Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проект "Мой любимый город"

Дата публикации: 2022-11-18 01:54:07
Статью разместил(а):
Чугунова Наталия Алексеевна

Проект "Мой любимый город"

Авторы: Чугунова Наталия Алексеевна

и Дмитриева Татьяна Анатольевна

МБДОУ № 22 "Сказка", г. Кстово

 

Аннотация: Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в современных социокультурных условиях. Проект предназначен для детей подготовительной группы. Характер проекта - краткосрочный.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дошкольники, современные социокультурныеусловия.

 

«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!».
В. Орлов

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве.

Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

Вид проекта – познавательно-исследовательский, творческий, краткосрочный (1-2 месяца).

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Возраст участников проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет.

Тип проекта: групповой; практико-ориентированный.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Цель проекта:
- Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств.
- Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.

Задачи проекта:

1. Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.
2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
3. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Предполагаемые результаты: 

  • Воспитывать патриотические чувства у детей.
  • Актуализировать знания о родном городе.
  • Заинтересовать детей и взрослых историей родного края, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
  • Использовать развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Найти интересную информацию по теме «Улицы нашего города», подобрать фотографии родного города для сопровождения рассказа.
  • Оформить фотовыставку «Кстово-65 лет».

Формы организации: образовательная ситуация; дидактические игры; беседы; рассматривание иллюстрация; чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен; работа с родителями.

Условия реализации проекта: интерес детей и родителей, методические разработки, взаимодействие со специалистами.

Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:

  • Методическая литература;
  • Наглядный материал (фотографии, плакаты, иллюстрации);
  • Подбор мультфильмов, фильмов, песен;
  • Выставка книг, фотографий, выставка творческих работ детей с родителями;

Актуальность:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым!

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:
1. Сбор литературы по данной теме
2. Постановка цели,
3. Поиск формы реализации проекта,
4. Разработка содержания,
5. Приобрести наглядный материал,
6. Изготовить дидактические игры по теме,
7. Подготовить материалы для работы с родителями.

Основной этап. 

1. Рассказ воспитателя об истории развития города.

2. Рассматривание фотографий и беседа на тему «Любимый город Кстово».

3. Просмотр слайдов и видеоматериалов.

4. Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».

5. Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу».

Цикл занятий "История возникновения родного города".

Цели: вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города; формировать познавательные интересы, любознательность, активность; воспитывать любовь к родному городу.

Наш любимый город.

Цель: Закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Совместная и самостоятельная деятельность.

Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад». Познавательные занятия «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?».

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые:

Построим улицу города

Строительство нового дома

Супермаркет «Магнит»

Дидактические игры:

Лото «Наш город»

«Выложи герб из фрагментов»

«Где находится памятник?»

«Путешествие по городу».

Создание уголка «Мой город родной».

Альбом «Наш любимый детский сад».

Карта - схема «Дорога в детский сад».

Работа с родителями: консультации на тему: «Как знакомить детей с городом», «По дороге в детский сад», фотовыставка.

Завершающий этап: Оформление папки-передвижки «Кстово – 65 лет» - дети с достопримечательностями города.

Подведение итогов проекта.

Результативность проекта:
1. У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу.
2. Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города, земляках, народных промыслах.
3. Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города.

Содержание проектной деятельности.

1 День

Первая половина дня

1) Групповая/ подгрупповая деятельность (коммуникативная) «Знаешь ли ты свой город?» (с использованием иллюстраций «Виды города»).

Цель: выявить уровень знаний детей по теме. 

Примерные вопросы:

- Как называется город, в котором ты живёшь?

- Почему он так называется?

- Что является центром нашего города?

- Как называется эта площадь?

- Чем отличается город от деревни?

- Где в городе люди лечатся?

- Где покупают продукты, лекарства?

- Где отправляют и получают посылки?

- Назови свой адрес.

2) ООД Развитие речи. Обучение рассказыванию «Город в котором я живу». Цели: активизировать речевой материал по теме «Город»

- учить детей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами – ик, - ищ;

- учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах

- учить детей составлять рассказ о своём городе, развивать внимание и память.

3) Образовательная деятельность в режимных моментах. Традиция «Утро радостных встреч». Детей встречает игрушка - Кот Леопольд. Расспрашивает детей, в какой стране и городе они живут, какой у них адрес, что интересного есть в их городе.

Цель: выявление знаний детей о месте их жительства, формирование первичных ценностных представлений о себе, окружающим их социальном мире.

4) Самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей.

- настольные игры

- рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.

Вторая половина дня.

1) Групповая/ подгрупповая деятельность:

1. Коммуникативная. Д/и «Расскажи о родном городе : какой он, город Кстово?»

Цель: учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу.

2) Образовательная деятельность в режимных моментах:

Д/И «Мы - строители города» (работа с контурной картой). Цели: ознакомление с контурной картой города, развитие творческого потенциала.

Ход игры: предложить детям на карте «построить» город и стадион, расположить пляж, очистные сооружения, учить размещать всё на карте при помощи определённых значков.

3) Работа с родителями: Консультация «Улицы родного города».

2 День.

Первая половина дня

1) Групповая / подгрупповая деятельность:

1. Коммуникативная. Рассказ - беседа об истории возникновения родного города.

Цели: закреплять знания детей о Кстово, познакомить с историей возникновения родного города и его основателем.

2. Познавательно-исследовательская. Развивающая игра «Путешествие».

Цель: при помощи картинок закреплять названия главных достопримечательностей нашего города.

2) Образовательная деятельность в режимных моментах:

1. Д/И «Сложи картинку и назови».

2. Познавательно-исследовательская (работа с контурной картой).

Цель: познакомить детей с цветовой гаммой контурной карты, рассказать, что по цветам на карте расположены равнины (зелёный, горы (коричневый, реки и водоёмы (голубой).

3) ООД. Рисование «Город, в котором я живу. Мой дом».

Цели: вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения; побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет - форма).

Вторая половина дня.

1) Образовательная деятельность в режимных моментах. Беседа «Интересные уголки Родного Города». 

Цели:

- вспомнить знакомые места родного города, для чего их создают;

- рассказать о тех людях, которые внесли наибольший вклад в развитие родного города;

- поговорить о скверах, что расположены недалеко от детского сада, в честь кого они названы.

2) Работа с родителями: Предложить родителям вместе с детьми посетить Дворец культуры Нефтехимиков.

3 День.

Первая половина дня

1) Групповая / подгрупповая деятельность.

1. Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»

Цели: побуждать детей к высказываниям, проверять знания детьми районов города, своего домашнего адреса.

2. Познавательно-исследовательская. Составление схемы улицы, где находится наш детский сад.

2) Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание карты – схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места, где уже бывали дети).

3) ООД. Конструирование «Район, в котором находится наш детский сад».

Цели: расширять и уточнять представления детей о районе, в котором расположен их детский сад; учить работать коллективно, обсуждать детали работы; развивать воображение.

Вторая половина дня.

1) Сюжетно-ролевая игра «Улицы родного города». Цели: помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами (больница, магазин, аптека, полиция, почта, детский сад); развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры.

2) Д/и «Сложи памятник».

Первая половина дня

1) Групповая/ подгрупповая деятельность:

1. Рассказ детей об интересных местах города, где они уже успели побывать.

2. ЧХЛ. Чтение стихотворений о родном городе.

2) Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг и фотографий.

3) ООД. Познание: «История возникновения родного города».

Цели: закреплять знания детей о родном городе; познакомить с историей возникновения города и его основателем; воспитывать интерес к истории родного края.

Вторая половина дня.

1) Познавательно-исследовательская - составление «Красной книги родного края».

Цель: рассказывание, показ иллюстраций с изображением животных, обитающих в нашей области.

2) Беседа: «Что интересного увидели и запомнили при посещении дворца культуры «Современник».

3) Рисование на тему «Животные родного края».

4) Работа с родителями: предложить найти информацию о количестве улиц города и чьими именами называют улицы.

4 День.

Первая половина дня

1) Групповая/ подгрупповая деятельность :

Составление и отгадывание загадок на тему «Мои любимые места в моем городе».

2) Посещение музея с выставкой «Город на Волге».

Познавательно-исследовательская: рассматривание иллюстраций промышленных объектов нашего города.

Вторая половина дня.

1) Познавательная сказка. Цель: слушание сказок и заучивание малых жанров устного – народного творчества из сборника «В некотором царстве».

2) Продуктивная. Изготовление альбома «Мой город».

3) Д/и «Угадай, где я нахожусь».

Результат проекта:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.

 

.  .  .