Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Роль сказки в жизни ребенка

Дата публикации: 2023-02-11 19:36:06
Статью разместил(а):
Михайлова Елена Николаевна

Роль сказки в жизни ребенка

Автор: Михайлова Елена Николаевна

ГБДОУ "Детский сад № 32 Выборгского района Санкт-Петербурга"

  

«Сказка-это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений». В.А. Сухомлинский.

 

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.

Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребёнок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребёнка описать героев.

Сказкой можно снять тревогу у ребёнка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребёнок научится четко выговаривать звуки.

В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребёнка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребёнок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребёнка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребёнку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.

Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.

Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребёнок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.

Когда ребёнок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.

Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот и петух», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Жихарка», «Теремок» и т.д. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали.

"Как читать сказку детям"

Исследователь отмечают, что сказка вводит ребёнка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу.

Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет сказки взрослый может показать его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.

Главный смысл сказки, который необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенности в своих силах.

1. Одно из главных усилий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребёнку, что это доставляет вам удовольствие.

2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.

3. Читайте неторопливо, но и не монотонно.

Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите от содержания сказки.

5. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть для взрослых скучновато, но для ребёнка – нет.

6. Читайте ребёнку каждый день, даже тогда, когда он научится делать это сам.

7. Незнакомую сказку сначала прочитайте сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребёнком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, свое отношение к прочитанном.

 

.  .  .