Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Техника рисования как педагогическое средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-12-03 18:21:42
Статью разместил(а):
Фадеева Татьяна Михайловна

Техника рисования как педагогическое средство развития воображения детей старшего дошкольного возраста 

Автор: Фадеева Татьяна Михайловна

 

Евдокимова М.М. утверждает, что рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные впечатления, реализовать свой творческий потенциал. Оно помогает развить чувство прекрасного в ребенке и обогатить его духовный мир [1]. Комарова Т.С. отмечает, что в старшем дошкольном возрасте закладывается основа для деятельности, благо- даря которой происходит развитие творческого воображения. В этом возрасте, дети способны к созданию об- раза, с помощью фантазии создаются конструкции, новые идеи для рисования. Важно отметить, что продукты творческой деятельности отличаются индивидуальностью, а также оригинальностью и неповторимостью образов. Детям старшего дошкольного возраста характерна активность, комментирование происходящего, любопытство, нескончаемые вопросы: «Зачем?», «Почему?» и др. [2].

Психологи и педагоги рассматривают творчество как внутреннюю ценность ребенка и его личностные качества, как естественную деятельность, необходимую для развития способностей каждого дошкольника (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Выготский, Н.Н. Поддяков и др.).

В современных педагогических и психологических исследованиях доказано, что необходимо заниматься изобразительным искусством для умственного и эстетического развития детей дошкольного возраста. Так, в работах А.В. Запорожец, В.В. Давыдова Н.Н. Поддьякова обнаружила, что дошкольники способны в процессе объективной чувственной деятельности, в том числе рисовать, различать существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме [3].

Первые исследователи детских рисунков (начало 20-го века), как русские, так и зарубежные (В.М. Бехтерев, Коррадо Риччи, Либерти Тадд), отметив оригинальность развития детского творчества, признали необходимость научить детей рисовать и, в частности, вооружить детей техническими навыками. Коррадо Риччи (итальянский историк искусства) придавал большое значение изучению искусства рисования, отметив, что, не изучая искусство рисования, даже взрослые остаются на том же уровне дизайна, что и дети.

Американский педагог Либерти Тэдд (директор художественно-промышленной школы в Филадельфии) считал развитие ловкости рук, его мобильность важным условием для выражения содержания изображения. Либерти Тэдд разработал систему упражнений для развития рисования движений рук. Его упражнения начинаются с развития широких движений рук: эти движения характерны для детства, и дети повторяют их с удовольствием.

По словам Т.С. Комаровой, «преподавание технических навыков и навыков рисования будет успешным только в том случае, если учитель учитывает физиологические и психологические особенности, условия и способы их обучения. Для этого педагогам необходимо познакомиться с психологией формирования навыков и умений» [4].

Система Фридриха Фребеля, основанная на идеалистическом понимании развития ребенка, была широко распространена. Фробель считал, что развитие - это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной с рождения каждому человеку. Им предлагалось большое количество различных графических материалов, но действия детей с этими материалами строго регламентировались.

С конца XIX века детский рисунок привлекал внимание ученых из разных областей - психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.

За рубежом один за другим появляются работы по психологии детства, в которых анализ детских рисунков (Д. Селли, Н. Браунинг, Р. Лашпрехт и др.) Отводится большое место.

Первым автором, посвятившим свою работу «Детские художники» (1887) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский историк искусства Коррадо Риччи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал описание оригинальности изобразительного искусства детей. Но в его работе и работе его последователей главным недостатком было идеалистическое понимание развития детских рисунков.

Детские рисунки часто оценивали как произведение искусства, которое имеет большую эстетическую ценность, чем произведение взрослых.

В работах русских авторов было характерно, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогической точки зрения - с точки зрения развития наблюдательности, памяти, внимания и эстетических чувств у детей (российские ученые Л.Г. Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмитт) [5].

В 1910 г. В.М. Бехтерева «Начальная эволюция детского рисунка в объективном исследовании» не утратила своего значения до настоящего времени. В.М. Бехтерев рассматривал детский рисунок в самый ранний период у детей 3-4 лет. Он указал, что ребенок все еще ничего не изображает в начальных штрихах и каракулях. Узнав о характере штрихов и фигур на рисунках детей, В. М. Бехтерев приходит к выводу, что у ребенка очень рано проявляется стремление к изображению. Он рисует то, что видит в окружающей жизни, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится [6].

В.М. Бехтерев признал необходимость обучения детей технике рисования; По его мнению, рациональное подражание взрослым не должно мешать ни оригинальности, ни проявлению индивидуальности ребенка [7].

Он рассматривал детский рисунок как «объективное свидетельство проявления и развития психики ребенка» и в этой связи придавал большое значение изучению характера детских рисунков. При анализе детских рисунков, по мнению ученого, следует учитывать развитие координации пальцев руки ребенка.

Он сыграл важную роль в обучении маленького ребенка навыкам правильного удержания карандаша и его использования. В.М. Бехтерев подчеркнул, что усвоение ребенком неправильных методов вряд ли было преодолено позднее и пагубно сказалось на рисовании и письме.

В своей работе, посвященной изучению детского рисунка, он писал: «Чтобы изучить начальную эволюцию детского рисунка, необходимо с самого начала, как только у ребенка развивается способность схватывать ручку, приучить ребенка к правильное удерживание карандаша между тремя пальцами.

Эта наука обычно не дается ребенку сразу, так как изначально ребенок предпочитает зажимать карандаш просто в кулак или между первой и второй фалангами второго и третьего пальцев, пропуская карандаш между большим и вторым пальцами. Поэтому необходимо систематически учить ребенка правильно держать карандаш между пальцами, без чего невозможно проследить начальные этапы развития детского рисунка, поскольку при более позднем обучении ребенка удерживать карандаш начальное развитие рисунка нельзя проследить с достаточной полнотой. Бехтерев предложил учить детей правильно держать карандаш от полутора до двух лет, иначе, по его мнению, неправильное умение можно было исправить.

Большой интерес к изучению детских рисунков проявил Ф.И. Шмитта он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем офис творчества при Всеукраинской академии наук в Киеве. Целью его исследований является выявление закономерностей детского творчества.

Известный психолог Г.Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие - это способ существования человека. Изобразительная деятельность ребенка постепенно приобретает художественный и творческий характер в результате накопления, уточнения образов-репрезентаций и овладения способами изображения. Продуктом художественной и творческой деятельности является выразительный образ [8].

Таким образом, по мнению педагогов и психологов, полноценное развитие ребенка возможно только в контексте его планового воспитания и развития. В области рисования рекомендуется обучать тем навыкам и умениям, которые можно определить как технику рисования.

С самого начала ознакомления ребенка с рисунком его необходимо научить правильно держать карандаш, кисть, карандаш, использовать самые разные материалы. Обучение детей тому, как рисовать, понимать свойства различных материалов, их выразительные способности и развивать способность использовать различные материалы для создания изображений, несомненно, важно для развития изобразительного искусства.

Изобразительная деятельность начинается в раннем детстве и продолжает развиваться в дошкольных годах. Мы обязаны понимать закономерности и возможности полноценного психического развития ребенка, становясь им как личностью.

Одним из важнейших законов развития личности является формирование личности в обществе, в процессе общественных отношений. Еще одним паттерном развития личности является признание того, что оно генерируется и развивается в деятельности.

Для нас было важно понять в детской изобразительной живописи, какие мотивы ее побуждают, законы их формирования и развития, постепенный характер формирования целенаправленной деятельности; действия, составляющие графическую деятельность, их появление, развитие и соотношение между собой; Возможные результаты, их значение и значение для развития ребенка [9].

Процесс формирования личности ребенка в зрительной деятельности - это, прежде всего, процесс освоения им этой деятельности, его развития как субъекта графической деятельности, то есть развития всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характер - короче говоря, неотъемлемая психическая деятельность ребенка. Развитие личности ребенка и его общего психического развития в контексте конкретных видов деятельности является сущностью деятельностного подхода, который традиционно является ведущим в российском дошкольном образовании.

Это проявляется:

- в реализации основной позиции психологии о доминирующей роли деятельности в развитии ребенка;

- в принятии возрастной периодизации развития детей, сделанной на основе анализа изменений в социальной ситуации развития ребенка и соответствующей ведущей деятельности;

- в раскрытии оригинальности изобразительной деятельности детей и задач ее формирования у детей как одной из основных;

- в трактовке педагогической деятельности взрослых их содержательное взаимодействие с детьми является основным условием усиления развития ребенка в зрительной деятельности.

Анализ графической активности детей в дошкольном возрасте по всем этим параметрам следует проводить с учетом специфики возрастного периода.

В своих работах Косминская выделила и раскрыла 2 этапа развития зрительных способностей:

1) Доизобразительный период в развитии способностей.

Первый этап в развитии художественных способностей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, и т.д. В педагогической литературе этот период носит название “доизобразительный”, так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. Этот период играет существенную роль: ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

2)  Изобразительный период в развитии способностей.

С появлением сознательного изображения предмета начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть поставлены задачи систематического обучения детей.

Первые изображения предметов в рисунке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребёнка ещё отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а, следовательно, и чёткость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет ещё технических навыков.

В старшем дошкольном возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребёнок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму.

К 6 годам обогащается сенсорный опыт детей. Богаче, разнообразнее и точнее становятся представления о предметах и явлениях окружающего, усиливается работа воображения. Замыслы характеризуются большим разнообразием, устойчивостью.Дети старшего дошкольного возраста подходят к созданию изображения со сложившимся замыслом, который ребенок соотносит с имеющимся в его опыте способами изображения и средствами его выразительного решения [10].

Т.С. Комарова отмечает, чтоэффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности [11].

В старшей группе идет дальнейшее совершенствование всех навыков владения карандашом и кистью.В основном дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования.

Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть больше наклонен к бумаге, благодаря чему получаются более широкие штрихи, позволяющие закрасить рисунок быстрее.

При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно.

При рисовании широких полос и мазков кистью ее нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти — перпендикулярно по отношению к бумаге. Отработка этих приемов способствует выработке легкости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности [12].

Однако формирование умения свободно владеть карандашом возможно только в том случае, если в предшествующих группах детского сада (2-я младшая, средняя) детей научили правильно держать карандаш.

Если к моменту прихода в старшую группу данный навык не сформирован, отработка его потребует большого труда и долгого времени. Это можно объяснить, прежде всего, тем, что неправильный навык сильно укрепился. Он настолько автоматизировался, что не вызывает никаких усилий, и внимание ребенка переключается на изображение. Овладение правильным навыком требует переучивания. Нужно деавтоматизировать старый, неправильный навык и выработать новый. Как известно, выработка нового навыка требует постоянного внимания к выполнению действия. Когда внимание ребенка направляется на то, как он держит карандаш, он делает это правильно. Как только внимание переключается на изображение, ребенок забывает новый навык и в действие вступает старый, хорошо закрепившийся. У некоторых детей прежний навык оказывается настолько прочным, что переучить их удается лишь с большим трудом.Это лишний раз подтверждает необходимость выработки правильных навыков с самого начала, как только мы даем ребенку карандаш и кисть, чтобы потом не пришлось переучивать.

Одно из средств выразительности рисунка — использование линий разной интенсивности. Это достигается регуляцией силы нажима на карандаш. Отработка этого навыка очень важна, но было бы неверным с самого начала добиваться от всех детей одинаковой силы нажима.

В старшей группе будет отрабатываться и ритмичность при повторности однородных движений. Особая роль в этом принадлежит декоративному рисованию. Декоративные композиции, создаваемые детьми, строятся на ритмическом повторении элементов узора (линий, точек, мазков, пятен, дуг, различных растительных элементов: цветов, веточек, листьев).

В старшей группе должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в определенном направлении. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изображаемого предмета. Перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура, чем в предшествующих группах.

Для этого необходимы: различные повороты движения, изменение направления движения, большая точность перехода от движения в одном направлении к движению в другом направлении (переход от движения по прямой к движению по дуге и переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге).

В этой группе должны быть окончательно сформированы движения, направленные на изображение предметов округлых и прямолинейных форм разного характера (круглых, квадратных, треугольных, разных по величине; овальных, прямоугольных, трапециевидных, разных по пропорциям).

В старшей группе формирование указанных навыков продолжается, но дети изображают уже несколько предметов, находящихся в разном положении: на одном рисунке, например, рисуют постройки, в которых кирпичики ставятся на длинную и на короткую грани и т.д. Кроме того, дети рисуют предметы более сложного строения, чем в предшествующей группе (птицы, животные, человек). Изображение этих предметов появлялось и раньше, но оно было схематичным, передающим лишь некоторые части.

Изображение пространственных свойств предметов требует умения соразмерять движения с длиной линий, величиной частей (прямоугольник, квадрат и т.д.). Отработка этих умений должна начинаться в старшей группе, так как возникает задача передавать относительную величину предметов и их частей. В старшей группе данное умение связывается с усвоением некоторых знаний о пропорциях предметов. Не умея произвести формообразующее движение, ребенок не может регулировать это движение по длительности. Вот почему умению подчинять движение соразмерению отрезков и частей изображения начинают учить в старшей группе, когда ряд способов формообразующего движения уже усвоен, так как умению, которое только начинает отрабатываться, надо уделить особое внимание.

В старшей группе расширяется техника рисования карандашами и красками. Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цветными карандашами; при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т.п. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М.

Дети в этой группе должны усвоить несколько правил пользования простым графитным карандашом: рисовать им нужно легко, линии проводить только один раз. Тогда неправильно нарисованное можно исправить, и после закрашивания это не будет заметно.

Впервые в старшей группе дети получают для рисования акварельные краски. И важно сразу же учить правильным способам работы ими.

В результате работы дети знакомятся с:

- холодными и теплыми цветами;

- характеристиками света (дневного и искусственного);

- психологическими характеристиками цветовых тонов;

- основами перспективы (линейной и воздушной);

- характеристиками пластического рельефа;

- эстетическими особенностями декоративно-художественных промыслов (Гжель, Хохлома, Жостово, дымковская игрушка, богородская игрушка);

- основами орнамента (бордюра).

Дети могут:

· самостоятельно применять различные техники в рисовании;

· использовать в работе колорит для создания образа, холодные и теплые цвета;

· выделять и фиксировать смысловой центр в рисунке;

· уметь передавать в рисунке движение и его характер;

· использовать основные и производные цвета в работе;

· самостоятельно подбирать светлые и темные тона, смешивать их с белилами;

· подбирать колорит для рисунка;

· рисовать животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции;

· изготавливать и расписывать декорации-задники [13].

Задачи обучения рисованию в старшей группе:

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках.

Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, деревья в ветреный день - наклоняться и т.д.). Учить передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями, способами и приемами рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).

Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.

Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой: прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой.

Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, и рисовать концом кисти мелкие пятнышки.

Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, светло-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлить цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

 

Литература:

1. Евдокимова М.М. Волшебные краски. Пособие для занятий с детьми по рисованию.- М.: Школьная Пресса, 2014. – С. 178.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов: для работы с детьми 2-7 лет – М.: Мозайка-Синтез, 2013. – С. 69.

3. Малинина Д.Е. Сказка как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста  //  РОССИЯ И МИР: НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ВЫЗОВЫ И ОТВЕТЫ Двадцать первые Вавиловские чтения: материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2х частях. Под общей редакцией В.П. Шалаева. 2018. С. 313-316.

4. Исакова Ю.Б. Динамика развития креативности в старшем школьном возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 313-316.

5. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 С. 56-59.

6. Мельникова Н.Ю., Валикжанина С.В. Нетрадиционные подходы в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса Материалы научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. 2018. С. 319-324.

7. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 63-65.

8. Сакулина Н.П. КомароваТ.С. Изобразительная деятельность в детском саду, 2013. – С. 47.

9. Чапурных А.А. Диагностика творческой активности учащихся // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 279-283.

10. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11 (117). - С. 191-196.

11. Чапурных А.А. Диагностика творческой активности учащихся // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 279-283.

12. Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. -  С. 58.

13. Руденко И.В., Котова С.А. Комплекс условий по реализации дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 101-104.

 

.  .  .