Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Использования пальчиковых игр при формировании лексических навыков в дошкольном возрасте

Дата публикации: 2023-05-03 12:55:13
Статью разместил(а):
Кислова Надежда Петровна

Использования пальчиковых игр при формировании лексических навыков в дошкольном возрасте

Автор: Кислова Надежда Петровна

ГБОУ "Средняя школа № 235 им. Д.Д. Шостаковича"

 

Аннотация: В данной статье рассматривается использование пальчиковых игр при формировании иноязычных лексических навыков у детей дошкольного возраста. Насколько эффективно использование данных игр на занятиях английского языка.

Ключевые слова: пальчиковые игры, формирование лексического навыка, дети дошкольного возраста, обучение иностранному языку.

 

Невозможно не согласиться с тем, что овладение лексикой является одним из самых важных аспектов в изучении языка. Слово представляет собой одну из ключевых структурных единиц языка, позволяющих обеспечить в процессе общения взаимообмен мыслями, информацией, смыслами. Словарный состав является уникальным для каждого конкретного языка, отражая социальный опыт и мудрость поколений, особенности национальной культуры. Усвоение лексики является необходимым условием успешной коммуникации.

Способность ребенка назвать слово или выразить свою мысль на иностранном языке дает мощный заряд к дальнейшему изучению языка. Способность детей понимать несложную, доступную по содержанию речь существенно расширяет их лингвистический кругозор, совершенствует мыслительные процессы, позволяет общаться с людьми из разных стран и приобщаться к особенностям их культур. Дети любознательны, активны и готовы к изучению чего-то нового, и так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то именно она может сделать для ребенка процесс обучения, в данном случае, лексике, интересным и захватывающим.

Проблема игры является одной из центральных в педагогической науке. Исследованием вопросов, связанных с игрой, занимались отечественные ученые К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Е.И. Удальцова, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, Д.Б. Эльконин другие. Посредством игры ребенок познает окружающий мир. Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [2, с. 126]. А.Н. Леонтьев считал, что игра: «…не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия» [3, с. 307], являясь, по существу, основным инструментом в процессе познания и освоения ребенком окружающей его действительности, тренировкой навыков «взрослых» действий [3, с. 37-47]. Идеи А.Н. Леонтьева развивает Д.Б. Эльконин, который определяет игру как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности [7, с. 21].

Особое значение в дошкольном возрасте приобретают тактильные и двигательные ощущения – дети познают мир руками, для них важен непосредственный контакт с окружающими их предметами и явлениями. Ребенок запомнит с легкостью то, во что вовлечены движения кисти рук, что он потрогал, с чем поиграл, ведь это вызывает у детей неподдельный интерес и вместе с тем служит мощной психофизиологической основой установления множества новых нервных связей, развития мозга и мыслительных функций в целом. Следовательно, использование пальчиковых игр, основанных на развитии мелкой моторики руки, может значительно улучшить процесс обучения.

Пальчиковые игры имеют огромное значение для детей-дошкольников. Такие игры развивают не только речь и мелкую моторику, но и способность к общению. В.А. Сухомлинский считал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», что также доказывает нам необходимость таких игр на занятиях. Думается, что данный вид игр может оказать существенное влияние на овладение лексикой иностранного языка, обеспечить более интенсивное речевое развитие ребенка в целом.

Ввиду многообразия пальчиковых игр могут возникнуть трудности с их выбором. Необходимо знать, какие игры будут вызывать эмоциональный отклик детей, какие игры подойдут для изучения той или иной темы, сможет ли преподаватель управлять деятельностью детей таким образом, чтобы игра выполняла свои функции. Кроме того, в методике игры представлены как отдельные разрозненные приемы, не образующие единую систему, в связи с чем необходимо выяснить, насколько возможно упорядочить их использование в соответствии с логикой формирования речевых явлений.

Овладение лексикой занимает особое место в обучении иностранным языкам. Без знания лексики человек не сможет выразить свою мысль, общаться с людьми, понимать людей из других стран. Говорить на языке без минимального запаса слов просто невозможно.

Необходимо обратиться к понятию «пальчиковые игры». К.В. Рончка, Е.И. Павлова и Н.С. Корзенкова определяют пальчиковые игры как «показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук» [4, c. 40].

Они считают, что пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики рук, двигательной координации, преодолению скованности. Но самое главное, по мнению ученых-физиологов, пальчиковые игры стимулируют зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи, умственную активность, логическое мышление, память [1, c. 10]. Н.С. Рымчук считает, что дети, играя пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее, чем те дети, которые совсем не знакомы с пальчиковыми играми. Мелкие движения кисти способствуют развитию речи, «…так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук». Следовательно, формирование правильной устной речи ребенка происходит, когда движения пальцев рук хорошо развиты у ребенка [5, с. 6-8]. Думается, что данный вид игр может оказать существенное влияние на овладение лексикой иностранного языка, обеспечить более интенсивное речевое развитие ребенка в целом.

Яна Мари Айверсон, психолог развития, известная своими исследованиями развития жестов и моторики в связи с коммуникативным развитием, в своей статье пришла к выводу, что приобретение двигательных навыков дает детям возможность практиковать навыки, относящиеся к овладению языком. Склонность детей взаимодействовать с объектами окружающей среды и активно исследовать их с помощью рук оказывает влияние на развивающиеся коммуникативные и языковые системы [9]. Лоис Маскет Блум в ходе своих наблюдений отметила в действиях детей явный прогресс в развитии, который был тесно связан с достижениями в области мелкой моторики. В период, предшествующий речи, подавляющее большинство перемещений предметов у младенцев включало разборку вещей на части. В связи с приобретением новых двигательных навыков, дети начали складывать предметы так, как они раньше не видели их вместе, что повлияло на развитие их речи [10].

По мнению Е.Ф. Черенкова, в результате воздействия нервных окончаний на мозг, активизируется мозговая деятельность. Для ребенка необходима хорошо развитая мелкая моторика, чтобы подготовить руку к письму, развить координацию. Пальчиковые игры помогают развить мелкую моторику у детей. Для развития речи используют считалки, песни, небольшие стихотворения [6, с. 5]. Вышеперечисленные качества необходимы как для дальнейшей жизни ребенка, так и для его обучения.

Пальчиковые игры имеют огромный потенциал для обучения детей иностранному языку. Необходимо рассматривать пальчиковые игры как обучающие дидактические игры, предполагающие выполнение игровых действий на основе движений мелкой моторики рук и направленных на совершенствование речевых фонетических и лексико-грамматических навыков. 

Таким образом, можно рассматривать игру как ведущий вид детской деятельности, обеспечивающую активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, детерминирующую развитие всех его высших психических функций, социальное и познавательное развитие. Ввиду этого, использование пальчиковых игр, основанных на развитии мелкой моторики, может значительно упростить и улучшить процесс обучения для детей, которые готовятся к школе. Данные игры имеют огромный методический потенциал при обучении дошкольников лексике английского языка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев. Развивающие пальчиковые игры для детей от 1 года до 4 лет. – Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 144 с. 

2. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973. – 207 с. 

3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. – М.: Педагогика, 1944. – № 8-9. – 61 с.

4. Рончка К.В., Павлова Е.И., Корзенков Н.С. Развитие речи посредством пальчиковых игр. М.: ООО «Обруч», 2015. №3. – 40-42 с. 

5. Рымчук Н.С. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с. 

6. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 186 с. 

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. Изд. 2-е. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999 – 360 с.

8. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для ВУЗов. М.: Академия, 2007. 384 с.

9. Iverson JM. Developing language in a developing body: the relationship between motor development and language development. J Child Lang. 2010;37:229–261.

10. Bloom L. The transition from infancy to language. New York: Cambridge University Press; 1993.

 

.  .  .