Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Средства развития эмоциональной сферы ребёнка

Дата публикации: 2023-12-13 10:41:01
Статью разместил(а):
Мурыгина Татьяна Александровна

Средства развития эмоциональной сферы ребёнка

Авторы: Мурыгина Татьяна Александровна

и Бобровская Елена Викторовна

ГБДОУ Детский сад № 31 Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребёнка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется, и сердиться, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядом, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голосов и т.д.

Самые богатые возможности для развития у ребенка эмоциональной сферы, формирования богатого и сложного внутреннего мира открывается в возрасте от 1 до 6 лет. В это время ребенок активно интересуется окружающим миром, идет процесс переработки огромного количества информации, бурно развиваются и формируются речевые навыки, стремительно растет словарный запас. В это же время происходит так называемая социализация ребенка – закладка и формирование устойчивых социальных связей, ребенок приобретает опыт общения с людьми, начинает осознавать себя и окружающих как отдельные, независимые личности. Поэтому все упущения в развитии эмоциональной сферы ребенка, которые будут сделаны в этом возрасте, непоправимы. Если эмоциональная жизнь в это время бедна, восприятие красоты окружающего мира не развилось, то в дальнейшем все эмоции, все представления не будут естественными, не будут идти из глубины личности. Подростку можно дать представление об эстетических категориях, но вкус и чувство красоты уже не привьешь.

Воспитание чувства прекрасного лучше всего начинать с того, чтобы научить ребенка видеть красоту природы. А для этого нужно учить его воспринимать окружающий мир. Эта работа должна проходить постоянно. Легче всего ребенку воспринимать красоту природы целостно, через восторг и удивление взрослого. Не нужно пытаться объяснить, почему это красиво. Главное, чтобы у родителей, бабушек, дедушек, любого человека, который общается с ребенком, было искреннее и ярко выраженное восхищение красотой этого мира.

Нужно просто обращать внимание малыша на то, что вас самих удивляет и радует, например, на цветы, деревья, свежую траву, небо. Не стесняйтесь открыто выражать свой восторг: «Посмотри, какая красивая травка!», «Послушай, как поют птицы, как они радуются солнышку!». Ребенок двух лет постигает окружающий мир в основном через сенсорный опыт. Не упускайте возможности лишний раз обратить его внимание на гармоничные красивые звуки, краски, дайте познакомиться с различной фактурой живого и неживого материала, пусть он попробует на ощупь траву, листья, лепестки цветов, кору деревьев, поверхность камня, шерсть кошки или собаки, птичье перо. Даже домашние игрушки могут стать отличным пособием в воспитании эмоционального восприятия окружающего мира.

С раннего детства можно знакомить ребенка с образцами изобразительного искусства. Как правило, первыми произведениями изобразительного искусства, которые видит, и воспринимает ребенок, являются книжные иллюстрации. Читая текст, непременно обращайте внимание ребенка на картинки. Он должен учиться тому, что слово и изображение могут дополнять, пояснять, комментировать друг друга. Для малыша очень важна выразительность и определенность в передаче настроения и характеров героев.

Помните, что тонкости и полутона ребенку пока недоступны и не нужны. Знакомьте его с базовыми эмоциями и тем, как они могут проявляться и передаваться. Обращайте внимание на общее настроение рисунка – веселый, грустный; на характеры героев, стараясь вместе определить, какой персонаж изображен на конкретном рисунке – добрый, злой, честный или нечестный. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Специальное изучение эмоциональных состояний детей (Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, Н.М. Аксарин, Е.Т. Бибанов и др.) показали, что самую сильную эмоционально-положительную реакцию вызывают у ребёнка игры и шутки со взрослыми.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы – сказок, рассказов.

Настроение ребёнка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребёнку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребёнка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят ребёнку огорчение, то он остро переживает чувство неудовольствия, перенося в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение.

При специальной организованной деятельности, например, музыкальное занятие, слушание сказок и т.д., дети учатся испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки, сказок. Музыкальное занятие, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольников эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

В.М. Минаева разработала серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональное состояние, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). Ценность таких занятий заключается в следующем:

- у детей расширяется круг понимаемых эмоций;

- они начинают глубже понимать себя и других;

- у них часто наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

В совместной трудовой деятельности, результаты которой имели значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом (выполнение обязанностей дежурного по столовой, в уголке природы), у детей формируются новые мотивы поведения, возникают нового рода эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное отношение к трудовым обязанностям сменяется большой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающих.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психологических процессов и в наибольшей степени – с речью.

С включением речевых сигналов и реакций изменяется и протекание эмоциональных процессов. Существенную роль играет словесное обозначение взрослыми своего отношения к действиям ребёнка. Слова, выражающие оценки, становятся основной формирующихся у детей чувств, а в дальнейшем и моральных понятий и суждений. Для развития эмоциональной сферы у ребёнка, можно использовать пословицы, поговорки, в которых встречаются эмоциональные проявления человека. Они помогут детям глубже осознать представленные эмоции, обогатить свой язык, сделать его ярче, выразительнее.

Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующей возрасту дошкольника деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.

Предпосылки игры закладываются в раннем возрасте. Игра становится возможной, поскольку ребёнок уже овладел знаковой функцией сознания, использует предметы-заместители.

В игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и др.), но главным образом изменяется позиция ребёнка по отношению к окружающему миру.

В подвижной игре, которую затевает воспитатель, следует пробуждать чувства ребёнка, тогда игра приобретает смысл как стимул эмоционального общения. Подвижные игры объединяют детей в группы, побуждают к взаимному сотрудничеству, к уважению требований другого. Ребёнок осознаёт, что он не может быть постоянно ведущим, что должен время от времени кому-то подчиняться. Игра – лучшая подготовка к жизни в школьном коллективе.

Для дошкольников игра является главным занятием. Она – источник богатых эмоциональных переживаний. Она важна для всей будущей жизни человека именно этим эмоциональным богатством, которое является источником вдохновения, а часто и опорой в затруднительных ситуациях, глубоким родником, из которого человек черпает, как сказал поэт Витезслав Незвал. Она неоценима для будущих человеческих отношений.

А.В. Запорожец констатировал, что эмоции дошкольника необходимо «выращивать», воспитывать и развивать в деятельности.

А ведущий вид деятельности дошкольников – игра.

Таким образом, развитию эмоциональной сферы  способствуют все виды деятельности ребёнка, но огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребёнка играет подвижная игра.

 

Список литературы:

1. Быков А.И., Мухина В.С. – Психология, Москва, 1988г.

2. Запорожец А.В. – Психология, Москва: Просвещение, 1961г.

3. Колпакова Н. – статья: «Эмоциональное состояние ребёнка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детских садов», журнал «дошкольное воспитание» №10, 1999г.

4. Кошелева А.Д. – Эмоциональное развитие дошкольника, Москва, Просвещение, 1985г.

5. Кряжева Н.Л. – Развитие эмоционального мира детей, Ярославль: Академия развития, 1997г.

6. Любинская А.А. – Детская психология, Москва, 1971г.

7. Филиппова С.О., Волосникова Т.А., Каминский О.А., Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- Москва: Издательский центр «Академия», 2007г.

8. Яковлева Л.В., Юдина Р.А., Физическое здоровье и развитие детей 3 – 7 лет. – Москва, 2004г.

 

.  .  .