Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Дата публикации: 2023-09-21 13:35:41
Статью разместил(а):
Евстигнеева Юлия Евгеньевна

Особенности детей в возрасте 3-4 года

Автор: Евстигнеева Юлия Евгеньевна

 

Основная особенность, которая проявляется в возрасте 3-4 года, связана с так называемым кризисом трех лет. В этот период ребенок стремится к самостоятельности, начинает во всем противоречить взрослым, очень четко отстаивать свои позиции. Причем касается это даже очень покладистых детей, которые раньше во всем слушались родителей. Для взрослых важно в это время не пытаться усмирить ребенка, а дать ему больше самостоятельности. Также в этот период у малыша появляется множество вопросов относительно окружающего его мира.

Ребенок начинает интересоваться абсолютно всем, что происходит вокруг, задавать родителям кучу вопросов. Память детей в этот период образная, запоминаются в основном только яркие моменты, эмоционально окрашенные и связанные с какой-то деятельностью малыша. При этом эпизоды, в которых ребенок непосредственно участвовал, запоминаются ему на довольно длительное время. Внимание ребенка не концентрируется подолгу на одном предмете или человеке, а довольно рассеянным образом перемещается с одного на другое. Также в это время малыш начинает наблюдать, понимать и принимать некоторые правила общения с другими детьми. 

Как происходит развитие ребенка в этом возрасте? 

3-4 года – это возраст, когда ребенок довольно быстро всё схватывает и как губка начинает впитывать знания об окружающем мире. Дети начинают повторять абсолютно всё, что слышат в течение нескольких раз. К примеру, если родители произносят часто какие-либо фразы, малыш, вероятнее всего, будет также произносить их, пытаясь скопировать манеры и эмоции взрослых, кроме того, он может повторять движения, которые демонстрируют родители. В таком возрасте наилучшей формой обучения для детей является игровая, так как лучше всего дети запоминают и усваивают то, что как-то связано с их собственными действиями и эмоциями. Поэтому большинство занятий, связанных с математикой, речью или любой другой темой, преподаются детям в виде игр. 

Возрастные психологические особенности 

Какие возрастные психологические особенности детей 3-4 лет? У ребенка, как уже упоминалось выше, проявляется так называемый кризис 3 лет. Именно в это время появляются изменения в поведении ребенка. Он неожиданно для родителей начинает пытаться выполнять многие действия без помощи взрослых и очень резко реагирует, если родители пытаются его опекать и помогать в чем-либо. Можно часто слышать от ребенка выражение: «Я сам». В это время он начинает осознавать себя как самостоятельного человека, отделять себя от родителей и понимать, что он в состоянии самостоятельно выполнять действия. На родителей в столь сложный, но в то же время интересный период возлагается важная задача – помогать ребенку во всем. Здесь важно ни в коем случае не критиковать неумелые действия ребенка, а наоборот, поощрять его и помогать правильно делать что-то. Это поможет малышу научиться верить в собственные силы.

Также родителям или воспитателям в детском саду нужно подчеркивать важность даже малейших достижений ребенка, чтобы он с ранних лет ощущал свою уверенность и успешность. В такой период очень важно, чтобы ребенок ощущал заботу и поддержку не только родителей, но и воспитателя. Для успешного развития малыш должен доверять находящимся рядом с ним взрослым и быть привязанным к ним. Данное условие является обязательным для сотрудничества ребенка и взрослого, чтобы малыш под руководством своего родителя мог выполнять действия, учиться и развиваться. 

В случае отставания ребенка от программы воспитатель может организовать дополнительные занятия либо попросить родителей заниматься.

Развитие речи ребенка в 3–4 года.

Речевое развитие очень важно для детей 3–4 лет. Этот процесс напрямую влияет на адаптацию ребенка в обществе и его дальнейшие успехи. Речь ребенка 3-4 лет должна формироваться по определенному сценарию. Желательно, чтобы родители следили за становлением малыша и контролировали процесс речевого развития. Сделать это можно, зная некоторые возрастные особенности речи детей 3-4 лет: в три года ребенок должен знать порядка полутора тысяч слов, в четыре – уже около двух тысяч. Малыш должен пытаться говорить так же, как взрослые, повторять выражения, мимику. Изменения в речи должны быть заметными, то есть постоянно появляются новые слова, а произношение становится более четким. Малыш должен прислушиваться к новым для него звукам и пытаться повторять их. В данном возрасте ребенок должен начинать формировать свои собственные слова и словоформы. Малыш пытается рифмовать слова, иногда даже сочинять небольшие стишки. Допустимы ошибки в речи, ребенок в этом возрасте пытается составлять предложения и рассказывать о том, что видел и слышал. В таком возрасте у ребенка не может быть идеального произношения, поэтому не нужно думать, что у малыша присутствует отставание в развитии, если он не выговаривает все слова и звуки. Нормальным для малыша является, путать местами звуки и слоги в словах. Недочеты и погрешности в речи ребенка являются характерной особенностью в данном возрасте. Не стоит беспокоиться, если он не может произносить какие-то звуки или что-то путает. Главное - чтобы малыш стремился к развитию и пытался произносить новые слова и новые для него звуки. 

Советы родителям.

При наличии детей такого возраста родители не должны постоянно настаивать на своём. В этом случае дети, как правило, растут безынициативными. Не нужно пытаться перебороть упрямство ребенка, это может занизить его самооценку и в будущем отразиться на его уверенности в собственных силах. Не нужно пытаться сделать всё за ребенка, наоборот, следует прививать ему самостоятельность, например, давать возможность самому убирать игрушки. Нужно научиться пользоваться негативизмом ребенка. Действовать следует от обратного, например, если желаете погулять с малышом, предложите ему, наоборот, никуда не ходить. Он начнет возражать в силу особенностей этого возраста. Не стоит обращать особого внимания на истерики ребенка, удовлетворять его требования или ругать его. В дальнейшем это приведет к тому, что он будет использовать крик и слезы по любому поводу. Основное правило для родителей – следите за собой. В таком возрасте ребенок повторяет почти все, что говорят и делают родители, так что в первую очередь нужно заниматься собственным воспитанием. 3-4 года – очень важный период в формировании детской психики. Для родителей крайне важно не упустить это время, поскольку именно в этот период закладываются основные качества будущей личности. Важно всесторонне развивать ребенка и также приучать его к самостоятельности.  

«Что должен уметь ребёнок 3–4 лет».

Физическое развитие:

1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 

2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого). 

3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой). 

4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания. 

5. Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении. 6. Ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости. 

7. Ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом. 

8. Ребенок энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см. 

9. Ребенок может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить. 

10. Ребенок может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м. 

Речевое развитие:

1. Ребенок отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. 

2. Ребенок рассматривает игрушки, сюжетные картинки. 

3. Ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. 

4. Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя. 

5. Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него. 

6. Ребенок может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. 

Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность:

1. Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала. 

2. Ребенок умеет располагать кирпичики, пластины вертикально. 

3. Ребенок изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими. 

4. Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме. 

Формирование элементарных математических представлений:

1. Ребенок может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. 

2. Ребенок умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов. 

3. Ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же». 

4. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы. 

5. Ребенок понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, над – под; понятия времени суток: утро – вечер – день – ночь. 

6. Ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал). 

7. Ребенок ориентируется в помещениях детского сада и на участке. 

Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях:

1. Ребенок называет свой город (поселок). 

2. Ребенок знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей. 

3. Ребенок выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе. 

4. Ребенок проявляет бережное отношение к природе. 

Социально-коммуникативное формирование позитивных установок к различным видам труда:

1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя. 

2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. 

Социально-игровая деятельность:

1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя. 

2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. 

3. Ребенок способен придерживаться игровых правил в дидактических играх. 

4. Ребенок способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться. 

5. Ребенок разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. 

6. Ребенок имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя. 

7. Ребенок может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, правила поведения в зрительном зале). 

Формирование основ безопасного поведения:

1. Ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. 

2. Ребенок соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными. 

3. Ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного движения. 

Музыкальная деятельность:

1. Ребенок способен слушать музыкальные произведения до конца. Узнает знакомые песни. 

2. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах октавы). 

Замечает изменения в звучании (тихо – громко, быстро – медленно). 

3. Ребенок поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения. 

4. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами. 

5. Ребенок называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон. 

Изобразительная деятельность:

Рисование:

1. Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты. 

2. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. 

3. Правильно пользуется кистью, красками. 

Лепка:

1. Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней. 

2. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разные приемы. 

Аппликация:

1. Создает изображения предметов из готовых фигур. 

2. Украшает заготовки из бумаги разной формы. 

3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы. 

 

.  .  .