Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Роль осмысленного чтения в дошкольном возрасте

Дата публикации: 2023-06-13 23:15:19
Статью разместил(а):
Климкина Наталья Викторовна

Роль осмысленного чтения в дошкольном возрасте

Автор: Климкина Наталья Викторовна

ГБДОУ "Д/С № 81 Красногвардейского района", Санкт-Петербург

  

Кажется, люди сегодня только и делают, что читают: вокруг ведь так много информации! Мы её буквально проглатываем. Но в этом-то и кроется главный подвох. Проглотить — значит не почувствовать вкуса.

Читать — что это значит? Сложить буквы в слоги и слоги в слова — это чтение, конечно же. И это ключевой навык, над которым начинают работать в первом классе, а порой и раньше. Но это техническое чтение. А какое же тогда смысловое? Здесь ответит Пушкин: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». В каком-то смысле поэт определил глубинную суть смыслового чтения.

Смысловое чтение — это не только увязывание в логическую цепочку слов и предложений. Это осознанное вчитывание и проникновение в суть посредством глубокого анализа. Восприятие произведения как значимого целого со всеми его внутренними взаимосвязями, а ещё с практической точки зрения, то есть с взаимосвязями с реальной жизнью.

Смысловое чтение предполагает развитие у ребёнка способности работать с текстовой информацией, воспринимать её на слух, обдумывать, анализировать, запоминать, выделять главное в этой информации, отвечать на вопросы по тексту.

Педагоги уверены — развивать способность к осмысленному или смысловому чтению в школе уже поздно. Приучать ребёнка к работе с текстом нужно еще в дошкольном возрасте. Только текст должен быть особым: по особенному структурированным, со словами, подобранными по особым принципам, и обязательно в сопровождении наглядности, визуального ряда. Эмоционально проживая события, ребёнок осваивает навык критического чтения – ключевой компетенции XXI века. 

Самые юные читатели порой много сил тратят на то, чтобы соединить буквы в слоги, а те, в свою очередь, в слова и предложения, поэтому им не всегда удается уловить смысл текста. 

Чтение — это не просто механическое преобразование букв в слова, но и способ восприятия и обработки информации. Важно как можно раньше распознать, что ребенок не понимает прочитанное, пока объем текстов и заданий невелик. Это легко сделать, задавая вопросы по тексту, например, по прочитанной сказке. Без ответов на вопросы ребенок сам может не обратить внимания на то, что он не понимает смысла того, что прочитал. 

Для того чтобы ребенок успешно научился читать, нужно предварительно сформировать словарный запас и ряд других навыков: 

Различают две стороны чтения: техническую и смысловую. Техническая сторона — это способ и скорость чтения, наличие или отсутствие ошибок. А вот понимание прочитанного относится к смысловой, или понятийной, стороне чтения. 

Главные причины непонимания прочитанного могут быть следующими. 

Нагрузка и усталость. Современные дети живут в мире больших информационных нагрузок. Нередко ребенок читает фразу и коверкает ее смысл, стремясь выполнить задание как можно быстрее, чтобы перейти к следующему. 

Автоматическое чтение. Ребенок тараторит текст, не вникая в его смысл. К сожалению, часто взрослые в первую очередь уделяют внимание скорости чтения, а не его качеству. Пока ребенок учится читать, не стоит гнаться за скоростью. Лучше читать более медленно, но вдумчиво. 

Недостаточный словарный запас. Ребенок может прочитать слово, но не знать его значения и потерять от этого смысл предложения или даже всего текста. Объясните ребенку, что смысл непонятных и незнакомых слов можно (и нужно!) уточнять у взрослых. 

Принципы обучения осмысленному чтению.

Если ребенок уже может читать слоги и короткие слова (то есть технически научился читать), значит, пора подключать смысловую составляющую. То есть связывать образ слова с конкретным предметом, действием или признаком. Так ребенку будет гораздо интереснее учиться читать. Чтобы помочь ребенку осознавать прочитанное, старайтесь придерживаться следующих принципов. 

Играйте! Игра — естественное состояние дошкольника и ведущий для него вид деятельности. Поэтому игры — наиболее эффективная форма познания мира в этом возрасте. В первую очередь используйте игровые задания, чтобы учить ребенка читать. 

Ориентируйтесь на интересы ребенка. Нужно найти сферу интересов конкретного ребенка и опираться на нее. 

Важна не длительность, а регулярность занятий. Лучше заниматься по чуть-чуть, но ежедневно, чем устраивать учебные «марафоны» один или два раза в неделю. 

Объяснения должны быть краткими и емкими. Не стоит использовать пространные объяснения и запутанные сложноподчиненные предложения. Четкие и короткие фразы, в которых используются слова, которые ребенку уже понятны, работают гораздо лучше, чем пространные объяснения. 

Двигательные паузы для снятия напряжения. Можно делать паузы вроде физкульт-минуток, а можно давать задания, подразумевающие движение. 

Не перегружайте ребенка. Если вы видите, что у малыша возникает отрицание заданий, если он отказывается заниматься, то, возможно, эта нагрузка для него чересчур велика. Дайте ему время перезагрузиться и заняться тем, что ему нравится, а затем попробуйте постепенно вернуться к занятиям. 

Ребенок имеет право не знать и не уметь. То, что нам кажется элементарным или очень простым, у дошкольника может вызывать ощутимые трудности. Поэтому взрослым важно оставаться терпеливыми и сдержанными и дать ребенку постепенно научиться тому, что мы давно умеем. 

Не сравнивайте ребенка с другими. Единственный, с кем можно и нужно сравнивать своего ребенка, — это он сам в прошлом. Если есть прогресс, не забывайте отметить успехи малыша.  

Если ребенок все равно плохо понимает прочитанное 

Для начала нужно четко понимать, что ребенку тяжело и он не создает проблемы специально. Ему нужна помощь, и недовольство взрослого только ухудшит ситуацию. 

Прежде всего убедитесь, что ребенок уверенно знает все буквы алфавита. Не стоит подгонять ребенка, как бы медленно он ни читал. Наоборот, можно останавливать его и задавать уточняющие вопросы, особенно по поводу слов и фраз, чтение которых вызвало затруднения. 

После прочтения текста обязательно обсуждайте его, задавайте вопросы, чтобы удостовериться, что ребенок понял прочитанное. При заучивании наизусть стихов также уточняйте, понимает ли ребенок их смысл. 

Пусть малыш читает, как ему удобнее: подчеркивая линию текста линейкой, листом бумаги или водя по странице пальцем. Проблема, которой родители не всегда придают значение, заключается в том, что ребенок может просто сбиться и запутаться в массиве текста, поэтому ему важно выделить читаемую строку. 

Помните, что в любом деле главное — практика. Возможно, успех придет не сразу, но со временем при регулярных занятиях ребенок будет понимать смысл прочитанного все лучше и лучше. 

Советуем всем родителям открыть для себя удивительный мир совместного осознанного чтения с ребенком! Он открывает путь к диалогу и обсуждению важных тем в семейном кругу. И в конечном итоге получается, что смысловое чтение еще и укрепляет семью!

 

.  .  .