Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Игры и пособия для развития дошкольников

Дата публикации: 2023-10-30 00:41:46
Статью разместил(а):
Казак Ольга Владимировна

Игры и пособия для развития дошкольников

Автор: Казак Ольга Владимировна

 

Дидактическая игра «Имена Признаков».

Основные задачи:

1. Упражнять детей понимать и повторять за педагогом Имена признаков Объекта и их Значение.

2. Упражнять детей выделять некоторые Имена признаков и их значения у Объекта.

3. Упражнять в сравнении объектов по Именам признаков и их Значениям.

4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием Имени признака и давать ответы описательного характера по определенному Объекту.

5. Создавать условия для использования Имен признаков и их Значений в обсуждениях.

Рекомендации по работе с пособием: Необходимо начинать знакомить, детей с одним признаком. Предварительно рассмотреть с ребенком каждую карту с признаком (схемой), назвать его, обсудить, какие значения могут быть у этого признака.

Данное пособие рассчитано на детей от 3-7 лет.

Дидактическое пособие «Природный и рукотворный мир».

Цель: развить умения детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.

Задания проводятся на большом круге, разделенном пополам. В первую половину круга помещаются картинки с изображением объектов рукотворного мира, во вторую - природного. Необходимо подготовить набор картинок с изображением различных объектов природного и рукотворного мира (не менее 100).

Содержание игры:

Ведущий объясняет, что все объекты в мире разные. Есть предметы, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга). Есть объекты, созданные природой - это объекты природного мира (дети называют их и кладут картинки в соответствующую часть круга).

Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:

«Всё в мире перепуталось».

«Раз, два, три, ко  мне беги» (у кого картинки с изображением предметов рукотворного мира, бегут к ведущему).

Соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто поможет волшебнику – путанику».

Пособие «Ознакомление дошкольников со временем и его свойствами» (младший, средний и старший возраст)

Цель: познакомить детей (разного возраста) с временами года, частями суток, днями недели, настоящим, прошедшим и будущим временем.

Рекомендации по работе с пособием: необходимо начинать знакомить детей со второй половины года в  средней группе, предварительно рассмотреть с ребенком каждую картинку схемы, назвать ее, обсудить, какие значения могут быть у этой картинки.

Данное пособие рассчитано на детей от 3-7 лет.

Пособие по нравственному воспитанию «Правила нашей группы».

Цель: формирование культуры поведения у дошкольников. Развивать доброжелательность, терпимость, понимание, взаимопомощь, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, чувство товарищества.

Рекомендации по работе с пособием: рассматривать поступки и правила поведения воспитанников в различных повседневных ситуациях, анализировать их, размещать их схематические изображения  в соответствующие кармашки.

Данное пособие рассчитано на детей от 5-7 лет.

Математическое пособие по ориентировке в пространстве «Строчки и столбики» (на магнитах).

Цель: учить отличать пространственные направления, уметь вычленить различные стороны: правую, левую, верхнюю, нижнюю. Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

Данное пособие рассчитано на детей от 6-7 лет.

Математическое пособие «Веселый счет». 

Цель: счет до двадцати, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три...) и порядковые (первый, второй, третий...) числительные от одного до десяти и с переходом через десяток, предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого и второго  десятка; знакомство и  действия  со знаками; решение примеров.

Данное пособие рассчитано на детей от 4-7 лет.

Пособие по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина».

Цель: привитие  любви к Отечеству, гордости за его культуру, формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

- к семье, городу,  округу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

Данное пособие рассчитано на детей от 4-7 лет.

Пособие по формированию у дошкольников анализу ситуаций (причинно-следственные связи).

Цель пособия: создавать педагогические условия для использования механизмов дихотомии, метода  морфологического анализа при обучении детей анализу ситуаций.

Задачи:

- продолжать обучение детей определению ситуаций по специфическим характеристикам объектов, самостоятельному сравнению двух  и более  объектов по признакам;

- производить оценочные действия;

- находить общее и отличительное в ситуациях, сравнивать их, и на этой основе составлять абстрактные модели;

- формировать понятие о том, что за причиной всегда идет следствие (установление причинно-следственных связей).

- продолжать учить составлять предложения с использованием сложно-подчиненных союзов.

Анализ ситуаций. Из предложенных карточек выбрать пары, найти из них причину и следствие по алгоритму, используя помощники (мостики «поэтому» и «потому что»)

Алгоритм анализа ситуаций:

Выбираем объект

Находим причину и следствие

Ставим мостик, с использованием «помощников»

Составляем предложение

Пример: Наступила осень, поэтому птицы улетели на юг.

Причина – наступила осень. Следствие – птицы улетели на юг. (использован помощник – мостик  «поэтому»)

Работа с морфотаблицей.

По вертикали – название (портрет) птицы;

По горизонтали – кормовая база:

1 - листья, семена

2 - зерно

3 - ягоды

4 - шишки, хвоя

5 - рыба

6 - водоросли

7 - насекомые

8 - грызуны

9 - земноводные

10 - яйца птиц

11 - пищевые отходы.

Последняя колонка – анализ: перелетная или зимующая птица.

Пример: Стерх (белый журавль)

Питание состоит из: ягод, водорослей, насекомых, грызунов, земноводных, рыбы, яиц птиц. Причина - кормовая база зимой отсутствует. Следствие – улетает на юг.

Данное пособие рассчитано на детей от 5-7 лет.

Пособие по обучению детей алгоритму составления и решения задач.

Цель: развитие системного мышления по отношению к объекту, формирования умственных операций:

- анализа (мысленного разложения целого на части или выделения из целого  его сторон, действий, отношений),

- синтеза (мысленного объединения частей, свойств, действий в единое целое)

- закрепление работы с признаками.

Алгоритм составления задачи. Вычитание  Сложение

У – условие

? – вопрос

Р – решение

О – ответ

Алгоритм составления Условия:

Место объекта – Действие объекта – Количество объекта – Знак(математический)

Пример:

УСЛОВИЕ:  На столе (место) лежало (действие) 5карандашей (количество), 4 карандаша упало.

ВОПРОС: Сколько карандашей осталось лежать на столе?

РЕШЕНИЕ: 5 – 4 =1

ОТВЕТ: На столе осталось лежать 1 карандаш.

Данное пособие рассчитано на детей от 5-7 лет.

Пособие по обучению детей классификационным умениям.

Цель: Создавать условия для развития способностей: анализировать, классифицировать, комбинировать, обучать детей классификационным умениям, (классификация - распределение объектов по группам), где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам.

Описание: О настоящей классификации можно говорить только тогда, когда понимаются отношения между группой и подгруппой. Главным механизмом  формирования умения строить классификационные структуры являются мыслительные операции дихотомии, при которых ребенок самостоятельно группирует какие-либо предметы по определенному признаку, устанавливает родо - видовые отношения и постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возраста уровне.

Например: Игра «Лифт».

Детям предлагается любая карточка (например птица).

Птица класс – пернатых относится к живой природе   природный мир   Россия   планета Земля   Вселенная

Данное пособие рассчитано на детей от 6-7 лет.

Пособие по обучению детей "Обучение детей созданию образных характеристик объектов".

Цель: обучение детей созданию образных характеристик объектов с помощью технологические цепочки мыслительных действий, позволяющих научить детей составлению сравнений, а так же усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта.

Пример: новогодние шарики ПО ЦВЕТУ разноцветные, как салют.

Еловая ветка ПО ПОВЕРХНОСТИ колючая, словно ежик.

Морковка ПО ФОРМЕ треугольная как-будто крыша домика  и т.д.

 

.  .  .