Развитие у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр
Развитие у детей 6-7 лет творческого мышления посредством театрализованных игр
Автор: Николаева Наталья Юрьевна
ГБОУ Школа № 300 Центрального района Санкт-Петербурга, Отделение дошкольного образования
Аннотация: В этой статье автор рассматривает решение проблемы развития творческого мышления у детей 6-7 лет посредством театрализованных игр. В последние годы образование ориентировано на развитие личности, ее индивидуальности и творческих способностей детей. Из этого следует необходимость развития творческого мышления у детей 6-7 лет еще с дошкольного возраста.
Ключевые слова: творческое мышление, воображение, психология, игры, дошкольное образование.
Современный образовательный процесс на ступени дошкольного образования ставит задачи воспитания и становления творческой личности ребенка. Такой ребенок должен обладать креативностью, индивидуализмом, быть предприимчивым и изобретательным, стремиться к самосовершенствованию. Особенно это важно для детей 6-7 лет – будущих первоклассников.
Феномен «творческого мышления» исследован с различных сторон зарубежными и отечественными учеными, но никто из них не может дать четкого ответа об источнике его происхождения, принципах и условиях развития.
Такие ученые, как Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Э. Стоунс, Д.Б. Эльконин посвятили большое количество своих исследований изучению личности ребенка дошкольного возраста, особенностям его мышления и творчества. В них отмечено, что творческое мышление – процесс бессознательный, разумом и волей не контролируемый, спонтанный и проявляется в процессе внезапного творческого действия.
Одним из часто применяемых средств такого «внезапного творческого действия» является использование театрализованных игр у детей 6-7 лет. Эти игры служат основой развития у детей творческих способностей и творческого мышления, направлены на адаптацию и улучшение коммуникации, развитие фантазии и воображения.
Театрализованные игры получили свое название за близость к театральному представлению. Зрелищность и сказочность всегда усиливают привлекательность игры и радость от ее проживания. Театрализованные игры – это своеобразные игры в театр, сюжеты которых хорошо известны детям – это сказки, рассказы, жизненные ситуации.
Основные условия для эффективного развития творческого мышления у детей 6-7 лет:
– учебный материал детского сада должен содержать в себе в большей степени развивающие возможности, чем информационную насыщенность;
– необходимо сочетать условия становления продуктивного мышления с навыками его практического использования;
– материал должен быть построен так, чтобы дети уделяли больше внимания собственной исследовательской практике, чем шаблонному усвоению знаний;
– помощь в развитии у детей самостоятельности, оригинальности при решении задач;
– развитие индивидуализации, то есть создание воспитателем таких условий, когда ребенок сможет проявлять свои индивидуальные качества личности;
– постановка перед детьми проблемных ситуаций.
Следовательно, соблюдение указанных условий даст возможность сформировать высокий уровень творческого мышления детей 6-7 лет.
Основные принципы эффективного педагогического сопровождения театрализованных игр в детском саду:
– индивидуального подхода к каждому ребенку. Что реализуется через воспитательное воздействие с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
– активной позиции ребёнка, когда за каждым ребенком признается возможность иметь собственное мнение, собственную позицию;
– инициативности, развивающей воображение для создания творческого сюжета и выразительности игры;
– сменности ролей «зритель – исполнитель».
Так как игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, служащий «тренажером» для разработки физических и психических умений и навыков, мы приходим к выводу, что играм, в том числе и театрализованным, принадлежит главенствующее место в индивидуальной траектории развития мыслительной сферы детей.
Таким образом, театрализованные игры с детьми 6-7 лет развивают психические функции личности, способности к межличностному общению, творчеству в любой области, и непосредственно способствуют развитию творческого мышления. Театрализованная игра дает возможность комплексно воздействовать на старших дошкольников в вербальном и невербальном аспекте, решить задачи нравственного и эстетического воспитания, обогатить эмоциональную сферу, активизировать речевую деятельность и творческое мышление.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО‑Пресс, 2016г.
2. Вьюнова Н.И. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Самара, 2016г.
3. Гомеза М.В. Возрастная педагогическая психология. М.: Просвещение, 2014г.