Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Дата публикации: 2023-09-21 12:53:57
Статью разместил(а):
Исакова Жанна Николаевна

Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Автор: Исакова Жанна Николаевна

 

Развитие интеллектуальной сферы происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, в процессе систематического обучения на занятиях, но и в  дидактических играх в дошкольных учреждениях. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый процесс развития интеллектуальной сферы.

Бондаренко А.К. даёт такое определение развитию интеллектуальной сферы: развитие интеллектуальной сферы — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных процессов.

Основными задачами интеллектуального развития дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности. В дидактических играх создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования различных способностей детей. Игровой метод обучения является наиболее эффективным в работе с детьми.

В настоящее время, появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Е.И. Радинова и М.И. Попова выделяют задачи, которые выполняют дидактические игры:

1) получение новых знаний;

2) как средство упражнения и закрепления знаний;

3) проверка знаний и умений детей;

4) проверка практической деятельности;

5) активизация познавательных процессов.

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ [3].

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность [7].

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов ее подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе [5].

Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста посредством математики.

Определения словарей, поясняющие значение слова математика разнообразны. Словарь живого великорусского языка В.В. Даля: «Математика – это наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике; - чистая, занимается величинами отвлеченно; - прикладная, прилагает первую к делу, к предметам. Математика делится на арифметику и геометрию, первая располагает цифрами, вторая протяжениями и пространствами. Прикладная математика, по предмету зовется: механикою, оптикою, геодезиею и пр.» [10].

«Математика (от греч. mathema - знание, учение, наука), наука о количественных отношениях и пространственных формах окружающего нас мира. Понимание самостоятельного положения математики как особой науки возникло в Древней Греции в VI-V вв. до нашей эры. Математика объединяет комплекс дисциплин: арифметика (теория чисел), алгебра, геометрия, математический анализ (дифференциальное исчисление и интегральное исчисление), теория множеств, теория вероятностей и многое другое.

В основе интеллекта лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстрагирование, аналогия и др.), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой - области познания, в том числе и в математике. Безусловным является то, что сформированности умственных действий является абсолютной необходимостью для развития математического мышления, не случайно эти умственные действия именуются также приемами логических умственных действий. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка.

Одним из самых значительных исследований в этой области явилась работа швейцарского психолога Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка», в которой автор; достаточно убедительно доказывает, что формирование понятия числа (а также и арифметических операций) у ребенка коррелятивно развитию самой логики: формированию логических структур, в частности формированию иерархии логических классов, т.е. классификации, и формированию асимметричных отношений, т. е. качественных сериаций. Классификация, сериация являются приемами умственных действий, формирование которых невозможно без предварительного развития у ребенка операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования, аналогии и систематизации [9].

Математическое содержание оптимально для развития всех познавательных способностей (как сенсорных, так и интеллектуальных), приводит к активному развитию математических способностей ребенка [1].

Итак, математика - это особый язык и даже особый мир, в который мы, тем не менее «наведываемся» по сотне раз на дню - когда ходим в магазин, готовим обед, звоним по телефону, моем полы, купаем ребенка и т. д. Более того, стоит нам вытянуть вперед руки и взглянуть на пальцы, мы уже оказываемся в мире математики [8].

Таким образом, еще до того, как ребенок выучит первую цифру, он уже знает довольно много о базовых математических понятиях, таких как величина, количество, прибавление и убавление, сравнение, множество и т. д.

Развитие интеллекта идет через формирование представлений о количестве. К 2 годам ребенок наверняка знает, что у него есть «одна ручка и вторая ручка», а нос только один, что у него ладошки маленькие, а у мамы большие, что бывает много и мало игрушек, что можно взять (налить, принести) «еще», «еще немного», «еще больше». Можно взять (забрать) все, а можно только часть (не все), и т. д.  дайте ему набор геометрических фигур, вырезанных из картона, и спросите, из чего лучше сделать кузов, а из чего кабину, и малыш, скорее, всего в первом случае выберет прямоугольник, а во втором - квадрат (хотя возможны варианты). Если вы попросите его положить в один конверт треугольники, а в другой - крути, то, скорее всего, он справится и с этим. Если же нет, он наверняка сумеет разложить по разным кучкам ботинки и перчатки, шапки и шарфики и т. д. А если вы поручите ему помочь вам накрыть на стол, он быстро поймет, что значит «чашек столько же, сколько блюдец», «ложек столько же, сколько тарелок», «одно блюдце лишнее», «одной ложки не хватает».

Игра с матрешками или разноцветными стаканчиками поможет закрепить знания о том, что такое «больше, меньше (выше, ниже), большой, маленький (высокий, низкий), самый маленький, самый большой)» и т. д. На детской площадке, бегая по скамеечкам, ребенок поймет, что значит широкий и узкий, а обнимая деревья - что значит толстый и тонкий. Если вы считали с ним пальчики на руках, ступеньки на лестнице, чашки на столе, картошку в мойке, уточек в пруду и т. д., то вполне вероятно, что он умеет считать до 5 или до 10. Но это уже сверх программы. Психологи и специалисты по развитию детей не требуют таких знаний от двухлетних детей [4].

В возрасте 4-5 лет у детей развиты такие умения как:

- освоение количественного (сколько?) и порядкового (который по счету?) счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал;

- сравнение чисел («четыре больше, чем три») на основе сравнения соответствующих групп предметов;

- сравнение предметов по размеру (одновременное сочетание сравнения по длине и ширине), упорядочивание группы предметов по размеру (в порядке возрастания и убывания);

- умение распознавать и называть прямоугольник;

- дальнейшая дифференциация пространственных и временных представлений [8].

В возрасте 5-7 лет у детей должны быть развиты такие умения как:

- считать до 10 (в прямом и обратном порядке);

- знать цифры от 0 до 9;

- понимать образование каждого числа из предыдущего (5 = 4 + 1) и из следующего (4 = 5 - 1);

- знать состав чисел первого десятка;

- решать простые задачи, при их решении осознанно выбирать арифметические действия сложения (+) и вычитания (-) с опорой на наглядный материал;

- уметь измерять и сравнивать размер предметов (длину, ширину, высоту) с помощью условной мерки;

- делить простейшие геометрические фигуры на 2,4 равные части, понимать отношения между целым и частью;

- иметь представление о многоугольнике;

- уметь разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую [2].

Математическое содержание оптимально для развития интеллектуальных способностей, что приводит к активному развитию математических способностей ребенка. Итак, взаимосвязь математических и интеллектуальных способностей выглядит следующим образом в соответствии с психологическими особенностями усвоения детьми математических понятий, а также в соответствии с дидактическими принципами организации развивающего обучения.

Технологии развития социального интеллекта детей дошкольного возраста.

По мнению Исаевой И.Ю. содержание развития социального интеллекта у детей включает в себя знания о социальных ситуациях взаимодействия, о способах установления, поддержания и выхода из социального взаимодействия, а также о себе как о субъекте общения. Для реализации данного содержания была составлена программа «Первые шаги к социальному интеллекту, состоящая из трех блоков:

1. Социальный интеллект как переживание.

2. Социальный интеллект как понимание.

3. Социальный интеллект как поведение [6].

Данные блоки реализовывались одновременно, так как критерии социального интеллекта формируются не последовательно, а в интеграции, являясь сторонами одного явления. В осуществлении индивидуальных развивающих взаимодействий использовались те или иные содержательные компоненты в большей или в меньшей степени (в зависимости от особенностей ребенка и задач педагогического сопровождения развития его социального интеллекта).

Система методов в модели развития социального интеллекта выстроена следующим образом: осознание социальных взаимодействий, проигрывание социальных ролей, моделирование, проблемные ситуации, рефлексия и самоанализ.

Осознание социальных взаимодействий, в которые включается ребенок – первый компонент данной системы. Педагог помогает ребенку «открыть» для себя социальные взаимодействия, обнаружить себя в данной системе и сделать это «открытие» предметом сознательного анализа и преобразования.

Проигрывание социальных ролей – основа формирования собственного опыта. Социальная роль – это модель, способ поведения человека в объективно существующей социальной реальности. Ребенок является частью общей социальной реальности, следовательно, он уже включен в систему социальных ролей. Но специфика дошкольного детства заключается еще и в том, что в этот период есть возможность «примерить» на себя и другие социальные роли – те, которые проигрываются в ходе сюжетной игры. Репертуар таких ролей накапливается, давая содержательную основу анализа и самоанализа, осознания и преобразования [53].

Моделирование как метод развивающей деятельности, также оказалось достаточно эффективным. Он позволял не просто воспроизводить полученные знания, но и делать их предметом собственной продуктивной деятельности.

Например, в ходе занятий содержательного блока «Я и Другой» ребятам предлагались схемы и модели разных видов коммуникативных ситуаций, способов поведения в них. Позже ребята сами составляли такие модели. Например, детям предлагалась модель конфликтной ситуации (один из детей сломал постройку другого), а ребята составляли разные варианты продолжения данной модели в знаково-символической форме: стратегия избегания, стратегия компромисса, стратегия противостояния, стратегия приспособления, стратегия сотрудничества. Далее, обсуждались достоинства и недостатки каждой из стратегий (модели, созданные детьми, значительно облегчали этот анализ, т.к., во-первых, в процессе их создания дети в символическом воображаемом плане «пережили» этот опыт, а во-вторых, сами модели в наглядном виде удерживали и в достаточной мере распределяли внимание детей).

Проблемные ситуации – еще один из компонентов в предлагаемой системе методов – помогали детям непосредственно включать достижения развития когнитивного критерия социального интеллекта в поведение. Сначала, такие ситуации моделировались в ходе обучающих занятий, т.е. дети знали, что это происходит «понарошку» и имели возможность в безопасных условиях и в доступной для себя игровой форме потренироваться в использовании известных стратегий поведения – прямого воздействия, косвенного воздействия, избегания дальнейшего взаимодействия и т.д. На следующем этапе (старший дошкольный возраст) проблемные ситуации перед ребенком ставились уже ролевой игре состоит как в идеях (сюжетах), предлагаемых детям для разыгрывания, так и в непосредственном участии самого педагога в игре, когда он берет на себя роль [11].

Исаевой была подобрана также тематика творческих игр: «Узнай, о ком я говорю» (описание характерного поведения известных ребенку людей, их черт характера), «Я знаю много ласковых имен», «Я люблю тебя за то», «Хвасталки», «Умеем ли мы дружить», «Путешествие в сказочную страну» (наделение известных литературных персонажей противоположными или непредсказуемыми чертами характера) [12].

Художественно-творческая деятельность детей 5-6 года жизни представлена знакомством с художественной литературой, музыкальной, театрализованной, изобразительной деятельностью. О роли и месте эстетического воспитания в интеграции ребенка в мир культуры говорят исследования И.В. Буториной, Л.Т. Ильиной, И.Э. Куликовской, И.В. Житной, Р.М. Чумичевой, А.В. Шумаковой и др. Основываясь на их выводах, было разработано содержание художественно-творческой деятельности ребенка, которое способствует развитию его социального интеллекта [9].

Художественная литература для ознакомления была представлена как фольклорными, так и авторскими произведениями. Кроме непосредственного восприятия литературных произведений был использован и такой прием, как задавание вопросов о намерениях и чувствах персонажей, о прогнозе дальнейших событий (в старшем дошкольном возрасте). А использование придумывания, досказывания, изменения хода или окончания произведения помогли ребенку присвоить именно ту информацию, которая актуальна для него в данный момент – ведь то, что стало предметом собственной творческой деятельности, несет в себе личностный смысл и личностное приобретение [14].

Значительный потенциал развития социального интеллекта заложен в театрализованной деятельности, связанной с принятием на себя роли того или иного персонажа, например, злого, хитрого, изворотливого, который добивается каких-то временных успехов за счет обмана окружающих. «Овладевая» чувствами данных персонажей как бы изнутри, ребенок учится распознавать детей, выросло умение предсказывать поступки другого человека на основе анализа ситуаций общения, понимания чувств, мыслей, намерений участников коммуникации [13].

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность, дети могут запомнить несколько слов и отрывки из произведений. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Речь становится предметом активности детей. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Развитие интеллектуальной сферы — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Игровой метод обучения является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Организация дидактических игр  осуществляется в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Методически грамотно организованная дидактическая игра способствует развитию интеллектуальной сферы детей.

Математическое содержание оптимально для развития всех познавательных способностей. Развитие интеллекта идет через формирование представлений о количестве.

 

Список литературы:

1. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

2. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей / под ред. Е.И. Радиной, М.И. Поповой.-Изд. 2-е, -М.: Просвещение, 1972.

4. Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М.Педагогика, 1985.

5. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - Дошкольное воспитание. 1995.

6. Исаева И.Ю. Развитие социального интеллекта ребёнка в период дошкольного детства. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011.

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М., Просвещение — 1982.

8. Первушина В.Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007.

9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М, 2004.

10. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. тт. 1-4. М., 1978 (репринт изд. 1880—1884).

11. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития личности в образовании // Вестник кафедры процессуального права юридического факультета РГЭУ (РИНХ). Научно-практический журнал. – Ростов н/Д. 2010. № 1. – 0,5 п.л. 

12. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка.// Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки – Ростов-на-Дону, 2011. - № 3.

13. Исаева И.Ю. Теоретические аспекты проблемы педагогического со-провождения развития социального интеллекта ребенка-дошкольника.// Проблемы интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Армавир, 2009. – Ч.1. – 0,5 п.л.

14. Исаева И.Ю. Феноменология социального интеллекта ребенка дошкольника. // Ребенок дошкольного возраста в современном мире: сборник научных трудов по материалам Региональной научнопрактической конференции, посвященной 70-летию ЕГУ им. И.А. Бунина и 30-летию факультета педагогики и психологии (дошкольной) (25 сентября 2009 г.) – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 0,5 п.л.

 

.  .  .