Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технологическая карта развития детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности

Дата публикации: 2023-08-21 09:45:24
Статью разместил(а):
Неустроева Ирина Анатольевна

Технологическая карта развития детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности с использованием готового макета игрового пространства

Авторы: Неустроева Ирина Анатольевна

и Фабер Наталья Баировна

МБДОУ г. Иркутска "Детский сад № 41"

 

Опираясь на основополагающую цель ФГОС ДО по созданию развивающей среды, педагоги обеспечивают творческую деятельность детей таким образом, чтобы дать возможность каждому реализовать свои способности. При организации поддержки детской самостоятельности и инициативности нужно опираться на социальную и коммуникативную компетентность дошкольников. При этом необходимо учитывать следующие условия:

- умение работать в парах, тройках;

- играть, развивая задатки лидера и исполнителя;

- доказывать свое предположение, не бояться высказать свое мнение;

- на основе анализа делать вывод, а также уважать мнение других;

- выслушивать чью-то точку зрения, отличную от собственной.

Сюжетно-ролевая игра подразумевает не только игровые действия по установлению взаимоотношений, но и преследует воспитательные и обучающие цели, без которых невозможно развитие, учитывающие возрастные особенности, включающие принцип добровольности и самостоятельного выбора. Именно в этом возрасте на этапе помощи формируется умение самостоятельно принимать инструкции и игровые задачи от педагога, и только потом самостоятельно ставить и решать задачи различными способами. Для детей воспитатель - естественный участник игры, ими он воспринимается именно так. А играющий партнер (как старший брат или сестра) не только не нарушает свободу, но придает ей еще больший интерес.

Решая педагогические задачи развития игры, воспитатель не может действовать совершенно спонтанно, он должен спланировать работу – проект своей деятельности. В связи со спецификой игровой деятельности этот план может в реальной жизни сильно трансформироваться (как правило, это и случается). Но все-таки он нужен. Он структурирует действия воспитателя и дисциплинирует его. Характерным для детей четырех- пяти лет является переход к целенаправленному поиску игрушек и предметов-заместителей, к самостоятельной организации игровой обстановки «под замысел».

На пятом году жизни ребёнка возникают в игровой деятельности тенденции к предпочтению тех или иных событийных проекций: одни дети стремятся воплощать сюжетные события игры в функциональных действиях, другие - в ролевых диалогах, третьи - в построении и обживании игрового пространства. Это нужно учитывать, продумывая все возможные варианты развития игрового сюжета. Поначалу предпочтительно предлагать ребенку основную роль, а себе брать дополнительную, демонстрируя образцы смены роли в процессе игры. Постепенно осваивая этот способ развертывания сюжета в игре со взрослыми, дети и сами начинают обращаться к нему. Характерная черта игры детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет): если идея взрослого или собственная «находка» детей пришлась им по душе и их увлек сюжет, они могут многократно повторять сложившуюся последовательность игрового сюжета или в совершенно неизменном виде, или обменявшись ролями, игровыми действиями («круговые сюжеты»). Это нужно учитывать при организации и планировании сюжетно-ролевых игр в средней группе.

Цель: Создание условий для развития инициативы, активности и самостоятельности в игровой деятельности. Постепенное наращивание игрового опыта детей по самостоятельному воплощению сюжета в разных его проекциях (функциональной, ролевой, пространственной).

Задачи:

- формирование способности самостоятельно выбирать себе роль в игре;

- развитие умения взаимодействовать со сверстниками;

- способствование приобретению навыков конструктивного общения;

- стимулирование развития поисково-познавательной активности средствами игровой деятельности.

Возрастная группа: средняя.

Форма организации: подгрупповая.

Методы и приемы: ситуативная беседа, создание игрового замысла, использование приема подражания и примера.

 

Этапы (последовательность деятельности)

Содержание деятельности

Действия,  деятельность педагога

Предполагаемые действия, деятельность детей

Планируемый результат

1. Организационный этап

Создание ситуации выбора- ситуации, специально создаваемой воспитателем или возникающей спонтанно, но сознательно используемая в целях развития сюжета игры

В группе есть макет бабушкиного двора. Это деревянный дом и огороженный сруб на подставке с открытой передней стенкой. К нему прилагаются разборная изгородь и деревянные фигурки домашних животных. Макет нужно расположить так, чтобы открыть возможность достраивания игрового пространства. Воспитатель берет макет и переносит его на столы в центр группы. Теперь к нему можно подойти со всех сторон. Начинает манипулировать животными двора.

Воспитатель начинает деятельность с правильной организации предметной игровой среды в групповом помещении: подбора игрушек, сюжетообразующего макета, удобного размещения его в группе. Это поможет справиться с беспорядочным движением детей, рассредоточить их по всему помещению и даст возможность воспитателю переключиться с дисциплинарных воздействий на игру

Дети отрываются от своих занятий и внимательно наблюдают за действиями воспитателя. Выбирают зону деятельности, стараются выбрать игрушки, игрушки- заместители, материал, образцы

Формирование готовности к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Мотивация, целеполагание к деятельности.

Воспитатель: «Как же в это можно играть?»

Дети присоединяются к воспитателю, включаются в беседу («Здесь сарай и коровы», «а еще курочки», «лошадки тоже здесь живут» и т.д.)

Воспитатель: «А где же пастух? Кто присматривает за животными?» (дети высказывают предположения, приносят маленькую и большую фигурку человечков: пастух и пастушка)

Воспитатель: «А давайте коровам и овечкам  на машине привезем сено!».

Четко продумывает степень свободы выбора в создаваемой ситуации.  

Дети постепенно присоединяются к воспитателю и начинают активно взаимодействовать.

Учатся делать выбор в соответствии со своими возможностями

Внутренняя мотивация на деятельность. Дети высказывают разные точки зрения по одному и тому же вопросу, видят несовпадение мнений или, наоборот, единство мнения 

2. Деятельностный этап.

Опора на имеющийся опыт

Инициирование игровых действий вокруг макета.

Если дети предлагают различные виды машин для перевозки сена (специализированные в другой области: пожарную, полицейскую) – это может спровоцировать развертывание нового игрового сюжета (тушат пожар за бабушкиным домом)

Воспитатель: «Вот и хорошо, теперь все в порядке с животными. А где же сено?»

Дети ищут заместители сена, проявляют инициативу, находят удачную идею (грузят восковые мелки, мелкие карандаши, палочки, мелкий конструктор и т д.). Привозят к бабушкиному дому.

Воспитатель берет резиновое кольцо, приспосабливает его возле животных: «Это кормушка!» дети расставляют животных вокруг кормушки (животные едят).

Спокойно реагирует на возможный неуспех ребенка и предлагает несколько вариантов расширения игрового сюжета в соответствии с предложенными детьми игрушками. «Потушив пожар», все-таки предлагает выбрать подходящую машину для перевозки сена

Активно развертывают несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии); активно используют предметы-заместители; многократно воспроизводят понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями.

 Проявляют интерес, инициативу, творчество

 

 

Развертывание игрового сюжета дополнительными событиями.

Вариант 1

Воспитатель: «А давайте они пошли на луг пастись!»

«Это луг. Это трава на лугу. И цветы. Коровы любят полакомиться».

Берет два листа бумаги, быстро набрасывает карандашом на одном листе штрихи -траву, на другом контуры –цветы. Получается быстро изготовленный ландшафтный макет-карта. Присоединенный к макету-модели он сразу «запускает» новое игровое событие.

Разбирают понравившихся животных несут их на макет-карту пастись.

Берут карандаши, листы бумаги, рисуют еще штрихи – траву (чтоб всем животным хватило)

Имеют первоначальный замысел; активно ищут или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимают и обозначают в речи игровые роли.

Вариант 2

Воспитатель: «Можно для пастухов дом построить, а то им жить негде!».

Если желающих построить дом больше пяти-шести человек, воспитатель предлагает желающим расположиться за соседними столами. Интересуется, где будет детям удобнее заниматься строительством (ответы детей: на полу).

Дети решают, из чего можно сделать постройки. Используют мелкие строительные детали из дерева, плоские геометрические фигуры из пластмассы, мелкие мягкие модули и т.д.

Воспитание умения играть вместе, объединяться в группы по 2-3 человека.

Вариант 3

Дети переносят строительные материалы на ковер, вместе с воспитателем переносят туда же макет бабушкиного двора  и животных.

Быстро возникающие постройки: дом, гараж, дорога и т .д. предлагает заселить дополнительными разными фигурками животных и человечками.

Увлечены устройством игрового пространства вокруг макета. Строят кто что хочет, называют свои сооружения, обсуждают.

Макет-модель двора  и самодельный макет-карта луга служат толчком к выстраиванию детьми дополнительных смежных игровых пространств, обогащающих событийную канву игры.

Вариант 4

За игрой наблюдают другие дети, не решаются вступить в игру. Воспитатель заинтересовывает их, используя, например, другие игрушки: «Интересно, как вы думаете, животные хотят пить?», «А давайте на автобусе к нам гости приедут!» , «А давайте у пастуха было день рождения!» и т.д.

Предлагает детям, еще не включенным в активную игру привезти на автобусе несколько человечков к бабушкиному двору.

Помогает детям простраивать дальнейшую канву игры

создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою самостоятельность и инициативу

Дети продолжают обустраивать игровое пространство: строят колодец, чтоб напоить животных. Используют для этого как реалистические игрушки (маленькие кувшинчики или ведерки), так и игрушки – заместители (кубики). Желающие вступить в игру дети дополняют игровое пространство новыми деталями. Некоторые дети вновь и вновь воплощают в функциональных игровых действиях события жизни бабушкиного двора (поить-кормить, пастись на лугу, пить чай и т. д.).

Все увлечены игрой. Никто никому не мешает, время от времени дети вступают во взаимодействие, комментируют свои действия для партнеров.

Вариант 5

Воспитатель: «А давайте овечка пошла одна в дремучий лес и заблудилась». Смотрите, какой лес построили мальчики!».

Продолжает развивать сюжет: «А пастух говорит- где наша овечка?» (выводит фигурку человека из домика).

Воспитатель пробует вывести детей из «кругового сюжета», а заодно связать разные части игрового пространства, возникшего вокруг макета

Дети для поиска овечки используют полицейский автомобиль, дрессированную собаку, фигурки человечков.

Предлагают свои варианты поиска, обсуждают, можно ли одному ходить в дремучий лес.

Проявляют заинтересованность, у детей формируются навыки ступенчатого планирования.

3. Заключительный этап.

Актуализация имеющихся знаний и представлений детей. 

Достраивание (пространственное воплощение жизни бабушкиного двора) осуществляется параллельно и перемежается с функциональными действиями (кормить-поить, пасти, тушить пожар, спасать овечку), целенаправленным поиском предметов-заместителей.

Использует адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования своей игровой деятельности.

Внимательно следит за деятельностью детей, использует превентивные меры для избегания конфликтов, предотвращает возможные конфликты.

Развертывают отдельные сюжетные эпизоды.

 В процессе игры могут переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности. Имеют разнообразные игровые замыслы: активно создают предметную обстановку «под замысел».

В общем смысловом поле нашлось место и инициативным детям, и менее активным, и любителям строить, и любителям функциональных игровых действий – они дополняют друг друга. Все играют вместе, но никто не мешает другому.

.  .  .