Синквейн - метод образовательной технологии, способствующий развитию мышления и речи у дошкольников
Синквейн - метод образовательной технологии, способствующий развитию мышления и речи у дошкольников
Автор: Смольянинова Ольга Александровна
ГБДОУ Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Что такое синквейн? Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам.
Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая характеристика.
В России – с 1997 года.
Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
В чём актуальность синквейна в работе с дошкольниками? Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- является игровым приемом;
- способ самовыражения – синквейн получается у всех!
- вид новой творческой речевой деятельности, основанной на развитии интеллектуальных возможностях (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему), а так же учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль (интеллектуально - мыслительная деятельность);
- обогащает словарный запас;
- средство обучения краткому пересказу;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);
- облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;
- способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов, которым и является синквейн.
Данный метод, позволяет отойти от традиционных форм и методов взаимодействия участников образовательного процесса по работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, основан на поддержке и развитии детской инициативы.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Задачи синквейна:
- пополнять знания детей по лексическим темам;
- обогащать пассивный и активный словарный запас;
- совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
- развивать ассоциативное мышление и образную память;
- совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Структура синквейна.
1-я строка: Название предмета (существительное, отражающее главную идею).
2-я строка: Слова – признаки (прилагательные, описывающие основную мысль).
3-я строка: Слова – действия (глаголы, описывающие действия в рамках темы).
4-я строка: Предложение из четырех слов (фраза показывающая отношение к теме).
5-я строка: Обобщающее слово (ассоциации - существительное).
Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?
А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников. В чём же его эффективность и значимость?
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Вывод: Метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей, безусловно, способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.