Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования "Монотипия"

Дата публикации: 2023-06-29 16:26:31
Статью разместил(а):
Смердева Наталья Александровна

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования "Монотипия"

Автор: Смердева Наталья Александровна

 ГБДОУ "Детский сад № 4 Красногвардейского района Санкт-Петербурга"

 

В дошкольном возрасте каждый ребенок – это маленький исследователь, он с радостью и интересом открывает для себя пока ещё незнакомый и удивительный окружающий мир. Рисование – очень интересный, но в тоже время сложный процесс. Нетрадиционные изобразительные техники, в частности, монотипия помогают создавать новые, оригинальные произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это большая возможность для детей придумывать, пробовать, искать, экспериментировать и, самое главное, – самовыражаться.

В основу опыта использования нетрадиционных техник рисования положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием новой техники. Такое задание ставит ребёнка в позицию творца, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение своих художественных замыслов. Техника монотипия способствует развитию мелкой моторики руки, воображения, творческого мышления и фантазии. Данная технология развивает свободу и спонтанность взаимодействия с художественными материалами. А также, у детей развивается устойчивая мотивация к занятиям рисованием.

В дошкольном детстве закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы, формируются эстетические переживания. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем мире. Художественно-творческие виды деятельности выполняют так же и терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий художественной деятельностью.

Монотипия – это графическая техника нетрадиционного рисования. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. Как правило, на чистый лист бумаги, после надавливают руками или валиком. Получается оттиск, напоминающий очертания знакомых сюжетов. Разная густота красок так же создает разный эффект. Интересный результат дает использование фактурной бумаги для рисунка с последующим переносом на гладкий лист. Полученный отпечаток всегда будет неповторимым и уникальным, при желании его дополняют деталями, получая знакомый предмет. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый рисунок.

Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия подходят любые виды красок: акварель, гуашь, акрил, масляные и т.д. Наносить краску на поверхность можно так же различными материалами. В качестве поверхности для отпечатка можно использовать бумагу, картон, стекло, пластмассовую доску и т.д. Классические техники рисования порой бывают труднодоступны для дошкольников. Монотипией же прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. У каждого получится уникальная картина.

Суть монотипии в нетрадиционном направлении живописи. Это отличный способ самовыражения и проявления индивидуальности для дошкольника. Простая в исполнении техника позволяет создавать оригинальные рисунки. Подобные занятия положительно влияют на развитие фантазии и пространственного мышления. Детям интересно работать с разнообразными цветами и методами создания рисунка, и угадывать итоговый результат.

Творчество – интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку. И начинать формирование творческой личности нужно в дошкольный период. Чем более разнообразными нетрадиционными техниками рисования овладевает ребёнок, тем более творческой натурой он вырастет. В творческой деятельности задача педагога стоит не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребёнка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

 

.  .  .