Проект "Пермь – мой родной и любимый город"
Проект к 300-летию г. Перми «Пермь – мой родной и любимый город»
Авторы: Епанова Татьяна Алексеевна,
и Передернина Елена Георгиевна
МАДОУ «Детский сад № 369», г. Пермь
Информационная карта:
Сроки реализации проекта: Январь - июнь.
Кадры, реализующие проект: старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты ДОУ.
Вид, тип проекта: долгосрочный, познавательный, творческий.
Цель и направления деятельности проекта: формирование первоначальных представлений о родном городе и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств.
Краткое содержание проекта: в ходе реализации проекта дети знакомятся с родным городом и районом, достопримечательностями Перми посредством просмотра презентаций. Родители и дети участвуют в викторинах, мастер-классе по оформлению юбилейных открыток, фотовыставки «Я – пермяк», «Семейное селфи в ледовом городке». Создаются ролики: «Семейные прогулки по любимому городу», «С днём рожденья, Пермь!», оформляется выставки рисунков, выполненные детьми совместно с родителями, поздравительный коллаж «Перми 300!» Дети принимают участие в спортивном развлечении «Ловкие и активные пермяки», совместно с родителями в квесте «Что я знаю о Перми».
Количество участников: 30 детей, родители, 2 воспитателя, педагоги ДОУ.
Возраст детей: от 5 до 6 лет.
Формы проведения: просмотр презентаций, викторины, фотовыставки, выставки творческих работ, мастер-класс, спортивное развлечение, квест. Продукт проекта: проект «Пермь - родной и любимый город», электронные презентации, сценарии викторин, мастер-класса, видеоролики, фотовыставки, выставки творческих работ, сценарии развлечения и квеста.
Актуальность.
В этом году город Пермь отмечает юбилей, 300-летие со дня его основания. В течение всего года планируются различные мероприятия: выставки, фестивали, форумы, конкурсы, как для детей, так и взрослых. Юбилейная программа разнообразна, особо делаются акценты на развитие спорта, культуры и патриотизма. Педагоги ДОУ так же работают по этим направлениям.
Тема данного проекта особенно актуальна в год празднования 300-летия родного, любимого города, важна для каждого жителя, в том числе и маленького пермяка. В детском саду необходимо обогащать детей знаниями о родном районе и городе, воспитывать чувство патриотизма, которое формируется в процессе целенаправленного воспитания любви к детскому саду, к улице, городу и родной стране.
В данном проекте мы объединили игровые и познавательные элементы, что даёт возможность детям дошкольникам не только закрепить знания о родном городе, но и увидеть красоту и самобытность малой родины, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.
Уверены, что юбилей — это не просто знаковая дата, но и новая отправная точка для дальнейшего развития патриотизма у подрастающего поколения.
Цель проекта: формирование первоначальных представлений о родном городе и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств.
Задачи проекта:
- Обобщать и систематизировать знания о городе.
- Воспитывать чувство гордости за свой город, пробуждать интерес к истории и культуре своей малой Родине.
- Привлечь родителей к совместной творческой и двигательной деятельности.
- Совершенствовать навыки физической культуры: ловкость, быстрота, координация движений, выносливость.
Планирование работы по реализации проекта.
I этап – подготовительный:
№ |
Формы работы |
Время |
Результат |
Ответственные |
1. |
Создание информационной базы и подбор материала для реализации проекта |
янв. |
Материалы |
Старший воспитатель |
2. |
Подбор вопросов для анкетирования родителей «Многообразие Перми» |
янв. |
Заинтересо-ванность родителей |
Воспитатели |
3. |
Оформление холла по теме проекта |
янв. |
Фотоотчет |
Педагог-психолог |
4. |
Создание презентаций «Достопримечательности нашего города», «Район, в котором мы живём», «Скульптуры и памятники Перми», «Улицы города». |
янв.- февр. |
Электрон-ные презентации |
Учитель-логопед |
4. |
Подбор фото-видео-аудио материалов |
янв. |
Видеотека, аудиотека |
Педагог-психолог |
5. |
Подбор материала для оформления РППС по теме. |
янв. |
РППС |
Воспитатели |
6 |
Подбор и оформление стендовой информации для родителей «Город Пермь и его достопримечательности» |
янв.- май |
Стендовые консульта-ции |
Старший воспитатель |
7. |
Разработка сценария спортивного развлечения «Ловкие и активные пермяки» |
янв. |
Сценарий мероприятия |
Инструктор по ФИЗО
|
8.
|
Изготовление атрибутов для фото «Я – пермяк» и спортивных эстафет |
янв. |
Атрибуты |
Инструктор по ФИЗО
|
9 |
Разработка сценария квеста «Что я знаю о Перми» |
февр. |
Сценарий спортивного развлечения |
Педагог-психолог |
10. |
Изготовление дидактических игр «Парные картинки», лото «Мой город», «Математические пазлы», «Собери картинку» |
февр. |
Дидактические игры |
Воспитатели |
11. |
Подбор познавательной и художественной литературы |
февр. |
Мини библиотека |
Учитель - логопед |
12. |
Разработка НОД «Мой город на Каме», «Свердловский район» |
февр. |
Конспекты НОД |
Воспитатели |
13. |
Оформление альбомов для рассматривания «Достопримечательности города Перми», «Архитектура города», «Театры города» |
февр.- март |
Альбомы для рассматривания детьми |
Воспитатели |
II этап – основной этап реализации проекта:
№ |
Формы работы |
Время |
Результат |
Ответственные |
1. |
Проведение мастер-класса для родителей «Рисунок для юбилейной открытки» |
февр. |
Открытки |
Педагог-психолог |
2. |
Проведение фотосессии «Я пермяк!» |
февр. |
Фотографии детей с родителями |
Воспитатели |
3. |
Проведение краеведческих мультимедийных занятий, беседы с использованием слайдовых презентаций «Достопримечательности нашего района «Улицы города», «Мой район»,», «Город, в котором мы живём», «Скульптуры и памятники Перми», «Улицы города».
|
февр.-май |
Знания детей, фотоотчет |
Учитель - логопед |
4. |
Подбор книг, стихов, рассказов пермских писателей, оформление выставки. |
апрел |
Выставка книг |
Воспитатели |
5. |
Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций. Составление рассказов о родном городе, разучивание стихов. |
февр.-май |
Умение составлять рассказы Знания стихов. |
Воспитатели |
6. |
Оформление выставки магнитиков с изображением родного города |
апрель |
Выставка |
Воспитатели |
III этап – Контрольно-оценочный:
№ |
Формы работы |
Время |
Результат |
Ответственные |
1. |
Проведение викторины «Прогулки по Перми» (Приложение 1) |
май |
Знания и умения детей |
Учитель - логопед |
2. |
Проведение спортивного развлечения «Ловкие и активные пермяки» |
июнь |
Активное участие детей |
Инструктор по ФИЗО |
3. |
Проведение квеста «Что я знаю о Перми" |
июнь |
Знания детей |
Педагог-психолог |
4. |
Оформление выставки рисунков, семейных коллажей «Любимый город с днем рождения!» |
июнь |
Знания детей |
Воспитатели |
5. |
Трансляция видеороликов в группе ВК детского сада |
июнь |
Отзывы родителей о проведён-ных мероприя-тиях |
Все педагои |
6. |
Повторное анкетирование родителей «Многообразие Перми» |
июнь |
Заинтересо-ванность родителей |
Воспитатели |
Материально-техническая база: проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, бумага для ксерокса, цветная печать, ламинатор, плёнка для ламинатора.
Социальная значимость проекта:
- рост профессиональной компетентности педагогов, обмен педагогическим опытом;
- тесное взаимодействие всех участников проекта, навык работы в команде.
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной город.
Ожидаемые результаты проекта:
Повысится интерес детей к родному краю; сформируются знания о родном городе; пополнится РППС; обогатится пассивный и активный словарь; будут созданы электронные презентации; организована онлайн фотовыставка.
Трансляция проекта: интернет-сайт детского сада, педагогические советы, родительские собрания.
Перспективы развития проекта: при удачной реализации проекта возможна разработка проекта по данной теме на подготовительный возраст.
Приложение 1. Викторина для родителей «Прогулки по Перми».
Цели:
• создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
• привлечь родителей к игре помочь осознать важность их непосредственного участия в гражданско-патриотическом воспитании детей
• обогатить знания, вызвать интерес родителей к данной теме.
Оборудование: ноутбук, проектор, фишки.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашем зале! Сегодня, мы предлагаем вас принять участие в викторине «Прогулки по Перми».
Пермь - крупный город на востоке европейской части России и третий по площади после Москвы и Санкт-Петербурга город страны (799,68 кв. км).
Наш город расположен на берегах реки Камы, крупнейшего левого притока Волги, к югу от устья реки Чусовой. Кама выполняет роль градообразующей оси. Город протянулся на 70 км вдоль реки и на 40 км вглубь суши. Благодаря Каме, Пермь связана водными путями с пятью европейскими морями: Каспийским, Белым, Чёрным, Азовским и Балтийским. Особенностью Перми является то, что в пределах города течёт множество малых рек, которые протекают преимущественно по многочисленным городским оврагам.
Пермь – культурная. В нашем городе находятся различные памятники архитектуры, культурные центры и музеи, соборы и храмы, исторические здания, культурные и архитектурные объекты.
Вопрос 1. Без этого не может обойтись ни одна хозяйка на кухне и благодаря этому появился памятник? (Соль и памятник «Пермяк – солёные уши»).
Памятник «Пермяк – солёные уши» - самая знаменитая достопримечательность нашего города. Автор — Рустам Исмагилов. Открыли памятник в 2006 году. Скульптура состоит из двух частей — фигуры фотографа и находящейся недалеко от нее круглой рамки с большими ушами. Именно в эту рамку нужно подставить свое лицо и сфотографироваться, разумеется, на настоящий фотоаппарат. Неудивительно, что Пермяк соленые уши чаще всего встречается на магнитиках и открытках, посвященных нашему городу.
Вопрос 2.
Это место всем известно
В центре города оно
Там качели, карусели
И людей полным-полно.
Парк имени Горького — центральный парк Перми, возраст которого насчитывает более 2-х веков. Парк относится к самым известным и посещаемым местом города. На территории в 120 тыс. кв. м, в окружении живописных мест, тысяч цветов и пышных деревьев, установлены качели, карусели, аттракционы, работают кафе.
Вопрос 3. Этот памятник в народе получил имя «Петрович», и если девушка, которая посидит рядом с Петровичем, очень скоро встретит жениха.
Памятник водопроводчику «Петрович и ракушка» — скульптура, расположена на улице Пушкина. Памятник открыт 2 сентября 2006 года. Автор скульптурной композиции — Рустам Исмагилов. Открытие скульптуры приурочено к 120-летию пермского городского водопровода. Скульптурная композиция выполнена из бронзы и состоит из трёх частей. Первая — непосредственно скульптура водопроводчика, который в народе получил прозвище «Петрович», держащего в руках разводной ключ, только что взятый из стоящего рядом чемоданчика с инструментами. Вторая — водопроводная труба с символическим вентилем, посредством которого можно осуществлять подачу воды. Третья — большая морская раковина, символизирующая думы водопроводчика, его мечты о море, на котором он никогда не был. Считается, что если потереть водопроводчику нос, то дома в кране всегда будет вода. А девушка, которая посидит рядом с Петровичем, очень скоро встретит трудолюбивого жениха с душой романтика.
Пермь – промышленная.
Город Пермь - крупнейший промышленный центр Российской Федерации и Пермского края. По объёму промышленного производства Пермь занимает первое место на Урале, опережая по этому показателю превосходящие его в численности населения Екатеринбург, Челябинск и Уфу. Ведущие отрасли: электроэнергетика, нефтегазопереработка, машиностроение, химия и нефтехимия, деревообработка, полиграфия и пищевая промышленность.
Вопрос 1. Фабрика, основанная в 2004 году, без продукции этой фабрики не обойтись на катке, лыжне или в походе. Что это за продукция и как называется фабрика? (Фабрика туристической и спортивной обуви TREK)
Фабрика TREK основана в 2004 году в г. Пермь и имеет два направления производства: обувное и швейное. Основной ассортимент фабрики это: лыжные ботинки, коньки, туристическая обувь и спортивная обувь из натуральной кожи, тюбинги (санки-ватрушки), ледянки.
Вопрос 2. Каждая третья пластиковая карта в России производится на этой фабрике.
Гознак – печатная фабрика, которая производит денежные знаки и монеты, документы, удостоверяющие личность, награды, марки, пластиковые карты, оборудование, элементы защиты продукции. Выпускаемая бумага Гознака – защищённая, специализированная. Один из мировых лидеров производства банкнотной бумаги и банкнот. Среди заказчиков – более 20 стран Европы, Азии и Африки. Всего 8 филиалов по стране, в нашем городе самый большой филиал Гознака по числу работников. Здесь трудятся 1600 человек.
Вопрос 3. Завод, которому больше полувека. В названии этого завода есть цифра 8. Назовите это предприятие и то, что там производят?
ООО Хлебозавод "Кондитер 8" - производит кондитерские и хлебобулочные изделия это трубочки с белковым кремом, эклеры, корзиночки с масляным кремом и растительными сливками, пироги, бисквиты, кексы и любимые многим с детства пирожные и конечно же торты на любой праздник.
Вопрос 4.
Чтобы в квартире стало уютно,
Купим ее мы, и расставим как нужно.
В названии предприятия есть ответ на нашу загадку и название одного из микрорайонов Перми. Назовите его.
Фабрика «Гайва мебель» была основана в 1996 году, которая предлагает широкий ассортимент изделий для Вашего дома.
Пермь – литературная.
«Любовь моя, жизнь и работа. Земля моя русская – Пермь!», - так писал о городе поэт Владимир Радкевич. Другой замечательный поэт, живший в Перми, много стихов посвятил природе, человеческим отношениям. И это – Алексей Решетов. Лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак писал стихи о Каме и поселил героев романа «Доктор Живаго» в узнаваемые нами дома Перми.
В Перми много улиц, названных в честь писателей и поэтов,- Н.В. Гоголя, Грибоедова, Лермонтова, Чернышевского, Островского.
Вопрос 1. Так часто называют маленьких детей, которые плохо себя ведут. Назовите литературного персонажа и автора.
В. Воробьев «Капризка». В 1960-м году Пермское книжное издательство издало «Капризку», которая быстро стала знаменитой. Главный герой — маленький мальчик Капризка живет рядом с детьми и учит их капризничать, нашептывая на ухо: «Не слушай бабушку», «Не ешь кашу» и т.д.
Вопрос 2. Два пермских писателя с одинаковым именем и отчеством. Назовите.
Лев Иванович Кузьмин. Всего Кузьминым было выпущено более 80 книг, его стихи печатались в школьных хрестоматиях, а некоторые произведения еще прижизненно были переведены на немецкий, английский, чешский, эстонский, японский и другие языки. В июне 2000 года имя Л.И. Кузьмина было присвоено Пермской областной детской библиотеке, там же в 2001 г. – создан его литературный музей.
Лев Иванович Давыдычев – талантливый писатель, наш земляк. Дети и взрослые нескольких поколений знают и любят книги Давыдычева. Они изданы большими тиражами на многих языках мира, по ним поставлены спектакли, сняты художественные фильмы. Детское творчество писателя – это праздник смеха, веселья, юмора, настоящий праздник детства.
Вопрос 3. Это второклассник и второгодник, литературный персонаж, придуманный Львом Давыдычевым. Иван Семенов - главный герой книги Л.Давыдычева, второклассник и второгодник.
У нас есть возможность не только прочесть об этих сказочных приключениях, но и лично увидеть парту, за которой «сидел» второклассник и второгодник, прикоснуться к личным вещам автора в музее Льва Давыдычева, расположенном в здании школы № 2 г. Перми (ул. Советская, 33). В музее стоит личный стол писателя и его самодельный стул, украшенный рисунками внучки. Также здесь можно увидеть пишущую машинку, на которой Лев Иванович набирал свои рукописи.
Также есть памятник Ивану Семенову, установленный в октябре 2003 года у Пермского театра кукол.
Подведение итогов.
Благодарим вас за активное участие в викторине. Читайте детям книги пермских авторов, гуляйте по улицам нашего города, фотографируйтесь. Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях!