Проект. Что это такое, и зачем он нужен в детском саду?
Проект. Что это такое, и зачем он нужен в детском саду?
Авторы: Щербакова Г.В. и Петрова Е.В.
МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»
Аннотация: Детям в дошкольном возрасте очень важно самим научиться добывать нужную информацию, у них от этого развиваются исследовательские навыки. Главная задача педагогов — в этом возрасте заложить навыки активности, самостоятельности для решения поставленных задач и поиска ответов на вопросы, систематизировать информацию, научить детей применять свои знания, навыки и умения во всех видах деятельности.
Ключевые слова: дошкольное образование, метод проектов, типы проектов.
На сегодняшний день система развития дошкольного образования испытывает существенные изменения. Научно-технический прогресс входит во все сферы жизни и требует от воспитателя избирать эффективные средства обучения и воспитания детей на основе современных методов и интегрированных технологий.
В практике дошкольных учреждений довольно часто применяется инновационный метод интегрированного и проблемного обучения. Одним из этих методов является - метод проектов. Самое главное в этом методе - самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт мир и воплощает знания в жизнь.
В переводе с греческого проект – путь исследования. Под проектом можно понимать организованную взрослым и выполняемую детьми совокупность действий, которые завершаются созданием творческих работ. Метод проектов - это комплекс действий, когда дети, в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов, приобретают новые знания. Можно сказать, что метод проектов помогает детям в решении каких-либо проблем. Метод проектов - это педагогическая технология, в основе ее лежит самостоятельная деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и превращает его в новые знания и реальные творения.
Основной тезис современного понимания метода проекто: "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне нужно, где и как я смогу эти знания применить".
Известный учёный А. Эйнштейн сказал в своё время: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможность познать себя».
Возможность и свободу познать себя, на наш взгляд предоставляет проектная деятельность, которая позволяет ребенку не ощущать на себе «давления» взрослых. На сегодняшний день проектная деятельность входит в новые стандарты начального образования.
Проекты в детском саду носят, чаще всего, характер обучения. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать свой собственный проект. Поэтому обучение необходимым навыкам и умениям является основной задачей воспитателей.
Проекты в детском саду могут быть
• Творческие (оформление результата в виде детского праздника);
• Информационные (дети собирают информацию и реализуют ее);
• Ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки, решают по своему поставленные проблемы);
• Исследовательские (дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газеты, драматизации).
Проекты должны иметь четкую структуру, обозначение целей, актуальности предмета исследования, социальной значимости, продуманных методов в обработке результата.
Существует три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, они представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, творческих и проблемных методов.
1 этап – подражательно-исполнительский, доступен для детей в возрасте 3,5–5 лет.
Дети на этом этапе участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или подражают ему и это никак не противоречит природе ребёнка; так как в этом возрасте существует потребность сохранить и установить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
2 этап – развивающий, он подходит для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Дети реже обращаются с просьбами, организует совместную деятельность со сверстниками. У них развивается самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать свои собственные поступки и поступки сверстников. В дошкольном возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, выбирают необходимые средства для достижения результатов деятельности. Они проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, а так же самостоятельно находят проблемы.
3 этап – творческий, для детей 6–7 лет. На этом этапе взрослому необходимо развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Педагог тоже последовательно работает над проектом:
- ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- привлекает дошкольников к решению проблемы;
- устанавливает план действий, который приведет детей к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Проектная деятельность - это интеллектуальный труд.
Зачем же нужны проекты?
Проекты:
- активизируют самостоятельную и познавательную деятельность детей;
- помогают детям освоить окружающую действительность, тщательно изучить ее;
- развивают творческие способности детей;
- развивают умения наблюдать;
- развивают умение слушать и слышать.
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, облегчает процесс освоения ребенком окружающего мира.
Огромную ценность метод проектов имеет в вовлечении родителей в этот процесс:
- у них формируется высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
- развивается глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
- появление возможности закрепления знаний, которые дети получают в детском саду и занятий дома.
- участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
- расширяет социальный опыт ребёнка и дает положительные модели для подражания.
Дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта.
При участии родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Дети становятся раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Подводя итог, всего выше изложенного, можно с уверенностью сказать, что необходимость использования проектной деятельности обусловлена тем, что позволяет расширить поле для детского исследования. Проектная деятельность развивает интеллектуальные, коммуникативные навыки не только детей, но и взрослых, поэтому для большей эффективности нужно включать проектную деятельность в образовательную программу.
Литература:
1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2008.
3. Золотухина А.А. Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста (предметная область «Художественно-эстетическое развитие») / А.А. Золотухина, О.А. Сатвалдыева, О.В. Литвинова // Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 44–46.
4. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: — М.: АРКТИ, 2003.
5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004.