Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников

Дата публикации: 2023-12-03 15:25:17
Статью разместил(а):
Исакова Маргарита Александровна

Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников

Авторы: Исакова Маргарита Александровна

и Скоробогатова Мария Валерьевна

ГБДОУ Детский сад № 11 Невского района Санкт-Петербурга

 

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Культура речи – явление многоаспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком. 

В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность, выразительность.  

Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику речи.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды - неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своём рассказе, говорить связно. Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.

В системе традиционных и нетрадиционных методов работы с детьми дошкольного возраста всё большее значение имеет работа со сказкой. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми. 

Через восприятие сказочных произведений формируется психологическая защищённость ребёнка, вера в позитивное разрешение проблем. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Образность языка сказки развивает речь, интересный сюжет сказок активизирует воображение и вызывает эмоции. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную работу и обеспечивает эффективное усвоение информации.

Дети дошкольного возраста быстро отвлекаются, утомляются, не всегда удерживают в памяти задания, им часто не доступны логические и временные связи между предметами и явлениями. У многих детей выявляются  нарушения в развитии связности высказывания. Именно эти особенности дошкольников диктуют основную цель использования приёмов сказки: всестороннее, последовательное развитие речи и связанных с ней психических процессов.

Целесообразность использования сказочных произведений в работе по развитию речи дошкольников подчеркивали многие авторы: Н.В. Нищева, М.А. Поваляева, А.А. Гуськова, Л.Н. Шаманская, Л.Ю. Козина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Многочисленные исследования этих авторов доказывают, что метод работы со сказкой занимает одно из центральных мест в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

В настоящее время в работе по речевому развитию дошкольников используется большое количество разнообразных сказок: народные, авторские, психокоррекционные, дидактические, логосказки.

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Средства сказки также можно использовать для формирования у детей звукопроизношения, лексики, грамматики и связной речи.

Доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева разработала серию сказок дидактического плана с включениями различных упражнений для развития дыхания, артикуляционной моторики, уточнения артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации звуков, сказки для обучения грамоте.

Она отмечает, что сказка является одним из наиболее доступных средств, для развития не только речи, но и всех сторон психической деятельности ребенка.

Сказки легко запоминаются благодаря образности языка. Из сказки ребенок узнает много новых слов, крылатых выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты, пословицы, поговорки и другие средства образной выразительности. Соответственно, у детей совершенствуется выразительность речи, расширяется словарный запас, повышается уровень связности диалогической и монологический речи.

Дидактическая сказка - самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Ну а кроме прочего - показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка за­канчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки).

Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это мо­жет быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том: как и зачем нужно внимательно переходить дорогу; как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения; как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай; как и зачем нужно убирать на место игрушки; как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми.

В дидактических сказках изучаемый материал подаётся в яркой и образной форме. В таких историях символы и предметы, к которым нужно вызвать интерес, одушевляются и попадают в сказочный образ мира. Иными словами, учебные задания и информация «подаются» в сказочной форме.

Известный психолог и психотерапевт Дорис Бретт писала: «Нам, взрослым, следует помнить, что, если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно».

Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника. Поэтому сведения о природоведении, географии, истории дети Яснополянской школы получали в форме художественных рассказов. Но помимо обучающих задач эти рассказы содержат в себе и высокие воспитательные цели.

Ярким примером одной из таких дидактических сказок Толстого является произведение «Муравей и голубка»:

Муравей подполз к ручью пить.

Волна набежала и чуть его не потопила.

Голубка несла ветку: она увидела, что муравей тонет, и бросила ему ветку.

Муравей сел на ветку и спасся.

Потом охотник расставил сеть и хотел поймать голубку.

Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу.

Охотник охнул и уронил сеть.

Голубка вспорхнула и улетела. 

Для работы с дошкольниками можно брать готовые дидактические сказки, а можно, научиться придумывать их самим. Сказки можно сочинять о чем угодно, главное, чтобы ребенку было интересно. 

Иногда придуманные истории возникают спонтанно. Например: видя, что ребенок никак не может научиться различать цвета, берём лист бумаги, простой карандаш, краски и начинаем рассказывать: «Жила-была одна добрая старая книжка. Картинки в ней были скучными, чёрно-белыми. Высоко-высоко в сером небе светило белое солнышко (рисуем простым карандашом солнышко). Трава и деревья были чёрными (рисуем). А речка непонятного мутного цвета (рисуем). Очень грустила книжка, что не может порадовать своих читателей разноцветными картинками. Однажды книжку положили рядом с коробкой красок (кладем рядом краски). Взмолилась книжка: «Милые краски! Сделайте, пожалуйста, мои картинки весёлыми! Раскрасьте их в разные цвета!» Согласились краски и принялись за дело. Только никак не могли договориться, кто что раскрашивает (показываем, как краски толкают друг друга). Может, поможешь им разобраться?» В ходе такой обучающей сказки раскрывается смысл и важность выполнения игрового задания.

Чтобы научиться сочинять сказки, в качестве основы, для начала, можно использовать знакомые сюжеты (сказки «Колобок», «Теремок»), «подстраивать» под них свои темы и «наполнять» необходимым содержанием. Сочиняя сказку, необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка. Чем он младше, тем проще и короче должна быть сказка.  

При использовании дидактической сказки в занятиях по развитию речи у детей повышается речевая активность. Дети учатся давать развернутые речевые характеристики сказочным героям, правильно оценивать взаимоотношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, понимать логику построения сюжета, сопоставлять сказки с приобретёнными знаниями. 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что занятия на основе сказочных произведений являются эффективными средством для формирования речевой культуры дошкольников, позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать способности к точному высказыванию своих мыслей, повышают коммуникативную направленность речи детей.

Использование сказочного материала в работе, значительно повышает уровень развития связности высказывания дошкольников и формирует представления об основных принципах построения высказывания, что делает речь детей логичной, последовательной и развернутой, то есть сказка, в том числе, дидактическая, является эффективным средством формирования основ речевой культуры дошкольников.

 

.  .  .