэтому рекомендуется выполнять задания ежедневно, в течение 4-5 минут.

Таким образом, влияние нарушения моторного планирования на развитие речи у детей с речевыми нарушениями существенно, и коррекция данного нарушения является важной составляющей в процессе реабилитации и развития речи.

 

Список литературы:

1. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна. - Белый ветер, 2017. - 122 с.

2. Гомзяк О.С. Комплексный подход к преодолению общего недоразвитие речи у дошкольников/ Логопед, №4, 2004.

3. Кузьмина Н.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией / Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская. М., 1977.

4. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит / Т.А. Ткаченко. СПб, 2000.

 

.  .  .