Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие познавательной активности и музыкальных способностей дошкольников посредством игровой деятельности

Дата публикации: 2023-06-13 18:28:49
Статью разместил(а):
Белогорова Виктория Геннадьевна

Развитие познавательной активности и музыкальных способностей дошкольников посредством игровой деятельности

Авторы: Земляницына Марина Николаевна

и Белогорова Виктория Геннадьевна

ГБДОУ "Детский сад № 72 комбинированного вида Красносельского района", Санкт-Петербург

 

Работая в дошкольном учреждении, мы столкнулись с проблемой недостаточного разнообразия игрового материал для проведения интересной развивающей музыкальной и коррекционной деятельности. Цель нашей работы заключается в том, чтобы помочь детям адаптироваться с помощью определенных игровых приемов и методов, сосредоточенных в тематических игровых разработках- сценариях. Так как именно внешняя среда оказывает основное влияние на психическое поведенческое и музыкальное развитие ребёнка, на его анатомо-физическое состояние и созревание организма в целом.

На основе опыта работы и наблюдений мы пришли к выводу, что детям до пяти лет свойственна индивидуальная форма игры. Не стоит навязывать ребёнку компаньонов, разрушая его игровое настроение и желание к творческому мышлению. Всё должно происходить постепенно. Игра многозначна и детей необходимо подготовить к такой форме самовыражения. Для этого мы хотим предложить следующие приемы в игровой деятельности:

· Дружеский, теплый, не подавляющий ребёнку стиль общения;

· Безопасный, устанавливающий степень дозволенности, т.е. безопасности в игровом взаимопонимании («Мы играем. В игре можно делать больно? «Нельзя!»)

· Самостоятельный, предоставляющий ребёнку самостоятельно выбирать линию поведения;

· Открытый, дающий ребенку право выражать свои чувства.

Каждая методическая разработка включает в себя цикл игр, связанных единым сюжетом, которые направлены на развитие как музыкальных способностей: чувства ритма, музыкального мышления и памяти, так и основных познавательных и развивающих процессов: внимания, воображения, речи, логики и физического развития. В совокупности они способствуют закреплению навыков общения, помогают ребёнку социализироваться не только в своей группе, но и дальнейшем в обществе. Тематические разработки можно использовать в основной развивающей деятельности дошкольников, на отдельных тематических вечерах и досугах, или при работе с родителями, как совместные игровые мероприятия. Все методические разработки имеют музыкальное сопровождение, кинезиологические упражнения и соответствующую по возрасту физическую нагрузку.

В ходе совместной работы мы пришли к мнению, что игра – это «экологически чистый» вид деятельности, если так можно выразиться. И чем больше внимания к ней будет проявляться со стороны родителей, специалистов, тем более развитым и здоровым вырастет ребёнок. Предлагаем варианты авторских разработок сценариев в форме тематического игрового досуга для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Сценарий игрового досуга для детей младшего дошкольного возраста «Топ-топ ножками по нашему городу»

Цель: Создание благоприятного эмоционального фона, положительных эмоций и чувств, укрепление психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

· Ознакомление детей с памятниками животным города Санкт-Петербурга;

· Развитие эмоционального отклика на содержание занятия;

· Воспитание любви к своему городу и его жителям;

· Активизация и обогащение словаря детей;

· Стимулирование к выполнению движений в игре.

Оборудование: фигурки животных (объёмные): Заяц, Кот, Лошадь в корзине. На столе  фотографии с памятниками животным Санкт-Петербурга (Кошка Василиса  с Васильевского острова, Заяц на пеньке у Петропавловской крепости, Кот Елисей на Елисеевском магазине, Кони с Аничкового моста ),

Большой голубой платок для релакса.

Ход игровой деятельности

Звучит спокойная музыка. К детям в гости приходит педагог, переодетый Кошкой.

Кошка:

«Здравствуйте, мои друзья!

Вас так рада видеть я.

В вашем городе живу,

К деткам в гости прихожу.

Кошка Василиса я!

Вы узнали все меня?»

Ведущий:

«Здравствуй, Василиса! А, что ты принесла нам в корзинке?»

Кошка:

«Чудеса живут в корзинке!

Побежали по тропинке!

Топ-топ-топ (дети топают ногами)

На Заячий остров!

Добираться нам не просто:

На трамвае - «дзынь, дзынь, дзынь» (дети встряхивают кистями рук)

На метро – «ту – ту  ту – ту» (дети имитируют руками движение паровозика)

Ехать очень далеко!» (можно повторить 3 раза)

(дети под музыку двигаются по комнате, вслед за Кошкой)

(показ Зайца)

Кошка:

«Зайка на пеньке сидит,

Ветер воду шевелит (педагог дует , дети повторяют)

Тихо, Заинька, сиди

И с пенька не уходи!» (дети грозят пальчиком)

Ведущий:

«Василиса, а кто это у тебя ещё в корзинке шевелится?»

Кошка:

«Это друг мой – Елисей (показ Кота)

На проспекте всех главней!.

Высоко сидит, глядит.

Никуда не убежит!

Дотянуться до него

Будет очень нелегко!» (дети тянутся вверх, пытаются достать Кота. Гладят его)

Кошка (показывает Лошадь) 

Ведущий:

«Мы на Невском побывали

Топ-топ-топ

Топ-топ-топ.(дети топая ногами идут за ведущим)

И коней там увидали

О-го-го, О-го-го. (дети качают головой)

На мосту стоят лошадки

И-го-го, и-го-го(дети цокают языком)

Мы на них поедем в гости

Далеко, далеко (дети скачут ,имитируя лошадь)

Ведущий:

Ох, скакали и устали,

Нужно деткам отдыхать,

Нужно деткам полежать! (дети ложатся на ковёр)

Релакс «Петербургское небо» (Ведущий и Кошка под релаксирующую музыку с помощью большого голубого платка делают над каждым ребёнком купол и медленно его опускают).

Дети встают.

Кошка:

«В нашем городе живут славные зверюшки,

Приходите к ним, друзья,

Почесать за ушком!»

Ведущий:

Спасибо, кошка Василиса, что рассказала нам про интересных животных - памятников нашего Санкт-Петербурга. Мы обязательно сходим к ним в гости!. До свидания!

Сценарий интегрированного игрового досуга для детей старшего дошкольного возраста «Приключения в стране Играндия».

Цель: Создание благоприятных условий для гармоничного и психологического здоровья детей через игровую деятельность.

Задачи: 

Учить умению играть в коллективе, умело и красиво двигаться.

Учить воспринимать эстетику тела для формирования и развития положительной «Я – концепции».

Дать возможность задействовать в игре все тело, творчески выражать себя без слов, умение включаться в совместную деятельность.

Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая яркий, эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению различных музыкальных движений разного характера.

Развивать чувство ритма, умение свободно ориентироваться в пространстве.

Оборудование: картинки с использованием различных частей тела, искусственная свеча (фонарик), фонарики из картона, макет города и маски эмоций.

Музыкальный материал: К. Глюк «Танец благословенных духов» из оперы «Орфей и Эвредика», мелодия из к/ф «Амели», Я. Тахаши «Оживленная улица», И. Брамс «Колыбельная», И. Штраус «Марш Радецкая», Лядов «Вариации на тему Глинки».

Ход досуга: 

Дети входят под музыку и встают в круг. На стене зала макет города и  изображения лица с эмоцией равнодушия.

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами попали в страну Играндия, где нас ждет много приключений, жители этой страны, веселые, добрые, отзывчивые, но недавно у них случилось странное событие, кто-то задул огонек игры и теперь все жители страны грустят и скучают, потому что не могу играть без огонька игры. Они пригласили нас чтобы мы помогли им разжечь этот огонёк. Поможем? (ответы детей) А как же его разжечь, как вы думаете? (ответы детей). Правильное! Надо сыграть в разные игры. Поиграем? (ответы детей).

И первой игрой мы будем будить спящих и скучающих жителей страны Играндии. Я буду хлопать в ладоши под разую ритмическую музыку, а вы попробуйте хлопать так же как я, чтобы получилось одновременно.

Игра «Поймай руки в одном стуке».

Ведущий: Посмотрите, жители страны просыпаются, потягиваются, зевают и мы сейчас превратим в большие ротики наше тело и покажем всем телом большой зевок. Внимательно слушайте музыку и старайтесь двигаться медленно.

Игра «Зевок». 

Ведущий: Все взбодрились, проснулись и очень нам обрадовались и мы рады.  Давайте потанцуем, но не так как всегда, а отдельными частями тела. Я вам буду показывать их на карточках, а вы, какую часть тела увидите, той и двигайтесь.

Игра «Пляшущие ноги, руки, носы». 

Ведущий: Молодцы, замечательно все у вас получается. А пока мы танцевали, что-то погода испортилась. Когда я скажу слово «Дождь», вы хлопаете в ладоши, «Ветер» потираете ладошки, «Гром»- топаете ногами. я тоже буду вместе с вами всё показывать, но буду вас путать. Поэтому слушайте внимательно!

Игра «Дождь, ветер, гром». 

Ведущий: Вот так погода! Нужно поиграть еще в одну игру, чтобы убежать от этого ненастья. У меня есть замечательный барабан. Под музыку вы двигаетесь по залу, а когда я ударю в барабан, вы должны будете замереть на месте и не двигаться.

Игра «Беги, замри!» 

Ведущий: Бежали мы, бежали и добежали до кошкиного дома. Вставайте скорее в круг и сыграем в игру «Кошкин дом».

Игра «Кошкин дом».

Дети держатся за руки и идут по кругу под музыку, проговаривая:

Тили, тили, тили, бом!

Загорелся кошкин дом!

Пух, пух, пух и огонь потух!

(Дети, набрав воздух носом, дуют.)

Ведущий: Какие молодцы, потушили пожар, ребята, а пока тушили пожар, у меня пропали ключи от буфета, где лежали мои конфеты, кто их взял?

Их взял…(имя ребёнка)

Ребёнок отвечает: Кто? Я? Я не брал!!! Их взял, их взял…(называет имя другого ребёнка) игра повторяется, чтобы все дети приняли участие.

Игра «Ключи от буфета». 

Ведущий: Ой, а посмотрите какие жители страны Играндии все одинаковые, у них нет настроения, давайте им покажем наши эмоции и подарим им свое настроение. Вы должны обняться, обняться и превратиться в « мешочек» и договориться, какую эмоцию будете показывать, а мы угадаем!

Игра «Мешочек настроения»  

Ведущий: «Ура! У нас получилось! И теперь у жителей страны Играндия есть настроение, есть эмоции. А чтобы всем стало еще интереснее и веселее, мы сыграем в нашу любимую игру «Червячок, куколка, бабочка».

По команде ведущего дети под соответствующую  музыку «превращаются» в червячка (катаются по полу), куколку (замирают на месте), бабочку (медленно перемещаются по помещению, махая руками). Педагог «ловит» детей сачком из сцепленных в круг рук.

Игра «Червячок, куколка, бабочка». 

Ведущий: А как же наш огонек? Не горит! Давайте подуем на него и он разгорится!

Игра «Раздуй огонь» (когда дуем вместе, гаснет свет и появляются много огоньков. Светомузыка)

Ведущий: Разгорелся наш огонек игры, возьмите каждый свой фонарик и украсьте им домики жителей стран (дети идут, развешивают фонарики). Мы помогли жителям страны Играндия и теперь давайте сыграем все вместе и пригласим гостей с нами поиграть.

Музыкальная игра «Друзья обнимаются» 

Ведущий: Молодцы, ребята, вам понравилось играть? (ответы детей). Давайте прощаться с гостями и жителями страны Играндия. До свидания.

При составлении сценарий использовались авторские игры и упражнения и игры из книги Фопель К. «С головы до пят», подвижные игры для детей 3-6 лет. – М; Генезис, 2010.

Так же предлагаем использовать для релаксации музыку известных композиторов Римский-Корсаков «Море», Бетховен Л. «Лунная соната», Чайковский П.И. «Сентиментальный вальс», Шуман Р. «Грезы», Шуберт Ф. «Аве Мария».

 

.  .  .