Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использование современных форм и методов партнёрского взаимодействия детского сада с родителями

Дата публикации: 2023-08-21 10:47:44
Статью разместил(а):
Неустроева Ирина Анатольевна

Использование современных форм и методов партнёрского взаимодействия детского сада с родителями

Авторы: Неустроева Ирина Анатольевна

и Фабер Наталья Баировна

МБДОУ г. Иркутска "Детский сад № 41"

 

Аннотация: В данной статье рассматривается такое понятие, как «семья». Значение и определение понятия «семья» в различных социальных сферах жизнедеятельности общества. Так же в статье говорится о социально значимой роли семьи в воспитании самостоятельности личности ребенка, о принципах и формах ее влияния на развитие этого качества.  

Ключевые слова: Семья, воспитание, самостоятельность, личность, ребенок.  

 

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». В.А. Сухомлинский.

Семья – предмет многих научных изысканий. В каждой научной области дается своё определение данному понятию.

В юридическом смысле семья – круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.

В социологическом смысле семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В толковом словаре Ушакова: группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

В психологии семья рассматривается как малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи — это её функции, структура и динамика.

Итак, семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически сложившуюся систему взаимоотношений между мужем и женой, родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными связями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. 

Семья обладает следующими главными чертами: совместное проживание членов семьи; наличие взаимных прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством; в большинстве случаев наличие общих детей; взаимная моральная и материальная общность, и поддержка внутри семьи.

Как и любой социальный институт, семья имеет определённые функции, непосредственно связанные с удовлетворением тех или иных потребностей всех членов семьи: экономическая, репродуктивная, воспитательная, духовное общение, сексуально-эротическая, эмоциональной поддержки и принятия, рекреативная (восстановительная), социальной регуляции контроля и опеки, фелицитивная (удовлетворения потребности человека в счастье). 

Воспитание одна из главных функций семьи и в связи с этим встаёт вопрос о том, как помочь семье максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э. Эриксон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).

В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. Именно в семье закладываются основные качества личности: доброта, терпение, отзывчивость, трудолюбие, самостоятельность и другие важные качества. А.Н. Леонтьев отмечал, что от отношений зависят не только успехи и неудачи ребенка, в них самих заключены радости и огорчения, они имеют силу мотива.

Потребности, интересы, склонности личности являются, прежде всего, результатом того, как человеку удается взаимодействовать с конкретной окружающей средой и насколько эта среда позволяет человеку проявлять его индивидуальность, как в предметной деятельности, так и при взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность личности является одной из главных составляющих характера человека, и развитию этого качества должно быть уделено пристальное внимание. Она объединяет интеллектуальные, волевые и эмоциональные качества личности; их интеграция выражается во внутренней мобилизации сил и ресурсов для осуществления избранного алгоритма действий.

Многие психологи считают, что самостоятельность – это характерологическая черта личности, комплексная её характеристика регуляции личности своей деятельности, отношений и поведения. Исследования А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина и других показали, что волевое развитие ребенка определяется особенностями сотрудничества с родителями. В детстве круг общения для ребенка предельно сужен. И в основном родители влияют на самостоятельность ребенка: если они изначально с раннего возраста воспитывают это качество, то у ребенка формируется достаточно высокий уровень самостоятельности. В процессе формирования самостоятельности у ребенка родители играют главную роль.

Под самостоятельностью, как компонентом личности, исследователями понимается: 

· способность устанавливать основания для тех или иных поступков, то есть выбор поведения (С. Рубинштейн);

· способность к обособлению своей позиции, умение общаться с самим собой (Р. Кондратьев);

· способность к независимости реализации структурных блоков деятельности (Г. Щукина);

· способность планировать, систематизировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного внешнего руководства и помощи (К. Платонов);

· способность соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности (Л. Ростовская)

Развитие детской самостоятельности может осложняться за счет неправильного отношения родителей: от вседозволенности до тотального контроля над поступками детей, к тому же в силу не знания особенностей и специфики развития детской психики родители или занижают, или завышают требования к ребенку, что так же затрудняет становлению самостоятельности. Самостоятельность всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни. Обозначим наиболее значимые факторы, которые достаточно серьезно влияют на развитие самостоятельности ребенка. К ним относятся: 

- личностные особенности родительской фигуры, формы поведения родителей в семье и за ее пределами;

- личностные особенности ребенка;

- педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности;

- качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях;

- средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и другими взрослыми;

- вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи;

- степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье. 

Чтобы семья смогла педагогически эффективно воспитывать и развивать самостоятельность и на ее основе активное отношение к жизни, взрослые члены семьи должны придерживаться общей родительской позиции, соблюдать единство воспитательных подходов, взаимоуважение, интерес к событиям семейной жизни.

Воспитание должно иметь три значения: понимание возможностей и потребностей ребенка, принятие его таким, какой он есть и признание его личностью.

 

.  .  .